Кузмина Наталья
Развитие познавательно-исследовательской деятельности через путешествие по экологической тропе детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие познавательно-исследовательской деятельности через путешествие по экологической тропе детского сада».
Воспитатель: Кузьмина Н. Ю.
Всё хорошее в людях – из детства!
Как источник добра пробудить?
Прикоснутся к природе всем сердцем:
Удивится, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!
Публикация «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через путешествие по экологической тропе детского сада» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Экологическая тропа в детском саду
- Экологическая тропа. Конспекты занятий
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Мир природы удивителен и прекрасен. Однако не все способны видеть эту красоту; многообразие цвета, форм, разнообразие красок неба, листьев, воды. Умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не даётся от рождения в готовом виде, а воспитывается. Природа – это бесконечный источник эмоциональных состояний, неугасимого желания познавать. А ребёнок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Задача педагога – не пересекать эту деятельность, а наоборот, активно поддерживать. Актуальность вопроса экологического воспитания отражена и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. В познавательном развитии в соответствии со Стандартом дошкольного образования предполагается формирования первичных представлений об объектах окружающего мира, отношениях объектах окружающего мира, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, то есть предполагаются элементы природоведческого обучения. Поэтому я в своей работе уделяю большое внимание экологическому воспитанию детей.
Целью экологического воспитания в моей работе с дошкольниками является формирование положительного отношения к природе, воспитать защитников природы, дать экологические знания, научить детей быть милосердными, любить и беречь природу, по- хозяйски, а значит бережно распоряжаться её богатствами.
Интересное пособие разработали Н. Е. Веракса, О. Р. Галимов «Познавательно- исследовательская деятельность с детьми 4-7 лет». Занятия – эксперименты предлагаются в форме сказок, что очень важно в работе с детьми.
Более подробно я хочу остановится на таком средстве экологического воспитания, как экологическая тропа.
Экологическая тропа – одна из современных форм экологического воспитания и образования детей, которая заключается в работе на экологически значимом пространстве, на образовательном маршруте, проходящем через различные природные объекты. На тропинке проводятся : наблюдения; элементарные опыты, игры, театрализованная деятельность, развлечения, экскурсии, эколого – оздоровительные походы. Труд.
Организуя работу на экологической тропе с детьми старшего
дошкольного возраста, мы решаем комплекс взаимосвязанных задач
обучения, воспитания и развития.
Развивающие :
Поддержка детской инициативы в познавательно - исследовательской деятельности. Развитие познавательного интереса к миру природы;
развитие чувства симпатии к объектам природы.
Образовательные:
Познакомить с разными объектами живой природы и показать е взаимосвязь с окружающим миром. Интеграция образовательных областей ФГОС ДО.
Воспитательные:
Воспитание гуманного, эмоционально - положительного,
бережного, заботливого отношения к миру природы, развитие чувства симпатии к объектам природы.
При организации познавательно - исследовательской деятельности на
экологической тропе мы учли, что дошкольный возраст наиболее благоприятен для формирования экологического сознания у детей и их экологического
развития.
Природа своим разнообразием, красотой и динамичностью привлекает детей, вызывает у них радостные переживания, открытие мира природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь.
На экологической тропе, в познавательно - исследовательской деятельности,дети учатся не только любоваться увиденным, но и наблюдать, экспериментировать, понимать явления природы, заботиться о ней, охранять и преумножать ее богатства.
Работая на экологической тропе, особое внимание мы уделяем, развитию эмоций у детей, умению удивляться, сопереживать, заботиться о живых организмах, умению видеть красоту окружающего мира. Также формируем у детей потребность в самостоятельном изучении природы.
Цикл занятий на экологической тропе для детей старшего дошкольного возраста построен на принципах развивающего обучения и направлен на развитие личности ребенка в целом (умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира, а также на совершенствование речи дошкольников, их мышления, творческих способностей, культуры чувств.
При построении цикла занятий на экологической тропе учитывается региональный компонент (ближайшее природное окружение и экологическая ситуация в регионе…
Каждое занятие посвящено определенной станции экологической тропы в разные временные периоды. Итогом любого эксперимента должно стать конечный продукт. Например, зарисовки детей, фотографирование результатов работы и т. д.
На одном из семинаров М. О., мне понравилась идея с оформлением в групповой комнате «Мудрого дерева». И я создала такое дерево в своей группе. Обыгрывать дерево можно по – разному. Например, детки пришли в группу, а их встречает сова на дереве. И я предлагаю рассказать, где мы были и что интересного видели… Или наоборот, можно найти на дереве конверт с маршрутом или с заданием и т. д.
В результате моей работы видна положительная динамика: детки стали больше рассуждать, у них расширился кругозор, соответственно и речь стала более грамотной. Многие дети завели домашних питомцев, охотно рассказывая о том, как они за ними ухаживают, даже дают друг другу советы.
Впереди нас конечно же ожидают ещё много проектов, как в групповых помещениях, так и на экологической тропе, потому что детям это действительно интересно и главное познавательно. Хочется верить, что любовь к родной природе останется в сердцах моих воспитанников на долгие годы и поможет им жить в гармонии с окружающим миром.
Особенностью процесса экологического обучения и воспитания на экологической тропе состоит в том, что он строится на основе не дидактически назидательного, а непринужденного усвоения информации, ценностных ориентаций и идеалов, норм поведения в природном окружении, путем органического сочетания отдыха и познания во время движения по маршруту экологической тропы.