Елена Кузнецова
Педагогический проект. Формирование познавательно — исследовательской деятельности дошкольников через детское экспериментиров
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное образовательное учреждение Ордынского района
Новосибирской области – Пролетарская средняя общеобразовательная школа
Педагогический проект
Формирование познавательно - исследовательской деятельности дошкольников через детское экспериментирование
Выполнила воспитатель Кузнецова Елена Александровна
2017г
Публикация «Педагогический проект, Формирование познавательно — исследовательской деятельности дошкольников через детское экспериментиров» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Проекты
- Темочки
Тема проекта : Формирование познавательно - исследовательской деятельности дошкольников через детское экспериментирование.
Разновидность проекта : долгосрочный
Срок реализации: август 2016г – май 2017г.
Актуальность:
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) требует от педагогов поиска эффективных путей развития исследовательских, творческих способностей, познавательной активности детей дошкольного возраста.
Все «требования направлены на создание социальной ситуации развития детей» через «поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности» (п. 3.2.5.) в том числе исследовательской.
Анализируя педагогический опыт своей работы по познавательно - исследовательской деятельности за 4 года были сделаны выводы о том, что:
- для выполнения требований ФГОС ДО по целевым ориентирам (развитие любознательности, проявление интереса к причинно-следственным связям, формирование склонности наблюдать, экспериментировать, необходимо создать условия, при которых дети учатся самостоятельно добывать знания и применять их.
- необходимо включать в содержание работы с дошкольниками виды детской деятельности, способствующие развитию продуктивных форм мышления.
- необходимо использовать наиболее эффективные формы и методы работы по организации познавательно - исследовательской деятельности, позволяющие строить педагогический процесс на основе развивающего обучения. Одним из таких методов является детское экспериментирование.
В процессе познавательно - исследовательской деятельности с дошкольниками было выявлено следующее:
- Дети очень любят экспериментировать. Кроме того, исследовательская деятельность положительно влияет на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков.
- Для того чтобы дети не потеряли интерес к окружающему миру, важно вовремя поддержать их стремление исследовать.
- Исследования предоставляют, возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».
- Дошкольникам присуще наглядно – действенное мышление, поэтому экспериментирование можно рассматривать как метод, близкий к идеальному.
- Знания и умения, которые ребенок получает не в готовом виде, а в ходе активного взаимодействия с окружающим миром, становятся для него бесценным опытом, определяющим его успешность на последующих этапах обучения.
Таким образом, вышеприведенные доводы свидетельствуют об актуальности организации познавательно - исследовательской деятельности дошкольников через детское экспериментирование.
Цель: Создание условий для развития познавательно – исследовательской активности детей дошкольного возраста через детское экспериментирование.
Задачи:
1. Изучение и подборка методических изданий по теме проекта.
2. Создание развивающей предметно – пространственной среды в группе.
3. Разработка методического материала для организации детского экспериментирования
4. Привлечение родителей к совместной исследовательской деятельности.
5. Формирование у дошкольников предпосылок к учебной деятельности через детское экспериментирование.
Участники проекта : воспитатель, родители, администрация, дети подготовительной группы.
Описание проекта :
1) Подготовительный этап (август) :
Проведение мониторинга. Анализ работы по детскому экспериментированию. Анализ методической литературы. Разработка системы мероприятий по развитию познавательной активности дошкольников, посредством экспериментальной деятельности.
2) Основной этап (сентябрь - апрель) :
Проведение мероприятий по проекту. Осуществление рабочего плана реализации проекта.
3) Заключительный этап (май) :
Определение эффективности реализации проекта. Анализ полученных результатов. Представление опыта работы по детскому экспериментированию.
Прогнозируемые результаты:
- проведена подборка методической литературы по организации детского экспериментирования;
- в группе создан центр экспериментирования, содержащий разнообразное оборудование и материалы для проведения различных опытов в соответствии с возрастом;
- разработан методический материал для организации детского экспериментирования;
- проявление активности родителей во взаимодействии по детскому экспериментированию;
- наблюдение у дошкольников положительной динамики предпосылок к учебной деятельности по результатам мониторинга;
- возможность использования методики работы по организации детского экспериментирования педагогами других ДОУ;
- возможность использования результатов проекта по повышению педагогического мастерства в других ДОУ.
Ресурсы:
Бюджетное финансирование образовательного процесса организации. Подручный материал для проведения детских опытов.
Риски:
Пассивность родителей во взаимодействии по реализации проекта.
Недостаточный набор методических разработок по детскому экспериментированию.
Рабочий план реализации проекта
Наименование мероприятия Сроки реализации Результаты работы Взаимодействие с родителями
I ЭТАП – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
Изучение литературы, анализ изученной литературы и методических изданий по теме проекта. Август 2016г
Подборка методических изданий по организации детского
экспериментирования (см. приложение 1).
Информационный материал на стенде для родителей «Формирование у дошкольников предпосылок к учебной деятельности через детское экспериментирование».
Проведение педагогической диагностики. Оценка индивидуального развития детей по основным характеристикам исследовательской деятельности.
Сентябрь 2016г Сводные таблицы мониторинга, графики. Уровни сформированности предпосылок к учебной деятельности у дошкольников в начале учебного года. Анкетирование родителей на тему: «Организация поисково-исследовательской деятельности дошкольников дома» Цель: выявить степень участия родителей в экспериментальной деятельности ребенка и в поддержании его познавательного интереса.
Разработка проекта «Формирование познавательно – исследовательской деятельности дошкольников через детское экспериментирование». Определение целей и задач проекта; оценка условий, ресурсов; оценка рисков; прогнозирование результатов. Сентябрь 2016г Проект «Формирование
познавательно – исследовательской деятельности дошкольников через детское экспериментирование».
Рабочий план реализации проекта. Семинар-практикум для родителей на тему: «Учимся экспериментировать»
Цель: повысить педагогическое мастерство родителей по проблеме детского экспериментирования.
Ознакомление родителей с рекомендациями по организации и проведению опытно-экспериментальной деятельности в домашних условиях.
II ЭТАП – ОСНОВНОЙ
Создание в группе центра экспериментирования
Октябрь 2016г
Центр экспериментирования с разнообразным оборудованием для экспериментирования; приборами-помощниками; материалами для исследования; природными материалами.
Помощь в создании центра экспериментирования. Обогащение центра природными материалами (шишки, камешки, семена и т. д.)
Разработка методического материала для организации работы по детскому экспериментированию
Октябрь 2016 Картотека опытов
(см. приложение 2)
Схемы – правила по безопасности при проведении опытов
(см. приложение 3)
Конспекты занятий по познавательно-исследовательской деятельности с дошкольниками (см. приложение 4). Определение структуры организации исследовательской деятельности, выбор форм проведения непосредственной образовательной деятельности (см. приложение 5);
Разработка плана по экспериментированию, которое проводит сам воспитанник (см. приложение 6).
Картотека физических минуток (см. приложение 7).
Перспективный тематический план по исследовательской деятельности (см. приложение 8).
Подбор литературы с интересными опытами и экспериментами для дошкольников совместно с детьми.
Формирование у дошкольников предпосылок к учебной деятельности через детское экспериментирование
Ноябрь 2016г – апрель 2017г Проведение непосредственной образовательной деятельности в соответствии с перспективным тематическим планом.
Организация самостоятельной деятельности детей.
Декабрь Консультация на тему: «Роль семьи в развитии познавательной активности
дошкольников»
февраль Круглый стол «Как направить энергию ребенка в позитивное русло»
март Папка – передвижка на тему «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию»
III ЭТАП – ИТОГОВЫЙ
Определение эффективности проведенной работы. Проведение педагогической диагностики. Оценка индивидуального развития детей по основным характеристикам исследовательской деятельности. Анализ полученных результатов.
Май 2017г Сводные таблицы мониторинга, графики. Уровни сформированности предпосылок к учебной деятельности у дошкольников в конце учебного года (см. приложение 9). Опрос родителей об удовлетворенности организации работы по детскому экспериментированию.
Распространение опыта работы по формированию познавательно - исследовательской деятельности дошкольников через детское экспериментирование. Презентация проекта.
Май 2017 Методическое объединение внутри организации.
Проявление активности родителей во взаимодействии с педагогами и детьми при организации работы по исследовательской деятельности
Дальнейшее развитие проекта
2017-2018 учебный год
Периодическое пополнение РППС по детскому экспериментированию.
Обновление методического комплекса.
Новые формы работы по привлечению родителей к детскому экспериментировании.