Ирина Васильевна Мазурова
Консультация «Развитие познавательных и творческих способностей детей»
▼ Скачать +Заказ
Умственное развитие дошкольника – важнейшая составная часть его общего развития, подготовки к школе и дальнейшей взрослой жизни. Этот сложный процесс предполагает формирование познавательных интересов, накопление разнообразных знаний и умений, овладения речью.
Развитие познавательных и творческих способностей имеет особое значение для подготовки детей к школьному обучению. Ведь важно не только, каким и знаниями владеет ребёнок ко времени поступления в школу, а готов ли он к их получению, умеет ли рассуждать, фантазировать, делать самостоятельные выводы, обдумывать замыслы рисунков, конструкций.
Публикация «Консультация „Развитие познавательных и творческих способностей детей“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2015
Основные задачи повышения уровня развития познавательных и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста таковы:
• Совершенствовать восприятие формы, цвета, величины, пространства и времени;
• Развивать концентрацию, переключение и распределение внимания;
• Тренировать зрительную, слуховую, двигательно – моторную память;
• Учить овладевать элементарными навыками анализа и синтеза, устанавливать тождества и различия, обобщать и классифицировать, делать выводы;
• Работать по образцу, правилу, схеме;
• Стимулировать речевое развитие путем тренировки движений пальцев рук, развивать художественно – графические навыки;
• Воспитывать взаимопомощь, доброжелательность, чувство коллективизма; взаимоподдержку;
• Побуждать к созданию новых образов, развивать воссоздающее и творческое воображение :
Чтобы дети хорошо учились в школе, необходимо позаботиться о том, чтобы они нормально развивались и были здоровы.
Выполнение программы физического воспитания детей предусматривает не только решение общих его задач, но и формирование устойчивых привычек к различным видам закаливания, потребности в выполнении утренней гимнастики и физических упражнений, стремления к совершенствованию движений, умения проводить их со своими сверстниками. Важно обеспечить выполнение двигательного режима, который способствует улучшению состояния здоровья и физического развития детей, развивает их опорно – двигательный аппарат, тренирует и совершенствует физиологические функции организма, обеспечивает усвоение доступным им по возрасту движений, формирует выносливость организма. Недостаточная двигательная активность- гиподинамия- препятствует успешному решению задач физического воспитания, создает неблагоприятные условия для умственного развития детей, понижает их интеллектуальную активность и работоспособность.
В работе с детьми подготовительной к школе группы особое место занимают спортивные виды физических упражнений. Ходьба на лыжах, катание на санках, коньках, велосипеде, плавание требуют участие разных групп крупной мускулатуры, дают хорошую физическую нагрузку
Если ребенок в дошкольном возрасте освоит эти виды физических упражнений, полюбит спортивные игры и развлечения, то это явится предпосылкой к тому, что и в школьные годы он будет ими заниматься в часы досуга. Это послужит и отдыхом от умственной работы, и средством дальнейшего оздоровления организма. Обучение детей спортивными видами физических упражнений является особым разделом работы, осуществление которого требует от воспитателя владения техникой катания на лыжах, коньках и т. д. и, конечно, методикой обучения детей этим видом движения.
В работе с дошкольниками подготовительной группы нельзя недооценивать и подвижную игру. В ней совершенствуются основные движения, воспитываются такие черты характера, как смелость, находчивость, выдержка. Подвижные игры носят коллективный характер, поэтому они требуют слаженности движений и действий, выполнения определенных правил. Дети сами приходят к выводу о том, что без выполнения правил игра не интересна. Волнение, которое ребенок переживает в игре, мобилизует его силы и способствует достижению хороших результатов в выполнении движений; таких результатов в других условиях, в не игры, он, возможно, и не добился бы. Чередование игр с различными видами упражнений – важное условие равномерного развития всех движений.
Большое место в физическом воспитании детей отводится прогулке. Правильно организованная, она содержит большие возможности для развития самоорганизации в различных видах деятельности, проявления инициативы. К подготовки прогулки воспитатель привлекает самих дошкольников. Например, вместе с ними проверяет готовность лыж, коньков, готовит флажки, ленточки для катания с горы на санках, лопаты для снежных построек. Разговоры с детьми о содержание прогулки (чем будем заниматься, во что играть, что возьмем с собой, как лучше организовать игру и т. д.) учат детей обдумывать предстоящую деятельность, планировать её. Можно предложить отдельным ребятам рассказать, что они будут делать на прогулке, что им для этого потребуется. Такая работа способствует формированию навыка планирования выполнения задания.
У дошкольников к семи годам завершается долгий и сложный процесс овладения речью. Развивается фонематический слух, и при соответствующем обучение дети легко овладевают звуковым анализом слова. Интенсивно обогащается словарный запас. И здесь уже наблюдаются индивидуальные различия: у одних детей он большой, у других поменьше, что зависит от условий жизни, меры и степени общения со взрослыми. Словарь ребенка быстро увеличивается не только за счет существительных, но и глаголов, местоимений, прилагательных, числительных, служебных слов. Детьми усваиваются также закономерности морфологического и синтаксического порядка.
В отличие от практического овладения речью, осознание самой речевой действительности и словесного состава формируется не столь быстро. При отсутствии специального обучения дети относятся к предложению как к единому смысловому целому, которое обозначает реальную ситуацию. Исправить это ложное представление помогает процесс обучения чтению. Когда ребенок начинает читать, он воспринимает и познает и словесный состав речи. Значительно ускоряет формирование этой способности специальное обучение, благодаря которому к концу дошкольного возраста дети начинают легко вычленять слова в предложении.
Образовательный процесс, включает в себя все виды детской деятельности, при этом каждый и них имеет специфические развивающие функции. К ним относится и продуктивная деятельность: изобразительная и конструктивная.
Эта деятельность направлена на развитие у дошкольников творчества. Понятие «творчество» определяется как деятельность, в результате которой ребенок создает новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средства для его воплощения.
Следует помнить, что все виды изобразительной деятельности объединяет образное отражение окружающей деятельности: рисование, аппликация позволяют отразить предметы и явления на плоскости, в цвете, в пространстве, лепка дает объёмное изображение предмета. Каждому виду соответствует своя техника и свой способ создания изображения.
Связь видов деятельности прослеживается не только при повторе одной и той же темы. В рисовании, например, дети учатся изображать элементы декоративного узора, а в лепке расписывают вылепленную форму, подбирая цвета красок. Или дети лепят фигурку девочки, а затем рисуют девочку, играющую с мячом. Внесение новых деталей создание более полного изображения сюжета в одном из видов деятельности способствует развитию творчества у детей в другом виде деятельности.
Программа по изобразительной деятельности предусматривает формирование у детей эстетического восприятия, обучение способам действия, развития творчества.
В формировании творчества большое значение имеет взаимодействие художественного слова, музыки, изобразительного искусства. Благодаря этому воспитатель создает у детей эмоциональный настрой, вызывает желание самостоятельно передать образ в своей работе.
Учитывая воспитательное значение результатов детского творчества, необходимо использовать их для игры, при оформлении помещения к празднику, для подарка родителям, сверстникам.
Конструирование обладает широкими возможностями для умственного, нравственного, эстетического воспитания детей. В процессе обучения у дошкольников развивается умение анализировать предметы окружающей действительности, формируются обобщенные представления о создаваемых объектах, развиваются самостоятельность мышления, творчество, художественный вкус.
К концу пребывания в детском саду у детей формируются познавательные и творческие способности, необходимые им для последующего обучения в школе.