Марина Лупина
Развитие познавательного интереса, любознательности у младших дошкольников посредством ознакомления с сенсорными эталонами
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Развитие познавательного интереса, любознательности у детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с сенсорными эталонами и развитие мелкой моторики»
При подготовке данной работы мы руководствовались следующими нормативно – правовыми документами:
1. Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Публикация «Развитие познавательного интереса, любознательности у младших дошкольников посредством ознакомления с сенсорными эталонами» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2017
2. Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (из этого документа, мы брали задачи для своей работы, требования к РППС, целевые ориентиры младшего дошкольного возраста);
3. Основной образовательной программой МБДОУ «Детский сад № 257». (В своей работе мы ориентировались на данный нормативно –правовой документ ДОО, где прописаны формы организации детей, задачи, методы и приемы, результаты возрастного периода. Их мы и использовали).
Многие отечественные педагоги доказали, что процесс восприятия лежит в основе интеллектуального развития ребёнка и создаёт прочный фундамент для развития его познавательной и личностной сферы, необходимый для социальной адаптации в детском коллективе.
При ознакомлении детей с сенсорными эталонами мы помогаем ребенку освоить перцептивные действия (обследовательские). При помощи, которых ребенок может познавать окружающий мир. Ему становится интересно познавать новое. Т. о. развитие познавательного интереса и любознательности определяется уровнем развития сенсорных эталонов и мелкой моторики.
Согласно ФГОС ДО ведущим видом детской деятельности в дошкольном возрасте является - игровая. Поэтому необходимо использовать дидактические игры, которые бы способствовали развитию познавательного интереса и любознательности у детей младшего дошкольного возраста, а также всестороннему развитию.
«Дидактическая игра - многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка» Л. А Венгер
Л. А. Венгер разработал систему дидактических игр по сенсорному воспитанию, которая была направлена на обучение детей точно, полно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форма, величина, расположение в пространстве).
С. Л. Новоселова, Л. Н. Павлова, Э. Г. Пилюгина и др. в своих работах доказали, что специально организованные занятия с дидактическим материалом являются основной формой работы по сенсорному воспитанию детей второго-третьего года жизни.
Цель нашей работы: развитие познавательного интереса, любознательности у детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с сенсорными эталонами и развитие мелкой моторики.
Исходя из цели, мы поставили следующие задачи:
(из Основной образовательной программы МБДОУ «Детский сад № 257»)
Формировать представления о сенсорных свойствах и качествах предметов окружающего мира, развития разных видов детского восприятия: зрительного слухового, осязательного.
- Формировать обследовательские действия в первоначальном виде; учить
детей выделять цвет, форму, величину как особые признаки предметов,
сопоставлять предметы между собой по этим признакам, используя один предмет в качестве образца, подбирая пары, группы.
(из ФГОС ДО)
Развивать мелкую моторику обеих рук.
Развивать познавательный интерес к окружающим предметам, желание активно действовать с ними, доводя свои действия до результата.
Ознакомление с сенсорными эталонами и развитие мелкой моторики обеих рук являются условиями для развития познавательного интереса и любознательности у детей младшего дошкольного возраста.
Первый этап- ознакомление с сенсорными эталонами – цвет и величина (большой-маленький, но лишь в сравнении с другими предметами);
Второй этап- ознакомление с сенсорным эталоном - форма.
Третий этап- закрепление знаний о сенсорных эталонах, группировка предметов.
Средством реализации является:
• развивающая предметно- пространственная среда.
Методы и приемы используемые в ходе работы с детьми:
игровые (игровые персонажи, создание игровых ситуаций, дидактические игры);
наглядные (показ, иллюстрации, картины, раздаточный материал);
словесные (загадки, стихи, чтение художественных произведений);
практические (экспериментирование, наблюдения, практические действия с предметами)
Формы работы с детьми:
• Непосредственно – образовательная деятельность (подгруппа детей);
- образовательная ситуация;
- игровая ситуация;
- дидактическая игра.
• Совместная деятельность взрослого и ребенка
- индивидуальная работа (дидактические игры и упражнения);
• Самостоятельная деятельность детей
(дидактические игры по желанию и предпочтению детей)
В ходе нашей работы был разработан:
Перспективный план работы с детьми младшего дошкольного возраста по развитию познавательного интереса, любознательности через ознакомление с сенсорными эталонами и развитие мелкой моторики
Составляя его мы учитывали следующие принципы: сложность, системность, постепенность. План состоит из подбора дидактических игр по ознакомлению с сенсорными эталонами : цвет, форма, величина на 8 месяцев.
Нашу работу мы начинали с октября месяца, т. к в сентябре у детей нашей группы адаптационный период.
В конце плана мы прописали цели для развития мелкой моторики обеих рук, т. к. данные цели присутствуют практически в каждой игре, они идентичны.
РППС. Для развития познавательного интереса у детей в группе развивающая предметно – пространственная среда построена с акцентом на освоения детьми сенсорных эталонов и развитие мелкой моторики рук. Создан центр «сенсорного развития», где меняется дидактический материал в зависимости от сезона, поставленной задачи, тематики недели.
Групповое пространство решает все задачи сенсорного воспитания (цвет, величина, форма) :
- игровая деятельность (сенсорный кукольный стол, подбор посуды по цвету, величине, куклы в одеждах 4 цветов);
- двигательная деятельность (цветной круг и все пособия подобраны по цвету);
- художественно - эстетическая деятельность (цвета листов, карандаши, размеры матрешек);
- познавательная деятельность представлена «центром сенсорного развития», (пирамидки, искалки, сенсорный стол, стол песка и воды, сенсорные контейнеры);
- коммуникативная деятельность (подобраны книги с произведениями о сенсорных эталонах).
Центр сенсорного развития пополнился авторскими и модифицированными пособиями и дидактическими играми.
В ходе работы были пополнены и разработаны:
-Картотека дидактических игр, направленных на развитие сенсорных способностей детей
-Методические рекомендации для родителей по вопросам сенсорного развития детей
-Дидактические пособия для сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста.
Для активизации родителей нами были использованы следующие формы работы с родителями :
• Анкетирование «"Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам сенсорного развития "
Следующая форма работы - родительская почта необходима для обмена информацией от родителей к педагогу и обратно). Представлена в виде сложенных именных конвертиков, где родители могут задать вопросы на интересующие темы. А воспитатели могут донести информацию до родителей.
• Папка- передвижка «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в детском саду и дома» (для наглядной информации по данной теме).
• Мастер класс для родителей «Изготовление дидактических игр и пособий по сенсорному развитию своими руками» (для привлечения внимания к данной проблеме)
• Выставка дидактических игр и пособий по сенсорному развитию, изготовленных руками родителей и воспитателей «Нескучные игрушки»
Оценка результатов проделанной работы была проведена на основе данных индивидуальных карт развития, критерии которых были разработаны на основании задач и результатов освоения Основной образовательной программы ДОО и на основании рекомендаций Н. В. Верещагиной «Диагностика педагогического процесса в первой младшей группе (с 2 до 3 лет).
• Система заполнения индивидуальных карт включает в себя следующую оценку освоения ребенком основной образовательной программы:
• Н – не сформировано;
• Ч – частично сформировано;
• С – сформировано
• Основной метод диагностики наблюдения за ребенком во время деятельности.
• Были проанализированы выбраные показатели познавательного развития, которые относятся к показателям сенсорного развития в начале и конце учебного года (октябрь – май).
представлены критерии оценки, по которым проводилось оценивание освоение детьми сенсорных эталонов :
- действует с интересом и удовольствием со взрослыми с дидактическими игрушками и материалами;
- действует с интересом и удовольствием самостоятельно с дидактическими игрушками и материалами;
-группирует в соответствии с образцом предметы по форме, цвету, величине (отдельно оценивали цвет, форму и величину);
-начинает пользоваться общепринятыми словами – названиями, цвета, часто в отрыве от конкретного предмета.
По результатам диагностики, проведенной в начале учебного года и в конце, были построены представленные на данном слайде диаграммы. На них видно, что в ходе проведенной работы с детьми улучшились все показатели. Например, для сравнения –возьмем такой показатель, как - начинает пользоваться общепринятыми словами – названиями цвета (названия) :
- начало года: не сформировано -80%, частично сформировано – 20%, сформировано – 0%;
-конец года: не сформировано – 40%, частично сформировано -32%, сформировано – 16%.
Результаты проделанной работы позволили сделать выводы:
• систематическое целенаправленное использование дидактических игр влияет на эффективное освоение сенсорных эталонов и развитие мелкой моторики детьми раннего возраста;
• ознакомление детей с сенсорными эталонами и развитие мелкой моторики рук, а так же новые дидактические игры позволили развить у детей познавательный интерес и любознательность;
Результатами работы так же стали:
• обогащение РППС по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с сенсорными эталонами и на развитие мелкой моторики рук;
• повышение компетентности родителей в вопросах сенсорного развития.
Перед собой поставили следующие перспективы работы:
- продолжать работу по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с сенсорными эталонами и развитию мелкой моторики обеих рук;