Поповская Наталья Валерьевна
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через исследовательскую деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательная активность является высшей ступенью познавательного развития, которое проходит несколько стадий. Все дети с рождения исследователи. Китайская мудрость гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – я пойму». Знания, которые ребёнок получил в ходе собственной исследовательской деятельности, прочнее и надёжнее тех, которые он получил в готовом виде. Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Публикация «Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через исследовательскую деятельность» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- В раннем возрасте исследовательская деятельность протекает в форме манипулирования предметами и людьми (ребёнок совершает обследовательские действия, усваивая сведения об окружающих предметах и людях, с которыми он сталкивается).
- После трёх лет ребёнок переходит в следующий период –любопытства (это когда ребёнок ориентируется на яркость, занимательность).
- После 5 лет при условии правильного воспитания –наступает период любознательности.
Именно в этот период исследовательская деятельность становится самостоятельным видом деятельности, ребёнок приобретает следующий ряд навыков данной деятельности : видеть и выделять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы и предположения, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать выводы, фиксировать этапы действий и результаты графически.
В процессе исследовательской деятельность развивается познавательная активность :
- Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
- Идёт обогащение памяти, активизируются мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации…Развивается речь ребёнка, так как ему необходимо давать отчёт об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы.
- Развиваются умственные умения и навыки.
- Развивать самостоятельность, формируются трудовые навыки, творческие способности, укрепляется здоровье за счёт повышения общего уровня двигательной активности.
Исследовательская деятельность является ведущим видом деятельности, так как дошкольникам присуще наглядно –действенное и наглядно – образное мышление, следовательно, данный метод соответствует возрастным возможностям дошкольников.
В ДОУ проблема развития познавательной активности охватывает все стороны воспитательно –образовательного процесса. Чем разнообразнее формы исследовательской деятельности, тем активнее протекает познавательное развитие детей.