Мария Соловьева
«О чём рассказала вода». Конспект занятия в подготовительной группе по познавательному развитию
▼ Скачать + Заказать документы
Программные задачи:
1. Обучающие
Продолжать формировать представления детей о воде, значении воды на Земле.
Способствовать формированию представлений о круговороте воды в природе ее свойствах, способах очищения воды.
2. Развивающие
Продолжать развивать связную речь, активизировать словарный запас за счет слов: фильтровать, очистные сооружения, испарение.
Способствовать развитию познавательных психических процессов: восприятия, внимания, памяти, элементов логического мышления.
Продолжать учить детей устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.
3. Воспитательные
Вызвать познавательный интерес к занятию, способствовать проявлению активности и самостоятельности.
Вовлекать детей в речевое и игровое взаимодействие, действовать сообща, работать аккуратно.
Воспитывать природоохранное поведение и разумное отношение к водным ресурсам.
Возраст детей: старший дошкольный возраст 6-7 лет
Способы организации: сменная, свободная, подгрупповая, индивидуальная
Материалы и оборудование: Презентация; 2 капельки (одна чистая другая грязная); материал для дидактической игры: «Экологический светофор»; загадки, стихи; схемы «Круговорот воды в природе», «Вода пресная», «Очистные сооружения»; мнемотаблица «Свойства воды»; таз с водой; металлические, пластиковые бумажные предметы, песок, земля; пластиковые стаканы; бумажные фильтры, магниты «удочки», сачок. Веревочки, счетные палочки. Экран, проектор.
Ход занятия:
№
Этап
Длительность
(мин.) Методы, формы, приемы,
способствующие решению образовательных задач, активизации всех участников мероприятия и созданию общей атмосферы заинтересованности
Деятельность
педагога
Деятельность
воспитанников
1. Вводная часть (организационный момент) 1 минута Словесный метод
(Дети стоят свободно) Дети входят в зал, педагог обращает внимание детей на гостей.
Дети здороваются с гостями.
2. Мотивация на деятельность 2 минуты Вопросы
Сопровождаются показом слайдов
Дети располагаются на подушечках полукругом перед экраном
- Ребята, как называется наш город?
- Вам нравится, родной город? Почему?
- Как вы думаете, что можно сказать о погоде в нашем городе? Какая она?
- Какой дождь пошел!
- Ой, кто это к нам выпрыгнул с экрана, да ведь это Капелька, знаменитая путешественница, интересно какие истории о своих путешествиях она нам сегодня расскажет, хотите узнать? (Воспитатель прикрепляет капельку к магнитной доске)
Тогда отгадайте загадки: Предполагаемые ответы детей:
-Наш город называется Санкт-Петербург.
-Он очень красивый.
-У нас чисто идут дожди
-Дождливая погода
Проблемно - поисковая деятельность (активизация воспитан
ников) 8
минут Словесный метод (беседа, загадки, вопросы)
Дети располагаются вокруг магнитной доски
Работа с динамической моделью
Вопросы сопровождаются
показом слайдов
Дети сидят на подушечках
перед экраном
Работа с мнемотаблицей
«Свойства воды»
Дети стоят около фланелеграфа полукругом
Восприятие
художественного слово
Игровое
упражнение на магнитной доске
«Кому нужна вода», дети стоят полукругом
Словесный метод
сопровождается показом слайдов
Дети стоят в кругу Пушистая вата
Плывет куда-то.
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе.
Туча - дом Капельки, она там живет со своими сестрами капельками. Когда капелек становится на туче много они собираются в путешествие и превращаются отгадайте, во что:
Ждали, звали,
А показался –
Все прочь побежали.
Упали на землю, а куда же наша знакомая попала. отгадайте?
Бежит, журчит, волнуется
Все на неё любуются!
Никак не остановится,
Назад не поворотится
Поплыла Капелька со своими подружками по реке, а на небе
Налитое светит яблоко златое,
Посылая нам в оконце
Теплый лучик это –
Пригрело солнышко,
и капельки стали превращаться в пар, стали легкие поднялись в небо и вернулись домой на тучку
-Подумайте, если у нас наступает зима, что происходит с капельками воды?
-Благодаря нашей путешественнице мы узнали, как происходит круговорот воды в природе.
-Когда Капелька летела с тучи на землю, она увидела нашу планету
- Как она называется?
- Посмотрите, у нас в где-то в зале можно найти макет
Земли?
- Как он называется?
- Если внимательно присмотреться какого цвета на глобусе больше всего? (можно покрутить глобус)
- Что обозначает голубой цвет?
-Вы правы, один поэт даже сочинил такие строки:
Если, на карту Земли посмотреть,
Земли на Земле всего одна треть,
Но странный вопрос возникает тогда,
Планета должна называться ВОДА
-Вы согласны с автором? Почему?
-Действительно, воды на нашей планете много
Давайте вспомним какими свойствами обладает вода, подойдите к нашей таблице,
Вместе ответим на вопрос: Вода, какая она?
- Молодцы, ребята, мы с вами учили стихотворение о воде кто хочет его прочитать?
- Действительно без воды нам не прожить
- Давайте вспомним, кому нужна вода?
- Зачем нужна вода?
Мы увидели, что на земле очень много, но к сожалению не всю воду можно использовать. Почему?
- Правильно, вы сказали вода бывает соленая, а где можно встретить соленую воду?
-Подойдет ли она для человека?
-Кто в такой воде живет?
-А какая вода нужна человеку для жизни?
- Где можно встретить пресную воду?
- Давайте правильно назовем воду (передавать в руках капельку)
- в море
- в озере
- в реке
- воду которую можно пить
- в роднике
- бьет из ключа
- в колодце
- которую используют в технических целях (Дети отгадывают загадки и прикрепляют отгадки на схему) круговорот воды в природе.
Туча
Дождь
Речка
Солнце
и работают со схемой круговорота воды в природе.
– Зимой капельки воды превращаются в снежинки и в место дождя идет снег.
-Наша планета называется Земля
- Это глобус
- Голубого цвета больше.
-Голубой цвет обозначает моря, океаны, реки, озера.
Очень много воды
Предполагаемые ответы детей.
-Вода жидкая,
- Вода может превращается в пар,
- Вода может стать твердой,
- Вода без запаха,
- Вода течет,
- Вода растворитель,
- Вода может принимать любую форму,
- Вода прозрачная,
- Вода бесцветная
Ребенок читает стих Н. Рыжковой.
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без нее нам не прожить.
Дети выставляют картинки и говорят:
- кому нужна вода
- для чего нужна вода
-Человеку
-Растениям- деревьям, кустарникам, травам,
- Грибам, ягодам
- Животным (птицам, рыбам, насекомым, зверям, млекопитающим)
- Потому что вода бывает соленая и пресная
- Соленая вода встречается в морях и океанах.
- В такой воде живут морские жители. - Нет, человек пить соленую воду не может.
-Человеку нужна пресная вода.
-Пресную воду можно встретить в озере, роднике, реке, в леднике
Морская
Озерная
Речная
Питьевая
Родниковая
Ключевая
Колодезная
Техническая
3. Динамическая пауза 2 минуты Здоровьесберега-
ющая технология
дети стоят свободно -Ребята давайте поиграем
Тихо плещется вода,
Мы плывём по тёплой речке.
В небе тучки, как овечки,
Разбежались, кто куда.
Мы из речки вылезаем,
Чтоб обсохнуть, погуляем.
А теперь глубокий вдох.
И садимся на песок. Дети выполняют движения по тексту
Плавательные движения руками.
Потягивания — руки вверх и в стороны.
Ходьба на месте.
Дети садятся на корточки.
4. Практическая работа 15 минут Познавательно-исследовательская деятельность (опыты)
Дети стоят около столов (подгрупповая)
Показ слайдов
Дидактическое упражнение
«Экологический светофор»
Дети стоят напротив экрана
Дети садятся за столы
Как-то вернулась Капелька домой на тучку вся грязная, (педагог прикрепляет на магнитную доску испачканную Капельку)
-Как вы думаете, что с ней произошло?
-Почему?
-Как вы думаете, можно ли очистить воду?
-Давайте попробуем. Подойдите к столу. Представим, что вот это водоём. (таз с водой)
-Скажите пожалуйста, каким мусором могут быть засорены водоемы?
- Вот эти предметы будут мусором. (Мусор попадает в таз с водой)
-Какие предметы утонули? - Почему
-Что осталось плавать на поверхности воды? – Почему?
- Подумайте каким способом можно очистить водоём от предметов, которые плавают на поверхности воды?
-Какой способ на ваш взгляд наиболее удобный? - Давайте попробуем достать предметы с помощью сачка.
-Посмотрите на дне остались тяжёлые железные предметы
-С помощью, каких приспособлений можно достать их из воды?
- У вас на столе есть приспособление - к ниточке прикреплён магнит. Опустите его в воду, а затем достаньте. Посмотрите, что произойдёт.
-Какой вывод можно сделать?
- Посмотрите, от крупного мусора мы наш водоём очистили, но вода так и осталась грязной. Как вы думаете почему?
- Как можно очистить воду от мелкого мусора?
- Что может служить фильтром?
- Давайте профильтруем воду через специальный фильтр, для этого мы разделимся на пары, один из вашей пары положит фильтр в чистый стакан, а второй, чистым стаканом зачерпнет вод из нашего водоема. Теперь профильтруйте воду, — Что вы видите на бумаге?
- Какой вывод можно сделать?
- Молодцы, теперь мы с вами знаем, что грязную воду можно очистить.
- Как вы думаете, как люди относятся к воде?
К сожалению, на Земле запасов пресной воды все меньше и меньше
- Почему?
- А как люди относятся к воде? как вы думаете?
- В наши краны домой откуда поступает вода? из какой реки?
- Но в кранах вода чистая, ее где-то очищают?
- Построены большие очистные вооружения, где очищается вода, посмотрите.
Давайте вместе выложим путь воды, как она попадает к нам в квартиры.
Посмотрите наша Капелька снова стала чистой, ей пора отправляется в путь. Давайте с ней прощаться.
- Как же все-таки сберечь чистоту воды?
Возьмите экологические светофоры, если на экране появляется картинка где говорится о бережном отношении к воде- зажигается зеленый сигнал,
если воду не берегут- загорается красный сигнал.
- Ой, что нам капелька оставила за коробочку?
- Надо сложить главное слово - ВОДА (на экране) Предположения детей.
-Вода не везде чистая.
-Так происходит если человек не бережёт воду.
Предположения детей.
Ответы детей:
- Водоем могут засорить бумажки, пластиковые, железные предметы.
-Тяжёлые предметы утонули.
-Легкие остались на поверхности.
Выдвижение предположений детьми: собрать сочком, палочкой с крючком, руками.
Предположения детей
Экспериментальная деятельность детей по сбору легкого мусора.
Вывод: Сачок помог собрать нам лёгкий мусор с поверхности воды.
Выдвижение предположений детьми: - Собрать сочком, с помощью магнита
Экспериментальная деятельность
Вывод: Железные предметы со дна водоема можно собрать магнитом.
Выдвижение предположений:
-Вода в водоеме грязная, потому что в ней остались мелкий мусор.
-Воду можно профильтровать.
- Фильтром может служить: вата, специальная бумага, сито.
На бумаге остались мелкий мусор.
Вывод: Воду от мелкого мусора можно очистить с помощью специального фильтра.
Предполагаемые ответы детей
Реки и озера мелеют
Некоторые озера исчезают
Ледники тают
Нева
Ответы детей
Дети выкладывают алгоритм, сопровождая речью (река-очистные сооружения-дома, школы, детский сад- трубы- очистные сооружения- река)
Дети прощаются с Капелькой, она улетает
Предполагаемые ответы детей
Зажигают сигналы светофора
Дети складывают слово ВОДА из веревочек, счетных палочек по желанию
5. Открытый выход из деятельности. Рефлексия 2 минуты Вопросы - Мы сегодня много узнали о воде
-Что вам больше всего понравилось? Было интересным?
-Что нового вы узнали?
-Что было сложным? Почему?
-Что было легким? Почему?
-О чём вы хотели ещё узнать?
Дети вспоминают, что на занятии им понравилось больше всего, что нового они узнали, о чем хотели бы поговорить на следующем занятии.