татьяна хлусова
Развитие познавательных способностей детей младшего дошкольного
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие познавательных способностей детей младшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность с объектами живой природы.
Сегодня нашему обществу нужны люди интеллектуальные самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принять нестандартные решения и не боящиеся этого. Помочь в формировании такой личности может экспериментальная деятельность дошкольников в детском саду. В процессе обучения задействованы все органы чувств ребенка. Для этого ребенок имеет возможность потрогать, понюхать окружающие его объекты и даже попробовать их на вкус, если это безопасно.
Публикация «Развитие познавательных способностей детей младшего дошкольного» размещена в разделах
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта. Во время эксперимента дети дают отчет об увиденном, формулируют выводы. Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей развитие и обогащение речи, уверенность в себе, коммуникабельность.
Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.
В процессе эксперимента ребенок удовлетворяет свою любознательность, обогащает память, внимание, активизирует мыслительную деятельность, т. к. постоянно возникает необходимость наблюдать, размышлять, сравнивать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать соответствующие выводы.
Именно собственный опыт помогает ребенку приобрести необходимые знания, при этом интенсивно развиваются его внимание, память, мышление. Эксперимент помогает ребенку приобрести элементарные естественнонаучные представления об окружающем мире. Экспериментируя, дети знакомятся со свойствами веществ.
Развитие познавательной активности у детей вопрос актуальный на сегодняшний день. Детям нравятся занятия, на которых они вместе со взрослыми совершают свои первые открытия, учатся объяснять и доказывать.
Работа с детьми младшего дошкольного возраста направлена на создание условий, необходимых для сенсорного развития в ходе ознакомления с явлениями и объектами окружающего мира. Основное содержание исследований, производимых детьми, предполагает формирование у них представлений:
1. О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево) .
2. О природных явлениях (снегопад, ветер, солнце, вода; игры с ветром, со снегом; снег, как одно из агрегатных состояний воды; теплота, звук, вес, притяжение) .
3. О мире растений (способы выращивания растений из семян, листа, луковицы; проращивание растений - гороха, бобов, семян цветов) .
4. О предметном мире (одежда, обувь, транспорт, игрушки, краски для рисования и прочее).
В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина: мнётся - ломается, высоко - низко - далеко, мягкий - твёрдый - тёплый и прочее).
Основная особенность детского экспериментирования заключается в том, что ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно – исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.
Во время экспериментально-исследовательской работы задействованы все органы чувств: ребенок вслушивается, вглядывается, трогает, нюхает, пробует. Обогащается его активный словарь, совершенствуется регулирующая и планирующая функция речи. Овладение орудийными действиями развивает руку ребенка.
С целью обогащения знаний детей об окружающем, взрослым следует создавать условия для экспериментирования. В группе должна быть оборудована мини-лаборатория, укомплектованная всем необходимым (лабораторная посуда, простые приборы, объекты живой и неживой природы). В уголке имеется основное оборудование. Приборы помощники:
- увеличительное стекло, весы (безмен, песочные часы, магниты;
- разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло) разного объема и формы;
* природные материал: камешки, глина, ракушки, птичьи перья, шишки, листья деревьев, семена и т. д.
* бросовый материал: кусочки кожи, меха, ткани, пробки и т. д.
*технические материал конструктора и т. д
* разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и другие.
прочие материалы: зеркальца, воздушные шары, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла и т. д
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ: детские халаты, клеенчатые фартуки, полотенца, контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов.
Опыт работы показывает, что элементарное экспериментирование доступно уже детям раннего младшего возраста. Они с удовольствием обследуют глину и песок, познавая их свойства; плещутся в воде, открывая ее тайны; отправляют в плавание кораблики, ловят ветерок, пробуют делать пену; превращают снег в воду, а воду – в льдинки. В среднем возрасте опыты усложняются. Дети уже способны найти ответы на трудные вопросы: Как зернышки в муку превращаются? Как замесить тесто? Почему осенью много луж? Зачем растение пьет? Круг явлений, с которыми экспериментируют старшие дошкольники расширяется. Дети определяют свойства магнита, узнают, что такое звук, как бегают звуковые волны, как сделать звук громче и как записать его; знакомятся с электричеством. Они с интересом открывают законы движения и инерции: Почему движутся предметы?
Дети дошкольного возраста – пытливые исследователи окружающего мира. Они познают его в игре, труде, на прогулках, занятиях, в общении со взрослыми и сверстниками. Задача взрослого – не подавлять ребенка грузом своих знаний, а создавать условия для самостоятельного нахождения ответов на свои вопросы «почему?» и «как?».
Формы, методы и приемы:
Формы:
- занятия (с игровой мотивацией, интегрированные, традиционные).
Очень интересно проходят занятия с детьми. Дошкольникам задаются вопросы; “Какой песок легче - сухой или мокрый?”, “Что тонет в воде - камень, песок или дерево?’, “Что происходит с солью, сахаром, песком при их погружении в воду?”, “Что произойдет с зажженной свечой, если ее накрыть банкой?” и т. д. После того, как дети отвечают на вопросы, мы проводим опыты. Опыты сопровождаются у детей проговариванием и выдвижением множества гипотез-догадок, попытками предугадать ожидаемые результаты. Это Положительно сказывается на развитии речи, умении выстраивать сложные предложения, делать выводы.
- целевые прогулки экскурсии
Прогулка - это замечательное время, когда взрослый может постепенно приобщать малыша к тайнам природы - живой и неживой, а у ребенка появляется возможность экспериментировать в естественных условиях, (опыты с песком, снегом, почвой и т. д.)
Наблюдение за сосульками, снежинками, лужами после дождя, солнцем, радугой.
-развлечения и досуг (праздник воздушного шарика, солнечных зайчиков.)
Методы: - Словесный (беседа)
- Наглядный (наблюдение, демонстрационный опыт («Радуга в комнате»,
С помощью наблюдения дети познают внешние параметры объектов природы (окрас, строение, запах и д. р.) и приобретают различные навыки, направленные на познание.
- практический (опыты)
Опыт используется как способ решения познавательной задачи.
Например, / на запрет взрослых не есть снег, дети говорят: «А почему нельзя есть снег?» Бесполезно объяснять, что снег холодный и можно заболеть, что снег грязный: он такой белый, чистый, сверкающий. убедительно и наглядно эту проблему можно решить путем постановки опыта:/дети видят, что снег тает и образуется грязная вода. «Кто же положил сюда грязь? Никто. Значит, снег был грязный»,- делают вывод дети.
Дети по природе своей - исследователи. Они очень любят экспериментировать.
Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребенка. Он рвет бумагу и смотрит, что получится; проводит опыты с разными предметами; измеряет глубину снежного покрова на участке; объем воды и т. д. Все это объекты исследования.
На занятиях дети учатся задавать вопросы: «Как это сделать?»
Исследуя окружающую действительность, дети сами стремятся найти объяснение многим явлениям. Пример: На прогулке дети делали пирожки. Почему не получился пирожок? (песок- сухой и мокрый, Снежинка растаяла на ладошке потому, что она тёплая.
Проводятся самые разные опыты:
Пример: было проведено занятие «Воздух - невидимка», где дети самостоятельно находили разными способами воздух (набирали воздух в полиэтиленовые пакеты, надували шарики, наблюдали пузырьки воздуха в воде, пускали мыльные пузыри.
На занятии «Волшебница вода» мы с детьми проводили эксперимент по изменению окраски, вкуса, запаха воды.
В процессе экспериментирования у детей формируются не только интеллектуальные впечатления, но и развиваются умения работать в коллективе и самостоятельно отстаивать собственную точку зрения, доказывать правоту, определить причины неудачи опытно - экспериментальной деятельности делать элементарные выводы. Интеграция исследовательской работы с другими видами детской деятельности: наблюдениями на прогулке, чтением, игрой позволяет создать условия для закрепления представлений о явлениях природы, свойствах материалов, веществ.
Эксперименты с объектами живой природы
Эксперимент №1
Цель: показать, как двигается сок в стебле растения.
Оборудование: 2 баночки, вода, чернила или пищевой краситель, любое срезанное
растение.
Ход эксперимента:
1 Налить чернила в баночку. Окунуть стебли растения в баночку и подождать.
Результат: примерно через 12 часов будет видно, что растения изменили свой цвет.
Объяснение: окрашенная вода поднимается по стеблю благодаря тонким
канальцам. Вот почему стебли растений становятся синего цвета.
Эксперимент №2
Цель: показать важное свойство воды – давать жизнь живому.
Оборудование: срезанные веточки дерева, овёс, 2 тарелочки, вода, вата, ваза.
Ход эксперимента: (проводится зимой)
1 Поставить срезанные с разных деревьев веточками дерева в вазу с водой и
понаблюдать за ними (не забывать менять воду каждый день).
Результат: через несколько дней появятся корешки и крошечные зелёные листочки,
которые с каждым днём будут увеличиваться.
2 Положить в два блюдечка семена овса (одно блюдечко сухое, а второе – с
влажной ватой, вату постоянно увлажнять).
Результат: зёрна овса, помещённые во влажную среду, в скором времени
дадут толстый белый корешок и зелёный расточек. С зёрнами, помещёнными в
сухую среду, ничего не произойдёт.
Объяснение: для полноценной жизни всему живому на земле необходима вода.
Эксперимент №3
«Что нужно для питания растения?»
Цель. Установить, как растение ищет свет.
Материалы. Комнатные растения с твердыми листьями (фикус, сансевьера, лейкопластырь.
Ход: Взрослый предлагает детям письмо-загадку: что будет, если на часть листа не будет падать свет (часть листа будет светлее). Предположения детей проверяются опытом; часть листа заклеивают пластырем, растение ставят к источнику света на неделю. Через неделю пластырь снимают.
Вывод: Без света питание растений не образуется.
Эксперимент №4
«Испарение влаги с листьев растений»
Цель: Уточнить, что вода движется из почвы к листьям. Установить, куда исчезает вода.
У детей были разные предположения. Например: -“Я думаю, что листики воду впитывают в себя”. -“Вода по стебелькам попадает в листья, и она находится внутри листьев”.
На вопрос: -“А кто думает иначе?” Полина Б. высказала другое мнение:- “Я думаю, что вода испаряется в воздухе, и превращается в пар”.
Все предположения мы с детьми решили проверить.
Надели на комнатное растение целлофановый пакет и закрепили его. Растение поставили в теплое, светлое место. Через некоторое время дети обнаружили на целлофане капельки воды.
Артём Кул. сделал вывод: “Капельки появились на листиках потому, что вода испаряется, пар поднялся вверх и снова стал водой”.
На вопрос: “А почему же не видно воды на листьях остальных комнатных растений”, Варя сделала вывод: “Вода с листьев испаряется в воздухе, а в природе пар уходит в небо и образует облака, а на землю выпадают осадки”.