Татьяна Бухарина
Развитие математических способностей дошкольников посредством интеллектуальных игр
▼ Скачать + Заказать документы
Вашему вниманию представлен проект: Развитие математических способностей дошкольников посредством интеллектуальных игр.
Актуальность данного проекта заключается в том, что
Интеллектуальные игры помогают ребенку приобрести вкус к интеллектуальной и творческой работе. Они способствуют «запуску» механизмов развития, которые без специальных усилий взрослых могут быть заморожены или не работать вообще. Интеллектуальные игры помогают лучше подготовить ребенка к школьному обучению, расширяют возможности свободного, осознанного выбора в жизни и максимальной реализации его потенциальных способностей.
Публикация «Развитие математических способностей дошкольников посредством интеллектуальных игр» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Математика. Викторины по математике (ФЭМП)
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2015
Противоречие:
возникает между необходимостью структурного развития математических способностей и отсутствием эффективного средства, позволяющего осуществить это на практике.
Гипотеза: Мы предположили, что
Организованная деятельность с использованием интеллектуальных игр, будет способствовать повышению уровня развития математических способностей детей.
Целью реализации моего проекта является
Развитие математических способностей дошкольников посредством интеллектуальных игр.
ЗАДАЧИ, решаемые в ходе реализации проекта – это
• Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме проекта и охарактеризовать основные этапы развития математических способностей в дошкольном возрасте.
• Провести экспериментальное исследование, направленное на выявление уровня знаний старших дошкольников на начальном этапе проекта.
• Создать и систематизировать дидактические материалы, апробировать на практике.
• Провести итоговую диагностику, проанализировать эффективность реализации проекта, обобщить и распространить полученный опыт.
Условия, необходимые для реализации проекта:
• Создание комфортной психологической обстановки
• Подбор материала и оборудования, соответствующее теме проекта
• Использование современных методов и приёмов работы с детьми
• Создание условий, максимально обеспечивающих развитие математических способностей
Этапы реализации:
Подготовительный
Срок реализации проекта – один год, реализация проходила в три этапа. На первом, подготовительном, этапе продолжительностью в 1 месяц (сентябрь) мною был создан
банк идей и предложений; подборана методическая, справочная литература по выбранной тематике проекта;
анализ проблемы: как повысить познавательную активность детей;
мониторинг уровней сформированности математических способностей;
постановка цели и задач,
определение методов и приёмов работы,
составление поэтапного плана деятельности,
подготовка предметно-развивающей среды,
подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта, целенаправленности, систематизации воспитательно–образовательного процесса математической направленности;
предварительная работа с дошкольниками и родителями.
Основной. Далее следует основной, практический этап, его продолжительность с октября по апрель.
Включение интеллектуальных игр в непосредственно образовательную деятельность, игровую деятельность;
использование в свободной деятельности и режимных моментах интеллектуальных игр : викторин, ребусов, шарад и т. д. ;
праздники и развлечения познавательного направления;
работа с родителями по созданию дидактического материала по развитию математических способностей ребёнка.
Заключительный
Включает в себя:
сбор и обработку
диагностических, практических
материалов и соотнесение поставленных и
прогнозируемых результатов с
полученными;
обобщение материалов.
Основные методы и приёмы применяемые в реализации проекта
• Практические (игровые)
• Экспериментирование
• Преобразование
• Конструирование
• Сюжетно-ролевая игра
• Игры на плоскостное моделирование, воссоздание
• Игры-драматизации
Формы организации детской деятельности
• Непосредственно-образовательная деятельность
• Самостоятельная деятельность
• Творческая деятельность
На этом слайде представлены два основных блока интеллектуальных игр – викторины и стратегии. Что такое викторина? Это форма интеллектуальной игры, где успех достигается за счёт наибольшего количества правильных ответов. Викторины делятся на тестовые и сюжетные.
Тестовые викторины являются формой интеллектуальных игр. Дети отвечают на вопрос и получают оценку (фишку, очко, похвалу). Получается самый настоящий тест. Такие игры можно увидеть по телевизору. Это «О, счастливчик!», «Что? Где? Когда?», «Брейн-ринг».
Сюжетные викторины более интересные. Например, воспитатель придумывает игровой сюжет («Красная шапочка на новый лад»). Дети становятся «Красной шапочкой», «волком» и т. д.
Включается воображение, применяются элементы театрализации. Игра приобретает яркий эмоциональный характер. Примерами могут быть телевизионные передачи «Полундра», «Колесо истории» и др.
Стратегия – форма интеллектуальной игры. Здесь успех достигается верным планированием участниками своих действий. Это путь к успеху.
В боевой стратегии путь к успеху лежит через правильное планирование уничтожения противника (шахматы, шашки).
В экономической – через действия накопления: приобретения и продажи («менеджер», «продавец» и т. д.).
В ролевой стратегии – через наилучшее достижение целей, определяемых заданной игроку ролью («Яхта» и т. д.). Ролевая форма развивается по сценарному и импровизированному направлениям.
В сценарной стратегии импровизация допускается в строгом соответствии с разработкой игры.
Импровизационная стратегия намечает общие положения и даёт первоначальный толчок событиям, где сами дети выбирают тему импровизации.
Классификация вопросов и заданий для интеллектуальных игр
1. Вопросы на сообразительность.
Позволяют создать интригу, приковывают внимание. Эти вопросы строятся на базовом уровне знаний человека, но несколько зашифровываются, чтобы игрок в полной мере проявил мыслительные способности.
1.1. Ответ в вопросе.
Вопрос на сообразительность, где ответ содержится в самом вопросе. Тренируется чутьё игроков верного ответа.
1.2. Вопросы-шутки.
Они не предназначены для подшучивания над игроком. Вопросы остроумные, в них скрывается сущность.
1.3. Оригинально о банальном
Вопросы на сообразительность. Ответ прост и очевиден.
1.4. Вопрос-подсказка
Ведущий говорит первую подсказку. Отгадавший получает балл.
2. Вопросы типа «Неизвестное об известном»
В вопросах даётся удивительно занимательная и малоизвестная информация о вещах. Такие вопросы увеличивают интерес к игре.
3. Вопросы на логическое и ассоциативное мышление
Эти вопросы очень интересны игрокам, потому что задают необходимость выстраивать «цепочку» рассуждений. Это вопросы-задачи, задания.
4. Вопросы на удачу.
Вопросы с вариантами ответов. Можно задавать самый «заумный» вопрос, у игрока есть шанс ответить. Но такие вопросы монотонно.
5. Вопросы «на приближение»
Важно, чтобы факты, положенные в основу вопроса, были интересны и занимательны.
Условно допустимые для интеллектуальных игр
вопросы и задания
В этом разряде сгруппированы вопросы, допустимые в интеллектуальных играх при каких-либо условиях.
1. Вопросы на воспроизведение полученных знаний (воспроизводящие).
Вопросы, низшие по ценности для интеллектуальных игр. Они рассчитаны на память, практически не нуждаются в обсуждении. Все вопросы задаются по пройденному участниками игры материалу.
2. Воспроизводящие вопросы «с уловкой».
Вопросы требуют не только памяти, но и внимания.
3. Перечисление.
Задания-вопросы, требующие перечислить что-либо. Например, общий признак: башни Кремля, станции метро, имена мальчиков и т. д.
4. Вопросы-лекции.
Вопросы требуют развёрнутого ответа, что сразу снижает интерес к игре.
Недопустимые в интеллектуальных играх типы вопросов и заданий
1. Вопросы-розыгрыши
Требуют от игрока заученного ответа на этот вопрос, в случае ошибки участник испытывает чувство неловкости и унижения.
2. Неэтичные вопросы.
• Родители воспитанников принимала активное участие в реализации проекта. Информирование о задачах и содержании математического воспитания в детском саду и семье;
• анкетирование;
• участие в работе по развитию математических способностей детей в группе (математическая викторина «Счастливый случай», конкурсы);
• привлечение родителей к созданию обогащенной развивающей среды в группе;
• на подготовительном этапе был проведё н семинар-практикум: «Интеллектуальные игры. Домашняя игротека»
Мониторинг, проведё нный на заключительном этапе позволил нам сделать выводы: использование интеллектуальных игр позволяет повысить уровень развития математических способностей дошкольников и одновременно решить задачи, направленные на развитие основных психических процессов, а это в свою очередь позволяет в достаточной степени подготовить детей к обучению в школе.
Следующий слайд представляет
Распространение педагогического опыта:
Тип проекта:
По методу – информационно-исследовательский;
По содержанию – «Ребенок - математические отношения»;
Ребенок – субъект проектирования;
Внутри группы (участвуют дети все дети группы)
Фронтальный;
Долгосрочный. (1 год)
Объект исследования – учебно-воспитательный процесс в ДОУ.
Предмет исследования – развитие математических способностей дошкольников.
Ожидаемый результат: предполагается, что организованная работа по развитию математических способностей дошкольников в соответствии с современными требованиями будет способствовать повышению уровня развития математических способностей детей :
у детей выработан интерес к самому процессу познания математики;
преодолевают трудности;
не бояться ошибок;
самостоятельно находят способы решения познавательных задач;
стремятся к достижению поставленной цели;
умеют переносить усвоенный опыт в новые ситуации.
Новизна состоит в том, что в работе предлагается система работы в соответствии с современными требованиями.
Условия инновационной работы:
создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессовых факторов учебного процесса,
новые знания не даются детям в готовом виде, а постигаются ими путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков.
большое внимание уделяется развитию вариативного мышления и творческих способностей ребенка.
необходимо, чтобы каждый ребенок продвигался вперед своим темпом.
при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;
у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности;
обеспечивается преемственные связи между всеми ступенями обучения.