Елена Викторовна Капустина
Значение метода проектов в развитии познавательных и творческих способностей детей
▼ Скачать +Заказ
Мы живём в стремительно развивающемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета. Информационные технологии дают нам новые возможности. Наших сегодняшних воспитанников ждёт интересное будущее. Чтобы они были успешными, умело ориентировались в постоянно растущем потоке информации, нужно научить их легко и быстро воспринимать информацию, анализировать её, осваивать, находить неординарные решения в различных ситуациях. Содержание и методы обучения дошкольников направлены на развитие внимания, памяти, творческого воображения, на выработку умения сравнивать, выделять характерные свойства предметов, обобщать их по определённому признаку, получать удовлетворение от найденного решения. Когда ребёнок сам действует с объектами, он лучше познаёт окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения : проектам, экспериментам, опытам.
Публикация «Значение метода проектов в развитии познавательных и творческих способностей детей» размещена в разделах
Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности, творческих способностей является одной из составляющих успешности обучения детей в школе.
Интерес дошкольника к окружающему миру, желание узнать и освоить всё новое – основа формирования интегративных качеств дошкольников. Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно- технического прогресса во все её сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых технологий.
С рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем мира, который его окружает. Пятилетних детей называют "почемучками". По-чему радуга разноцветная? Откуда прилетает ветер? Почему вымерли динозавры? Почему вода мокрая? Сколько ещё разных вопросов приходится слышать и искать ответы для маленьких "почемучек". Дети часто задают вопросы и моментально хотят получить ответы на них. Познавательная активность детей высокая, но самостоятельно они ещё не могут найти ответы на свои вопросы – им помогают педагоги. В своей работе мы используем методы проблемного обучения: вопросы, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, решение кроссвордов и т. д. Однако такой подход носит фрагментарный, эпизодический характер.
Взаимосвязь между разделами программы не даёт такой высокой результативности в развитии познавательных и творческих способностей, как взаимопроникновение этих разделов друг в друга, или, иначе говоря, их интеграция. По-этому внедрение в практику работы с дошкольниками метода проектов является эффективным средством развития познавательно-творческих способностей детей. Понятие "проектная деятельность" в образовательной сфере появилось не так давно. Суть работы над проектом направлена на достижение реального результата, который можно получить при решении какой-либо проблемы. Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершённая работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для её решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое. Трудность заключается в том, что до-школьники не умеют самостоятельно ни читать, ни писать, но практика показывает, что интерес у них к этому виду деятельности проявляется, тематика и содержание проектов могут быть самыми разнообразными. Применение комплексно-тематического планирования позволяет нам эффективно внедрять в практику проекты, которые бывают индивидуальные и групповые, краткосрочные и длительные.
Использование метода проектов в дошкольном образовании, как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, повышает самостоятельную активность детей, развивает творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А также делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.
Суть взаимодействия семьи и детского сада заключается в заинтересованности обеих сторон в изучении личности ребёнка, раскрытии и развитии скрытого в нём потенциала. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.
Чтобы заинтересовать родителей, вовлечь их в жизнь детского сада, сделать союз-никами в своей работе, используются разнообразные формы взаимодействия с семьёй, одна из которых – совместная реализация проектов.
Метод проектной деятельности является одним из перспективных методов, способствующим решению проблем. Основываясь на личностно- ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества. Суть метода проектов в образовании состоит в такой организации образовательного процесса, при которой обучающиеся приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-творческого отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов, имеющих не только познавательную, но и практическую ценность.
Проекты в детском саду носят, как правило, обучающий характер. Дошкольники по своему психофизиологическому развитию ещё не способны самостоятельно от начала до конца создать собственный проект. Поэтому обучение необходимым умениям и навыкам является основной задачей воспитателя. Готовые проекты в детском саду могут стать первой ступенькой. Но сначала воспитатель составляет свой педагогический проект, который включает несколько этапов:
- постановка обучающей цели проекта и осмысление его продукта;
- планирование работы по подготовке воспитанников;
- прогнозирование процесса деятельности воспитанников и ожидаемых результатов;
- практическая работа по подготовке необходимых материалов.
Таким образом, внедрение в образовательный процесс такой техно-логии, как метод проекта, способствует развитию свободной творческой личности, которая соответствует социальному заказу на современном этапе, с одной стороны, и делает образовательный процесс дошкольного учреждения открытым для активного участия родителей и других членов семьи. Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе.
Проектная деятельность в ДОУ должна быть приоритетной. Критерием того, что данный принцип заработает, станет живое, активное, заинтересованное участие ребёнка в том или ином проекте, а не цепочка действий по указанию взрослого. Ведь только активный человек может стать успешным.
Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных и творческих способностей ребёнка. В этот период происходит интеграция между общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Улучшаются навыки изобразительной деятельности, развивается мелкая моторика рук, активизируется и обогащается словарный запас, легко устанавливаются контакты со взрослыми и другими детьми, развивается умение самостоятельно мыслить и делать выводы. Метод проектов предоставляет хорошую возможность для реализации своих творческих способностей для не уверенных в себе, застенчивых детей. Работа в подгруппах развивает коммуникативные и нравственные качества: умение договариваться, проявлять терпение и уважение друг к другу, умение выслушивать мнение другого. Большое значение имеет взаимосвязь педагога и родителей, которые становятся не сторонними наблюдателями, а вовлечёнными в учебный процесс участниками, что впоследствии снимает проблемы общения родителей и детей.