Виктория Венедиктова
Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст является уникальным периодом процесса формирования личности ребенка, так как в этот период развиваются представления ребенка об окружающем мире, происходит его интенсивное физическое и психическое развитие. Одним из важных направлений его развития является формирование у дошкольника познавательных интересов.
Публикация «Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности» размещена в разделах
Проблема процесса формирования познавательного интереса – одна из наиболее актуальных в современной педагогике, потому что она отображает очень сложные взаимодействия психофизиологических, биологических и социальных условий развития. Ее возникновению и подготовке посвятили свои труды многие ученые: Л. И. Божович, Л. А. Вегнер, Е. Н. Кабанова-Меллер, А. А. Люблинская, Г. М. Чуткина и др.
Познавательный интерес ребенка выражается в стремлении узнать новое, узнать непонятное о качествах, свойствах предметов и явлений действительности, в желании понять их суть, найти имеющиеся между ними отношения и связи. Между процессом формирования познавательного интереса и приобретением ребенком знаний об окружающем мире существует тесная взаимосвязь. Если у ребенка развит познавательный интерес, то знания становятся более обширными и глубокими. Такие знания являются фундаментом познавательного развития. Достаточно широкий кругозор ребенка, его знания стимулируют и дальнейший интерес к окружающему. Если присутствует интерес, знания ребенка становятся, более прочными яркими, образными. Процесс получения знаний также несет существенные изменения, так как познавательный интерес инициирует многие проявления психических процессов: восприятие, внимание, память, воображение. При наличии потребности восприятия ребенком предметов, явлений окружающего мира становится насыщенным, конкретным. Он быстрее запоминает интересный материал, и эмоционально - образно его воспроизводит. Чем богаче кругозор ребенка, тем успешнее развит у него и познавательный интерес, потому что условием его проявления является установление связи между имеющимся опытом и вновь полученными знаниями, нахождение в обычном, хорошо знакомом предмете, новых сторон, свойств, отношений.
Направляя, имеющийся интерес на ту или иную деятельность педагог стимулирует стремление ребенка к познанию, поиску способов и средств удовлетворения "жажды знаний".
Значение познавательного интереса в развитии ребенка дошкольного возраста трудно переоценить. Наиболее актуальным становится его формирование в старшем дошкольном возрасте, когда ребенок находится на пороге подготовки и перехода на школьную ступень обучения. Познавательный интерес выступает как активатор, стимулятор деятельности ребенка, его реальных предметных, учебных, творческих действий и жизнедеятельности в целом. В старшем дошкольном возрасте, когда формируются основы учебной деятельности, познавательный интерес становится фундаментальной основой познания ребенком окружающей действительности.