Приложение МААМ

Развитие познавательной активности дошкольников в процессе игровой деятельности

чукова валентина
Развитие познавательной активности дошкольников в процессе игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие познавательной активности дошкольников в процессе игровой деятельности

В дошкольном возрасте интересы ребенка перемещаются от мира предметов к миру взрослых людей. Ребенок впервые психически выходит за рамки семьи, за пределы близких людей. Взрослый начинает выступать не только как конкретное лицо, но и как образ. Социальная ситуация развития в дошкольном детстве : " ребенок – взрослый (обобщенный, общественный) ". Обобщенный взрослый – это носитель общественных функций, т. е. водитель, милиционер, продавец, воспитатель, мама вообще.

Публикация «Развитие познавательной активности дошкольников в процессе игровой деятельности» размещена в разделах

Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте становится сюжетно- ролевая игра. Структуру игры составляют:

- роли, которые берут на себя дети (например, машинист, продавец, пассажир, доктор, мама, дочка и т. д.);

- игровые действия, посредством которых дети реализуют взятые на себя роли взрослых и отношения между ними;

- игровое употребление предметов, при котором реальные предметы замешены игровыми предметами ( например: стул – поезд, куклы – дети, бумажки – деньги и т. д.);

- реальные отношения между играющими детьми, выражающиеся в разнообразных репликах, замечаниях, которыми регулируется весь ход игры.

Центральным моментом игры является роль, которую берет на себя ребенок. Все остальные стороны игры определены ролью и связанными с ней действиями. Для самих играющих детей главным является правильное выполнение взятой на себя роли. Они тщательно относятся к выполнению действий, в которой находит свое воплощение роль, взятая каждым из детей. Сюжетность становится характерной чертой игр детей после трех лет. Сюжеты младших дошкольников отрывочны, нелогичны, неустойчивы. В старшем дошкольном возрасте (6-7 лет) сюжет игры представляет логическое развитие какой – либо темы в образах, действиях и отношениях.

Сюжетом в детских играх является та действительность, с которой они сталкиваются. В сюжетно – ролевой игре дети отражают окружающее их многообразие действительности. Они воспроизводят сцены из семейного быта, из трудовой деятельности и взаимоотношений взрослых, эпохальные события (космические полеты, арктические экспедиции) и т. д. Отражаемая в детских играх действительность становится сюжетом ролевой игры. Чем шире сфера действительности, с которой сталкиваются дети, тем разнообразнее сюжеты игр. Поэтому, естественно, младший дошкольник имеет ограниченное число сюжетов, а у старшего дошкольника они чрезвычайно разнообразны. Дети 5–6 лет играют не только в гости, в дочки-матери, в детский сад, но и в строительство моста, в запуск космического корабля. С усложнением сюжетов увеличивается и продолжительность игры -– от 10– 15 мин до 1–2 часов. Это объясняется тем, что в игре шестилеток отражаются более сложные действия и взаимоотношения людей и интерес поддерживается постоянным введением новых ситуаций. Наличие сюжета не характеризует игру полностью. Наряду с сюжетом надо различать содержание ролевой игры. Содержанием игры является то, что ребенок выделяет как основной момент деятельности взрослых. Для младших дошкольников главным в игре является воспроизведение реальных действий взрослых; для среднего – отношения между людьми; для старшего – подчинение правилам, вытекающим из взятой на себя роли.

Содержание ролевой игры у старших дошкольников подчиняется правилам, вытекающим из взятой на себя роли. Дети этого возраста чрезвычайно придирчиво относятся к выполнению правил. Игры, влияют на развитие личности ребенка, а это заключается в том, что через нее он знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения, и в ней приобретает основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками. Захватывая ребенка и заставляя его подчиняться правилам, соответствующим взятой на себя роли, игра способствует развитию чувств и волевой регуляции поведения.

Игра как ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста оказывает воздействие на развитие.

1. Начинает формироваться произвольность психических процессов.

Прежде всего, развивается произвольное восприятие, внимание и память.

Потребность в общении со сверстником вынуждает ребенка точно выполнять

правила игры, а это требует специальных усилий и целенаправленности.

2. Развитие мышления – осуществляется переход от мысли в действии к

мысли в плане представлений. Действуя с предметом-заместителем, ребенок

учится мыслить о реальном предмете.

3. Для развития воображения игра имеет определяющее значение,

поскольку в игровой деятельности ребенок учится замещать один предмет другим и "примерять" на себя различные роли, их образы и действия.

4. Влияние игры на развитие личности заключается в том, что в ней ребенок осваивает взаимоотношения между людьми по образу и подобию взрослых, приобретая таким образом навыки общения и способы волевой регуляции своего поведения.

5. В игре развивается знаковая функция речи (предмет– знак –его наименование).

6. Игра способствует развитию рефлексии как способности соотносить свои действия, мотивы, поступки с общечеловеческими ценностями. В игре эта возможность открывается потому, что ребенок находится в двойной позиции

– исполняющего роль и контролирующего качество (правильность) ее исполнения.

7. В игре же продолжают развиваться продуктивные виды деятельности, появляются элементы учебной и трудовой деятельности.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ

Восприятие

Воспринимая предметы и действуя с ними, ребенок начинает более точно оценивать их цвет, форму, величину, вес, температуру, свойства поверхности.

При восприятии музыки он учится следить за мелодией, выделять отношения звуков по высоте, улавливать ритмический рисунок. При восприятии речи – слышать тончайшие различия в произношении сходных звуков. Значительно совершенствуется у детей умение определять направление в пространстве, взаимное расположение предметов, последовательность событий и разделяющие их промежутки времени.

Сенсорное развитие дошкольника включает две взаимосвязанные стороны:

- усвоение представлений о разнообразных свойствах и отношениях

предметов и явлений;

- овладение новыми действиями восприятия, позволяющими более полно и

расчленение воспринимать окружающий мир.

Дети очень легко и быстро понимают разного рода схематические изображения и с успехом пользуются ими. Так, начиная с пяти лет дошкольники даже при однократном объяснении могут понять, что такое план помещения, и, пользуясь отметкой на плане, находят в комнате спрятанный предмет. Они узнают схематические изображения предметов, пользуются схемой типа географической карты, чтобы выбрать нужный путь в разветвленной системе дорожек, и т. п.

Внимание

В дошкольном возрасте интенсивно развивается внимание, возрастает его устойчивость, например при рассматривании картинок, слушании рассказов и сказок. Так, длительность рассматривания картинки увеличивается к концу дошкольного возраста примерно в два раза; ребенок шести лет лучше осознает картинку, чем младший дошкольник, выделяет в ней больше интересных для себя сторон и деталей.

Существует универсальное средство организации внимания – речь. Первоначально взрослые организуют внимание ребенка при помощи словесных инструкций. Ему напоминают о необходимости выполнять заданное действие, учитывая при этом те или иные обстоятельства ("Когда складываешь башенку, выбирай самое большое колечко. Так, правильно. Найди большое колечко?). Позднее ребенок начинает сам обозначать словесно те предметы и явления, на которые необходимо обращать внимание, чтобы добиться нужного результата.

По мере развития планирующей функции речи ребенок обретает способность заранее организовать свое внимание на предстоящей деятельности, сформулировать словесно.

На протяжении дошкольного возраста использование речи для организации собственного внимания резко возрастает. Это проявляется, в частности, в том, что, выполняя задания по инструкции взрослого, дети старшего дошкольного возраста проговаривают инструкцию в 10–12 раз чаще, чем младшие дошкольники. Таким образом, произвольное внимание формируется в дошкольном возрасте в связи с общим возрастанием роли речи в регуляции поведения ребенка.

Мышление

В игре ребенок учится действовать с заместителем предмета, он дает заместителю новое игровое название и действует с ним в соответствии с названием. Предмет-заместитель становится опорой для мышления. На основе действий с предметами-заместителями ребенок учится мыслить о реальном предмете. Постепенно игровые действия с предметами сокращаются, ребенок научается мыслить о предметах и действовать с ними в ум. Таким образом, игра в большой мере способствует тому, что ребенок постепенно переходит к мышлению в плане представлений.

Память

Сами условия игры требуют от ребенка сосредоточения на предметах, включенных в игровую ситуацию, на содержании разыгрываемых действий и сюжета. Если ребенок невнимателен к тому, его требует игровая ситуация, если не запоминает или не соблюдает условий игры, то он просто изгоняется сверстниками.

К концу дошкольного возраста у детей способность к произвольному вниманию начинает интенсивно развиваться. В дальнейшем произвольное внимание становится непременным условием организации учебной деятельности в школе.

Память дошкольника в основном носит непроизвольный характер, на протяжении дошкольного возраста происходит дальнейшее ее развитие.

Качество непроизвольного запоминания предметов, картинок, слов зависит от того, насколько активно ребенок действует по отношению к ним, в какой мере происходят их детальное восприятие, обдумывание, группировка в процессе действия. Так, при простом рассматривании картинок ребенок запоминает гораздо хуже, чем в тех случаях, когда ему предлагают эти картинки разложить по своим местам, например, отложить отдельно изображения предметов для сада, кухни, детской комнаты, двора. Непроизвольное запоминание является косвенным, дополнительным результатом выполняемых ребенком действий восприятия и мышления.

Развитие произвольной памяти. Произвольные формы запоминания и воспроизведения начинают складываться в возрасте 4–5 лет. Наиболее благоприятные условия для овладения произвольным запоминанием и воспроизведением создаются в игре, когда запоминание является условием успешного выполнения ребенком взятой на себя роли.

В дошкольном возрасте ребенок, осваивает мир постоянных вещей, овладевая употреблением все большего числа предметов по их функциональному назначению и испытывая ценностное отношение к окружающему предметному миру, с изумлением открывает для себя создаваемую человеческой культурой двойственную природу рукотворного мира: постоянство функционального назначения вещи и относительность этого пространства.

В этот период ребенок начинает приобретать бурно развиваться речь, способность к замещению, к символическим действиям и использования знаков, наглядно- действенное и наглядно- образное мышление, воображение и память.

В возрасте от 3 до 7 лет самосознание ребенка развивается настолько, что это дает основание говорить о детской личности.

Познавательная активность ребенка дошкольника формируется и развивается в игровой деятельности. Игровая деятельность представлена следующими параметрами:

1. По центральному элементу их структуры – сюжетно – ролевые и игры с правилами.

2. По форме организации – регламентируемые воспитателями и самостоятельные игры детей.

Игры с правилами.

Особенности строения структуры игр с правилами определяет и ее влияние на развитие детей – стимулирует становление взаимной нормативной регуляции поведения, контроль за выполнением правил (что является важной составляющей морально-нравственного развития ребенка, способствует развитию стремления к достижению успеха, сопоставлению своих результатов действия с результатами партнеров, развитию самооценки. Важным является также приобретенный ребенком опыт переживания временной неудачи в такой, пока еще социальной безобидной деятельности как игра.

Дети преимущественно включают в игру с правилами в ситуациях прямого руководства взрослого, диктующего правила действия, распределяющего функции, осуществляющего контроль, определяющего победителя.

Для освоения детьми самостоятельных форм игры необходимы следующие условия:

1. Самостоятельная игра взрослого с детьми, где они занимает позицию "равного", заинтересованного партнера (а не руководителя, как это происходит в дидактических формах деятельности);

2. Постепенная передача детям способов различных типов игр с правилами от простейших форм к более сложным;

3. Организация воспитателей предметной среды, оснащение ее игровым материалам в соответствии с возрастом детей.

Игры с правилами отличаются друг от друга требованиями, предъявленными к умениям и способностям играющих; а также предметами, вокруг которых строится деятельность. С этих позиций определяются следующие типы игр с правилами:

1. Основанные на ловкости, физических умениях;

2. Требующие определенных умственных способностей;

3. Основанные на случайности, удаче (где результат в основном не зависит от физических или умственных способностей играющего).

В основе своей все типы игры с правилами имеют общую схему деятельности, но наиболее "открыта" и проста она в настольных играх на удачу.

В играх такого типа, не требующих ни физических усилий, ловкости, ни особой умственной компетентности возможности всех детей уравнены, каждый имеет одинаковые шансы на успех. Выигрыш, если игра продолжается несколько конов, непременно выпадает на каждого участника игры.

Воспитатель объясняет и повторяет правила по ходу игры; объясняет детям и использует вместе с ними нормативное правило перераспределения функций при переходе от одного завершенного цикла (кона). Игры к следующему ("Теперь первым ходит тот, кто выиграл").

Воспитатель постоянно обеспечивает условия для свободного выбора и самостоятельной организации детьми освоенных ими настольных игр. В случае конфликтов предлагает детям использовать правила очередности и жребия для справедливого разрешения противоречий.

Таким образом, игры с правилами являются важным средством для развития навыков общения между детьми.

Почти все исследователи, изучавшие игру, единодушно отмечают, что игра является наиболее свободной деятельностью ребенка – дошкольника.

Рассмотрим вопрос о взаимоотношении в ходе детского развития подвижных игр с правилами, с драматическими играми или играми с ролями.

Все игры мы разобьем на 4 группы. К первой группе мы отнесли подражательно- процессуальные игры, в которых действия детей сводятся к простому подражанию известным действиям по образцу; ко второй группе- драматические игры по определенному сюжету; к третей – с несложными правилами по сюжету; наконец, к четвертой – игры с правилами без сюжета и элементарные спортивные игры.

Проанализировав игры по группам и возрастам, выяснены, что игра в дошкольном возрасте развивается от игр подражательно – процессуальных через драматические игры со скрытыми правилами к играм с открытыми правилами без сюжета. Этот психолого – педагогический принцип, по видимому, и лежит в основе распределения игр по возрастам в дошкольном периоде развития ребенка.

Анализ развития подвижных игр с правилами приводит нас к заключению, что центральным по своему значению для игр в дошкольном возрасте является своеобразное отношение между ребенком и ролью, которую он берет на себя, содержащей правила, действующие в процессе игры.

Но кроме игр с правилами для детей дошкольного возраста характерны и другие виды игр: сюжетно- ролевые (режиссерские, игры- драматизации, дидактические, игры со строительным материалом.

Дидактическая игра.

Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Этому виду игры уделено большое внимание, т. к. она развивает активность ребенка. Она создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает на основе игровой и дидактической задач. В этой игре ребенок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их. У дошкольников развиваются познавательные процессы и способности, они усваивают общественно выработанные средства и способы умственной деятельности. Дидактические игры как своеобразное средство обучения, отвечающее особенностям ребенка, включаются во все системы дошкольного воспитания.

Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определенные трудности. Ребенок воспринимает умственную задачу, как практическую, игровую, это повышает его познавательную и умственную активность.

В дидактической игре формируется познавательная деятельность ребенка, проявляются особенности этой деятельности. В старшем дошкольном возрасте на базе игровых интересов создаются интеллектуальные.

В зависимости от материала дидактические игры можно разделить на три вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом и пр., настольно – печатные игры и словесные игры.

Игры с предметами наиболее доступны детям, так как они основаны на непосредственном восприятии, соответствуют стремлению ребенка действовать с вещами и таким образом знакомится с ними. Играть в эти игры ребенок начинает в раннем возрасте и не утрачивает своего интереса к ним на протяжении всего дошкольного детства.

Настольно – печатные игры, так же как и игры с предметами, основаны на принципе наглядности, но в этих играх детям дается не сам предмет, а его изображение. Содержание настольных игр разнообразно. Некоторые виды лото и парные картинки знакомят детей с отдельными предметами (посуда, мебель, с животными, птицами, овощами, фруктами, их качествами и свойствами. Другие уточняют представления о сезонных явлениях природы (лото "Времена года", о различных профессиях (игра "Что кому нужно?").

Наиболее сложны словесные игры: они не связаны с непосредственным восприятием предмета, в них дети должны оперировать представлениями. Эти игры имеют большое значение для развития мышления ребенка, так как в них дети учатся высказывать самостоятельные суждения, делать выводы и умозаключения, не полагаясь на суждения других, замечать логические ошибки. Словесные игры проводятся преимущественно в старших группах и очень важны для подготовки детей к школе, так как требуют и, следовательно, развивают умение внимательно слушать, быстро и четко формулировать свои мысли, применять знания.

Сюжетно-ролевая игра претерпевает ряд изменений: режиссерская, театрализованная игра. В режиссерской игре дети по ходу развертывания сюжета, передающего какое – либо событие, управляют действиями игрушек, выполняющих соответствующие функции людей или предметов. Это особый тип индивидуальной игры, когда ребенок еще не освоил навыки игры со сверстниками либо по какой – то причине ограничен в контактах с ними. В этой игре ребенок сам создает сюжет, пусть и очень простой; сам придумывает, чем что будет и представляет в пространстве, кто где будет находиться, как будут друг с другом взаимодействовать персонажи и что с ними в конце концов произойдет. В ней ребенок сам исполняет все роли, действует и говорит от их лица, сопровождает игру " дикторским " текстом, поясняя, что происходит. В этой игре, как и в сюжетно- ролевой, ребенок начинает переносить функции с одного предмета на другой, использует выразительные средства речи (интонация, громкость, темп, эмоциональная окрашенность, звукоподражание и пр.) для создания образа персонажа. В режиссерской игре ребенок учится планировать замысел игры, развивать его, придумывать дальнейший ход событий, смотреть на игровую ситуацию с разных позиций, поскольку он исполняет несколько ролей.

В игре-драматизации, или театрализованной игре, дети разыгрывают сюжеты и берут на себя роли из литературных произведений, сказок, кинофильмов и пр. В такой игре имеется готовый сюжет, а характер и действия героев определяются содержанием произведения. Театрализованная игра представляет особые требования к эстетическому восприятию произведений искусства, к владению средствами создания образа, приобщает детей к творческой художественной деятельности и к искусству.

Строительные игры.

Строительные игры помогают ребенку понять мир сооружений и механизмов, созданных руками человека. Поэтому предпосылки их возникновения те же, что и у сюжетно- ролевой игры. Эти два вида игры тесно взаимосвязаны. Необходимость в постройках может возникнуть по ходу сюжетно- ролевой игры. Но и сама сюжетно- ролевая игра нередко стимулирует строительную. Например, сначала дети построили корабль, а потом стали играть в моряков. В строительной игре моделируется сфера созидания, создания архитектурных сооружений.

Рассматривая возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста, выделила социальную ситуацию развития, ведущую деятельность и центральные новообразования.

Дошкольный возраст является прямым продолжением раннего возраста в плане общей сензитивности, осуществляемом неудержимости онтогенетического потенциала к развитию. Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками.

В дошкольном возрасте интересы ребенка перемещаются от мира предметов к миру взрослых людей. Для детей данного возраста ведущей деятельностью сюжетно – ролевая игра. Сюжетно – ролевая игра заключается в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними, т. е. в игре ребенок моделирует мир взрослых, их взаимоотношения.

Структура сюжетно- ролевой игры:

1. Единица, центр игры. Это роль, которую выбирает ребенок. В детской игре присутствует много профессий, семейных ситуаций, жизненных моментов, которые произвели на ребенка большое впечатление.

2. Игровые действия. Это действия со значениями, они носят изобразительный характер. В процессе игры происходит перенос значений с одного предмета на другой (воображаемая ситуация). Однако данный перенос ограничен возможностями показа действия, т. к. подчиняется определенному правилу: замещать предмет может только такой предмет, с которым можно воспроизвести хотя бы рисунок действия.

3. Правила. Во время игры возникает новая форма удовольствия для ребенка- радость от того, что он действует так, как требуют правила. Играя в больницу, ребенок страдает как пациент, и радуется как играющий, довольный исполнением своей роли.

Игровая деятельность детей не исчерпывается только сюжетно- ролевыми играми, хотя они наиболее характерны для дошкольника. Разновидностью сюжетно- ролевой игры являются, режиссерские игры и игры – драматизации. Эту группу игр иногда называют творческими. В них дети не просто копируют те или иные стороны жизни взрослых, а творчески их осмысливают, воспроизводя с помощью ролей и игровых действий. Другая группа игр – это игры с правилами, специально созданные взрослыми в воспитательных целях. К ним относятся дидактические и подвижные игры. Основу этих игр составляют четко определенное программное содержание, дидактические задачи.

Но именно обучающие дидактические игры способствуют формированию и развитию познавательной активности. Ребенок познает, получает новые знания, обобщает и закрепляет их.

Публикации по теме:

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности (опыт работы) «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы.

Опыт работы по теме «Развитие познавательных способностей в процессе конструктивной деятельности младших дошкольников» Обобщенный опыт работы по теме: «Развитие познавательных способностей в процессе конструктивной деятельности младших дошкольников". Под.

Формирование предпосылок регулятивных универсальных действий у старших дошкольников в процессе игровой деятельности В соответствии с ФГОС дошкольного образования итогом освоения основной образовательной программы являются целевые ориентиры, которые предполагают.

Фотоотчет «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»Фотоотчет «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования» Фотоотчет по теме самообразования: «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования» (старшая.

Игры на развитие познавательной активности ребенка Игра «Плохо-хорошо» Играть лучше вдвоем. Предлагается любой предмет. Может быть игрушка, бытовой предмет и др. Нужно рассмотреть с разных.

Мастер-класс на тему «Развитие познавательной активности детей в процессе поисково-исследовательской деятельности»Мастер-класс на тему «Развитие познавательной активности детей в процессе поисково-исследовательской деятельности» Цель: представление опыта работы по развитию познавательной активности детей в процессе поисково – исследовательской деятельности. Задачи:.

Мастер-класс «Развитие графических навыков у дошкольников в процессе тренировки мелкой моторики и игровой деятельности» Мы вас приветствуем и рады видеть на сегодняшней встрече. Разрешите представиться, я. У всех педагогов есть профессиональное кредо.

Развитие социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников в процессе игровой деятельности с учетом ФГОС ДО «Развитие социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников в процессе игровой деятельности с учетом ФГОС ДО» 1. Общие положения.

Развитие творческого воображения у старших дошкольников в процессе проектной деятельности по лепке в семейном детском садуРазвитие творческого воображения у старших дошкольников в процессе проектной деятельности по лепке в семейном детском саду Развитие творческого воображения у старших дошкольников в процессе проектной деятельности по лепке в семейном детском саду в зимний период.

Выступление на педсовете «Развитие познавательной активности на занятиях математики посредством ИКТ» Развитие познавательной активности на занятиях математики посредством ИКТ""Детская природа требует наглядности". К. Д. Ушинский Математическое.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие познавательной активности дошкольников в процессе игровой деятельности
Опубликовано: 28 февраля 2021 в 15:23
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие познавательной активности дошкольников в процессе игровой деятельности» (включая файлы) размещена пользователем чукова валентина (УИ 1613643) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД