Евгения Березкина
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством интерактивной технологии обучения
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность:
Проблема развития познавательной активности детей дошкольного возраста очень актуальна в наше время. Исследования свидетельствуют о значительном снижении познавательной активности детей. У детей недостаточно сформирована потребность в окружающей действительности. Делая упор на сознательную поисковую активность и продуктивное мышление ребенка, целенаправленно устремляя их на достижение определенных познавательных задач, можно добиться ожидаемых положительных результатов в любом виде деятельности.
Публикация «Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством интерактивной технологии обучения» размещена в разделах
Г. И. Щукина, целенаправленно изучавшая познавательную активность в педагогике, объясняет это понятие следующим образом: «познавательный интерес (активность) выступает перед нами как избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями».
Познавательное развитие предполагает развитие интересов, любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, становление сознания, развитие воображения и творческой активности детей. Чтобы развивать у детей познавательную активность педагоги детских садов стремятся находить новые формы образовательной деятельности. Для реализации задач познавательного развития детей, их познавательной активности можно использовать интерактивную технологию, как «лэпбукинг».
Лэпбукинг – это не просто интерактивная папка, а эффективная технология, которая отвечает современным требованиям организации предметно-развивающей среды в условиях реализации ФГОС.
Цель кружковой работы: разработать и апробировать педагогические условия развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста посредством интерактивной технологии обучения.
Задачи:
- пробуждение у детей интереса;
- эффективное усвоение материала;
- самостоятельный поиск детьми путей и вариантов решения поставленной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения);
- установление воздействия между детьми, обучение работать в команде, проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства.
- для развития познавательной активности организовать проект по разным темам, привлекая родителей и детей.
Формы работы:
- Подбор литературы по теме;
- Изучение опыта работы других педагогов по теме на интернет сайтах;
- Подбор игр по развитию познавательной активности;
- Диалог, групповая дискуссия, эвристическая беседа, метод «круглого стола», «мозговой шторм», кейс-метод;
- Игровые методы: дидактические и творческие игры, в том числе деловые (управленческие); ролевые, организационно-деятельностные игры.
- Изготовить картинок, наглядных материалов.
План работы:
Паспорт лэпбук «Радуга цвета». Предназначен основных для детей 6 лет. Фон листов книжки состоит из восьми цветов, для закрепления основных цветов. Лэпбук одномбылиповседневных вклеены кармашки с физическое наглядной информацией интере по теме лэпбука. Книжка по сенсорике состояла из 8 сторон. Эти стороны имеют цвета (красный, синий, зеленый, желтый, оранжевый, фиолетовый, белый, серый). Кармашки имеют таких же цветов. В каждом кармашке имеются дидактические игры.
Тема Задачи развития познавательной активности Формы способ и методы работы
«Радуга цвета»
(Сентябрь, октябрь, ноябрь).
Закреплять знания детей цветов : красный, синий, зеленый, желтый, оранжевый, фиолетовый, белый, серый. 1)Развивающая игра : «Цветные страницы».
Учить находить звуки в словах (гласный, согласный).
Назови форму и цвет фигур. 2) Занимательное задание: «Звуки в словах».
Продолжать знакомить с игрой «Танграм».
Формировать умение сочетать выкладывание картинок из геометрических фигур; составлять фигуру-силуэт, ориентируясь на образец. 3)Дидактическая игра : «Танграм».
Продолжать учить считать до 5, пользуясь правильными приемами счета: называть числительные по порядку. 4) Математическая игра: «Посчитай сколько?».
Расширять представления детей о природе.
Продолжать представления о фруктах (яблоко, груша, слива, персик и др., овощах (помидор, огурец, морковь, перец, картошка, капуста и др.) и ягодах (малина, клубника, красная смородина, голубика, брусника и др.).
Учить рассказывать об их отличительных признаках.
Учить правильно называть цвета. 5)Развивающая игра : «Овощи и фрукты».
Развивать сенсорно-двигательные навыки, мелкую моторику рук в сочетании с речью: развивать коммуникативные способности детей в процессе пальчикового театра. 6) Игра на мелкую моторику: «Пальчиковая игра».
Формировать умение соотносить образ представления с целостным образом реального предмета, складывая картинку по цвету, признакам, разрезанную на 4, 6, 8 частей.
7)Дидактическая игра : «Разрезные картинки».
Развивать представления о цвете.
Учить разлаживать предметы по признакам (по цвету). 8)Дидактическая игра : «Бабочки и цветочки».
Закреплять считать до 5.
Закреплять неведомым понятия: «предыдущее», «последующее», «соседи» названного ребенка числа.
Продолжать учить называть цвета, признаки предметов. 9) Логическая игра: «Сколько бумажная на рисунке предметов интереса и животных?» для более счета до 5 и названия цвета.
Учить правильно подбирать цвета по образцу.
Продолжать закреплять и обогащать представления детей о цветах и оттенках окружающих предметов и объектов природы.
Закреплять умение правильно держать карандаш, фломастер. 10) Творческое задание: «Раскраска».
Учить правильно выполнять задания по цвету.
Развивать внимание, память, восприятие, мышление детей, а также заложить основы пространственного воображения.
Выполнять задания с удовольствием и без принуждения. Только в этом случае будет развиваться интерес к познанию и обучению.
Закреплять знания детей цветов : красный, синий, зеленый, желтый, оранжевый, фиолетовый, белый, серый. 11) Занимательное задание: «Умные задания», «Стишки по цвету».
Закрепить числе знание о геометрических фигурах. 12) Исследовательская деятельность: «Как создать геометрическую фигуру».
Закреплять знания названий цвета, упражнение в соотношении предметов по цвету, усвоение названий цветов. 13) Дидактическая игра : «Подбери по цвету».
«В мире математики»
(Декабрь, январь, февраль). Расширять представления детей о частях суток, их характерных особенностях, последовательности (утро-день-вечер-ночь). 1) Развивающая игра : «День да ночь, сутки прочь».
Закрепить данные знания о последовательности продолжает дней недели. 2) Занимательное задание: «Неделя днями красна».
Упражнять ставшие в счёте в пределах 10. 3) Математическая игра: «Назови сколько?» счет до 10.
Формировать представления о порядковом счете, учить правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными, отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?». 4) Логическая игра: «Вперед вверх тормашками».
Научить решать задачу, используя условия игровой ситуации. 5) Ситуационная задача: «Умные кэрт задачки».
Закреплять знания детей о геометрических фигурах: круге, квадрате, треугольнике, прямоугольнике и т. д.)
Учить составлять геометрическую фигуру. 6) Творческое задание: «Непослушные дидакт фигурки»
Совершенствовать умение сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте, толщине). 7)Дидактическая игра : «Выше-ниже».
«Перекресток»
(Март, апрель, май). Развивать знание детей ключевых дорожных знаков, их подразделение на категории (информационно-указательные, запрещающие и т. д.). 1)Развивающая игра : «Знаки».
Упражнять ставшие в счёте в пределах 10. Развивать сенсорные навыки. 2) Математическая игра: «Назови сколько машин?» счет до 10.
Знакомство с профессиональной деятельностью регулировщика: его атрибутами, значением жестов. 3) Логическая игра: «Регулировщик».
Научить решать задачу, используя условия игровой ситуации. 4) Ситуационная задача: «Дорожные ситуации».
Развивать творческое мышление, внимание, речь. 5)Дидактическая игра : «Загадки и стихи по ПДД»
Развивать творчество, кругозор, мышление. В ходе продуктивной деятельности вызвать интерес у детей к данной теме. 6) Творческое задание: Изготовить макет «Дорожный перекресток».
Работа в кружке строится согласно разработанному плану. Одним из вариантов использования лэпбука в работе было внесение готового материала по разделу «Сенсорное развитие», «Познавательное развитие» планирование которого в течение года пройдет у нас в разные режимные моменты. Знакомство с ним мы начали с простого рассматривания содержания нашей «книги», познакомила с правилами пользования лэпбуков. Также мы рассмотрели игры, уточнили их правила, когда и где можно в них поиграть.
В течение недели, включала работу с лэпбуком в разные виды деятельности: в совместную образовательную деятельность в режимные моменты включала загадки и занимательный материал, в организованную образовательную деятельность – понятия числа, цвет определенного предмета, фигуры и др., также включала в самостоятельную деятельность детей - дети брали и играли в лэпбук, обменивались занимательными заданиями.
Комплекс пособий активизирует у позволяет детей интерес нормативные к познавательной деятельности; поможет разнообразить например совместную деятельность со взрослым; дети закр лучше будут понимать и запоминать информацию; объединит педагогов, детей и родителей; способствует повторению и закреплению пройденного материала.
Таким образом, кружковая работа по развитию познавательной активности посредством лэпбук позволит на основе применения различных форм и методов обучения закрепить познавательные представления в процессе игровой, творческой и исследовательской деятельности. Дети больше стали проявлять познавательную активность, любознательность, все охотней обращаясь за помощью к детской познавательной литературе, обучающим программам. Многие дети стали более уверены в себе, в своих рассуждениях и высказываниях.