МААМ-картинки

Развитие математических способностей дошкольников посредством интеллектуальных игр

Татьяна Бухарина
Развитие математических способностей дошкольников посредством интеллектуальных игр
▼ Скачать + Заказать документы

Вашему вниманию представлен проект: Развитие математических способностей дошкольников посредством интеллектуальных игр.

Актуальность данного проекта заключается в том, что

Интеллектуальные игры помогают ребенку приобрести вкус к интеллектуальной и творческой работе. Они способствуют «запуску» механизмов развития, которые без специальных усилий взрослых могут быть заморожены или не работать вообще. Интеллектуальные игры помогают лучше подготовить ребенка к школьному обучению, расширяют возможности свободного, осознанного выбора в жизни и максимальной реализации его потенциальных способностей.

Публикация «Развитие математических способностей дошкольников посредством интеллектуальных игр» размещена в разделах

Противоречие:

возникает между необходимостью структурного развития математических способностей и отсутствием эффективного средства, позволяющего осуществить это на практике.

Гипотеза: Мы предположили, что

Организованная деятельность с использованием интеллектуальных игр, будет способствовать повышению уровня развития математических способностей детей.

Целью реализации моего проекта является

Развитие математических способностей дошкольников посредством интеллектуальных игр.

ЗАДАЧИ, решаемые в ходе реализации проекта – это

• Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме проекта и охарактеризовать основные этапы развития математических способностей в дошкольном возрасте.

• Провести экспериментальное исследование, направленное на выявление уровня знаний старших дошкольников на начальном этапе проекта.

• Создать и систематизировать дидактические материалы, апробировать на практике.

• Провести итоговую диагностику, проанализировать эффективность реализации проекта, обобщить и распространить полученный опыт.

Условия, необходимые для реализации проекта:

• Создание комфортной психологической обстановки

• Подбор материала и оборудования, соответствующее теме проекта

• Использование современных методов и приёмов работы с детьми

• Создание условий, максимально обеспечивающих развитие математических способностей

Этапы реализации:

Подготовительный

Срок реализации проекта – один год, реализация проходила в три этапа. На первом, подготовительном, этапе продолжительностью в 1 месяц (сентябрь) мною был создан

банк идей и предложений; подборана методическая, справочная литература по выбранной тематике проекта;

анализ проблемы: как повысить познавательную активность детей;

мониторинг уровней сформированности математических способностей;

постановка цели и задач,

определение методов и приёмов работы,

составление поэтапного плана деятельности,

подготовка предметно-развивающей среды,

подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта, целенаправленности, систематизации воспитательно–образовательного процесса математической направленности;

предварительная работа с дошкольниками и родителями.

Основной. Далее следует основной, практический этап, его продолжительность с октября по апрель.

Включение интеллектуальных игр в непосредственно образовательную деятельность, игровую деятельность;

использование в свободной деятельности и режимных моментах интеллектуальных игр : викторин, ребусов, шарад и т. д. ;

праздники и развлечения познавательного направления;

работа с родителями по созданию дидактического материала по развитию математических способностей ребёнка.

Заключительный

Включает в себя:

сбор и обработку

диагностических, практических

материалов и соотнесение поставленных и

прогнозируемых результатов с

полученными;

обобщение материалов.

Основные методы и приёмы применяемые в реализации проекта

• Практические (игровые)

• Экспериментирование

• Преобразование

• Конструирование

• Сюжетно-ролевая игра

• Игры на плоскостное моделирование, воссоздание

• Игры-драматизации

Формы организации детской деятельности

Непосредственно-образовательная деятельность

• Самостоятельная деятельность

• Творческая деятельность

На этом слайде представлены два основных блока интеллектуальных игр – викторины и стратегии. Что такое викторина? Это форма интеллектуальной игры, где успех достигается за счёт наибольшего количества правильных ответов. Викторины делятся на тестовые и сюжетные.

Тестовые викторины являются формой интеллектуальных игр. Дети отвечают на вопрос и получают оценку (фишку, очко, похвалу). Получается самый настоящий тест. Такие игры можно увидеть по телевизору. Это «О, счастливчик!», «Что? Где? Когда?», «Брейн-ринг».

Сюжетные викторины более интересные. Например, воспитатель придумывает игровой сюжет («Красная шапочка на новый лад»). Дети становятся «Красной шапочкой», «волком» и т. д.

Включается воображение, применяются элементы театрализации. Игра приобретает яркий эмоциональный характер. Примерами могут быть телевизионные передачи «Полундра», «Колесо истории» и др.

Стратегия – форма интеллектуальной игры. Здесь успех достигается верным планированием участниками своих действий. Это путь к успеху.

В боевой стратегии путь к успеху лежит через правильное планирование уничтожения противника (шахматы, шашки).

В экономической – через действия накопления: приобретения и продажи («менеджер», «продавец» и т. д.).

В ролевой стратегии – через наилучшее достижение целей, определяемых заданной игроку ролью («Яхта» и т. д.). Ролевая форма развивается по сценарному и импровизированному направлениям.

В сценарной стратегии импровизация допускается в строгом соответствии с разработкой игры.

Импровизационная стратегия намечает общие положения и даёт первоначальный толчок событиям, где сами дети выбирают тему импровизации.

Классификация вопросов и заданий для интеллектуальных игр

1. Вопросы на сообразительность.

Позволяют создать интригу, приковывают внимание. Эти вопросы строятся на базовом уровне знаний человека, но несколько зашифровываются, чтобы игрок в полной мере проявил мыслительные способности.

1.1. Ответ в вопросе.

Вопрос на сообразительность, где ответ содержится в самом вопросе. Тренируется чутьё игроков верного ответа.

1.2. Вопросы-шутки.

Они не предназначены для подшучивания над игроком. Вопросы остроумные, в них скрывается сущность.

1.3. Оригинально о банальном

Вопросы на сообразительность. Ответ прост и очевиден.

1.4. Вопрос-подсказка

Ведущий говорит первую подсказку. Отгадавший получает балл.

2. Вопросы типа «Неизвестное об известном»

В вопросах даётся удивительно занимательная и малоизвестная информация о вещах. Такие вопросы увеличивают интерес к игре.

3. Вопросы на логическое и ассоциативное мышление

Эти вопросы очень интересны игрокам, потому что задают необходимость выстраивать «цепочку» рассуждений. Это вопросы-задачи, задания.

4. Вопросы на удачу.

Вопросы с вариантами ответов. Можно задавать самый «заумный» вопрос, у игрока есть шанс ответить. Но такие вопросы монотонно.

5. Вопросы «на приближение»

Важно, чтобы факты, положенные в основу вопроса, были интересны и занимательны.

Условно допустимые для интеллектуальных игр

вопросы и задания

В этом разряде сгруппированы вопросы, допустимые в интеллектуальных играх при каких-либо условиях.

1. Вопросы на воспроизведение полученных знаний (воспроизводящие).

Вопросы, низшие по ценности для интеллектуальных игр. Они рассчитаны на память, практически не нуждаются в обсуждении. Все вопросы задаются по пройденному участниками игры материалу.

2. Воспроизводящие вопросы «с уловкой».

Вопросы требуют не только памяти, но и внимания.

3. Перечисление.

Задания-вопросы, требующие перечислить что-либо. Например, общий признак: башни Кремля, станции метро, имена мальчиков и т. д.

4. Вопросы-лекции.

Вопросы требуют развёрнутого ответа, что сразу снижает интерес к игре.

Недопустимые в интеллектуальных играх типы вопросов и заданий

1. Вопросы-розыгрыши

Требуют от игрока заученного ответа на этот вопрос, в случае ошибки участник испытывает чувство неловкости и унижения.

2. Неэтичные вопросы.

• Родители воспитанников принимала активное участие в реализации проекта. Информирование о задачах и содержании математического воспитания в детском саду и семье;

• анкетирование;

• участие в работе по развитию математических способностей детей в группе (математическая викторина «Счастливый случай», конкурсы);

• привлечение родителей к созданию обогащенной развивающей среды в группе;

• на подготовительном этапе был проведё н семинар-практикум: «Интеллектуальные игры. Домашняя игротека»

Мониторинг, проведё нный на заключительном этапе позволил нам сделать выводы: использование интеллектуальных игр позволяет повысить уровень развития математических способностей дошкольников и одновременно решить задачи, направленные на развитие основных психических процессов, а это в свою очередь позволяет в достаточной степени подготовить детей к обучению в школе.

Следующий слайд представляет

Распространение педагогического опыта:

Тип проекта:

По методу – информационно-исследовательский;

По содержанию – «Ребенок - математические отношения»;

Ребенок – субъект проектирования;

Внутри группы (участвуют дети все дети группы)

Фронтальный;

Долгосрочный. (1 год)

Объект исследования – учебно-воспитательный процесс в ДОУ.

Предмет исследования – развитие математических способностей дошкольников.

Ожидаемый результат: предполагается, что организованная работа по развитию математических способностей дошкольников в соответствии с современными требованиями будет способствовать повышению уровня развития математических способностей детей :

у детей выработан интерес к самому процессу познания математики;

преодолевают трудности;

не бояться ошибок;

самостоятельно находят способы решения познавательных задач;

стремятся к достижению поставленной цели;

умеют переносить усвоенный опыт в новые ситуации.

Новизна состоит в том, что в работе предлагается система работы в соответствии с современными требованиями.

Условия инновационной работы:

создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессовых факторов учебного процесса,

новые знания не даются детям в готовом виде, а постигаются ими путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков.

большое внимание уделяется развитию вариативного мышления и творческих способностей ребенка.

необходимо, чтобы каждый ребенок продвигался вперед своим темпом.

при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;

у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;

процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности;

обеспечивается преемственные связи между всеми ступенями обучения.

Публикации по теме:

Развитие интеллектуальных и познавательных способностей детей Содержание Введение 1. Обеспечение разностороннего, полноценного развития каждого ребёнка: интеллектуальное, личностное и творческое развитие.

Развитие интеллектуальных способностей у старших дошкольников с использованием компьютерной технологии Сирс Мы живем в стремительно изменяющемся мире, в эпоху информации, и не представляем свою жизнь без компьютеров, спутникового телевидения, мобильной.

Развитие сенсорных способностей дошкольников посредством дидактической игры Автор: Кокшаева Баина Владимировна, воспитатель МКДОУ ДС «Буратино», г. Лагань Республика Калмыкия. Младший дошкольный возраст очень важный.

Консультация для родителей «Развитие математических способностей у дошкольников» Особенное внимание при обучении воспитанников детского сада должно уделяться занятиям по началам математики. Не только по причине скорого.

Консультация «Развитие интеллектуальных способностей дошкольников через развивающие игры» Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет, поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре».

Математический проект «Интеллектуальные и логические игры в развитие математических способностей у дошкольников» Математический проект «Интеллектуальные и логические игры в развитие математических способностей у дошкольников» «Без игры нет и не может.

План работы по самообразованию «Развитие математических способностей у старших дошкольников посредством сюжетных игр» План работы по самообразованию на2015-2016 учебный год Нурмухаметовой А. В Тема:«Развитие математических способностей у старших дошкольников.

Развитие художественных способностей дошкольников посредством пластилинографии Ионина А. В. Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – «Детский сад № 44 «Веселые нотки»,.

Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством логических игр Подведение итогов непосредственно образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в области «Познание» основной общеобразовательной.

Развитие познавательно — интеллектуальных способностей старших дошкольников через интеллектуальные игры Развитие познавательно – интеллектуальных способностей старших дошкольников через интеллектуальные игры Каждый родитель мечтает о том, чтобы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие математических способностей дошкольников посредством интеллектуальных игр
Опубликовано: 1 ноября 2015 в 21:01
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие математических способностей дошкольников посредством интеллектуальных игр» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Бухарина (УИ 14476) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД