Екатерина Баранцева
Развитие познавательной активности дошкольников посредством опытно-экспериментальной деятельности
«Описание опыта работы»
Баранцева Е. А., воспитатель
МБДОУ г. Курган МБОУ «СОШ 55» (детский сад)
Развитие познавательной активности дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность.
Сегодняшний мир очень быстро изменяется. Современная ситуация требует формирования развитой личности, обладающей значительным интеллектуальным, психологическим и социокультурным потенциалом.
Публикация «Развитие познавательной активности дошкольников посредством опытно-экспериментальной деятельности» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей традиционно является одной из главнейших педагогических задач.
В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира, уходя своими корнями в манипулирование предметами, о чем неоднократно говорил Л. С. Выготский.
В основе позиции Н. Н. Поддьякова «детское экспериментирование» является ведущим функциональным механизмом творчества ребенка. Он считает, что деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность
А. Н. Леонтьев отмечает, что познавательная деятельность – это сознательная деятельность, направленная на познание окружающей действительности.
По мнению Л. Н. Прохоровой в данной деятельности явно представлен момент саморазвития : в результате преобразований объекты раскрывают новые свойства, которые, в свою очередь, позволяют ребенку строить новые, более сложные преобразования.
Анализ материалов показал, что недостаточно практических разработок для активизации познавательной деятельности детей дошкольного возраста в рамках организации экспериментальной деятельности.
Новизна состоит в использовании современных образовательных технологий, которые позволяют применять нетрадиционные формы работы, ставят ребенка в позицию думающего человека.
Работая над темой, я пришла к выводу, что организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста является одной из актуальных проблем. Для решения этой проблемы, работу разделила на 3 направления: 1. Изучение методической литературы по данной теме, проведение мониторинга детей, анкетирование родителей. 2. Создание условий для организации опытно-экспериментальной деятельности дошкольников. 3. Распространение опыта, повышение педагогической компетенции родителей и воспитателей в опытно-экспериментальной деятельности. Опираясь на это, поставила цель - развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению с помощью опытно-экспериментальной деятельности. Для достижения поставленной цели выделила задачи: 1. Формирование представления о предметах, их свойствах и качествах. 2. Формирование умения делать выводы. 3. Развитие мыслительных способностей: сравнение, сопоставление, систематизация, обобщение, анализ. 4. Создание положительной мотивации к самостоятельному экспериментированию. 5. Создание дружеской атмосферы в группе во время проведения исследований.
Работу в первом направлении начала с изучения материалов по данной теме. Провела анкетирование родителей по выявлению их отношения к поисково-исследовательской деятельности. (Приложение 1) Проведен мониторинг детей старшего дошкольного возраста по показателям сформированности исследовательской деятельности (Приложение 2). Данные мониторинга показали, что дети испытывали затруднения – выделить проблему, найти решение проблемы.
Следующим направлением моей работы стало создание развивающей предметно-пространственной среды для проведения опытно -экспериментальной деятельности. Оно предполагает знакомство детей с оборудованием и материалами центра экспериментирования «Юные исследователи» и их назначением. (Приложение 3). При оборудовании центра экспериментирования учитывала следующие требования: безопасность для жизни и здоровья детей, достаточность, доступность расположения. Составили с детьми карты безопасности (работа с ножницами и т. д., правила поведения во время работы.
В работе с детьми применяла различные методы и приемы. Наглядные – рассматривание и обсуждение объектов исследования, показ действий с ними. Практические – исследовательская деятельность, проведение опытов. Словесные – беседы, инструкции, описание, объяснения, разъяснения. Так же в своей работе с детьми использовала различные формы работы: фронтальные, групповые, индивидуальные. При проведении опытов опираюсь на следующие принципы: принцип научности, принцип целостности, принцип систематичности, принцип индивидуально-личностной ориентации; принцип доступности, принцип активного обучения, принцип креативности, принцип положительного результата.
В своей работе считаю необходимым применение технологии проектной деятельности, кейс-технологии, информационно-коммуникативные технологий.
Технология проектной деятельности актуальна и эффективна в настоящее время. Она дает возможность ребенку экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности, умение находить выход из трудной ситуации. Мной разработаны и применяются краткосрочные проекты. (Приложение 4)
Использование кейс-технологии, заключается в стимулировании познавательной активности детей через практическую деятельность и диалог с помощью смоделированной ситуации. При этом любая моделированная или реальная ситуация должна предполагать несколько решений и быть максимально приближена к опыту детей. (Приложение 5)
С применением ИКТ значительно возрастает интерес воспитанников к занятиям, повышается уровень познавательных возможностей, развивается теоретическое мышление, воображение, способность к прогнозированию результата действия. (Приложение 6)
В процессе своей работы с детьми по экспериментальной деятельности, я отметила динамику развития, проведя повторный мониторинг. (Приложение 2)
В третьем направлении важным условием успешной работы считаю повышение педагогической компетенции, родителей и воспитателей в опытно-экспериментальной деятельности. Использование такой формы работы формирует у родителей повышение активной позиции воспитания и развития своего ребенка. По результатам анкетирования родителей организовала собрания, консультации, беседы, рекомендации (Приложение 7, а так же создана картотека опытно – экспериментальной деятельности, которые можно провести дома. (Приложение 8)
С помощью родителей обогащается центр экспериментирования. Представляла свой опыт работы на разных уровнях: институциональном (семинар, педагогический совет, консультации, муниципальном (педагогический марафон, консультационный пункт). (Приложение 9) Таким образом, считаю, что опытно-экспериментальная деятельность в работе с детьми, стимулирует к поискам новых действий и способствует смелости и гибкости мышления. Я убеждена, что систематичность и планомерность проведения опытно-экспериментальной деятельности, используя нетрадиционные формы работы, являются необходимым условием успешного становления личности дошкольника, развития познавательного интереса, воспитания потребности к целостному восприятию окружающего мира.
Литература:
1. Деркунская В. А. Игры – эксперименты с дошкольниками. /Центр педагогического образования, 2012 2. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетина В. В. Неизведанное рядом. М., 2004 3. Зубкова Н. М. Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет. /Издательство «Речь», 2006 4. Исакова Н. В. Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность. /Детство-пресс, 2013
5. Короткова Н. А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников. / Ребенок в детском саду. № 3, 4, 5 - 2003, № 1- 2002
6. Материалы Интернет-сайтов:
https://mirdoshkolyat.ru/mir_doshkolyat/jeksperimentirovanie-v-dou
https://infourok.ru/diagnostika-issledovatelskoy-aktivnosti-starshih-doshkolnikov-v-processe-eksperimentirovaniya-2584380.html
https://dohcolonoc.ru/eksperimentalnaya-deyatelnost-v-dou/13036-opytno-eksperimentalnaya-deyatelnost-v-detskom-sadu.html
7. Прохорова Л. Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. 3—е издание, исправленное и дополненное. — АРКТИ, 2008. — 64 с. — (Развитие и воспитание дошкольника).
8. Савенков А. И. Детское исследование, как метод обучения старших дошкольников. Москва, 2007