Хисматова Валерия
Мастер-класс «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Распространение опыта по организации детского экспериментирования среди педагогов ДОУ.
Задачи:
Познакомить с определением понятия – детское экспериментирование.
Раскрыть особенности проведения детского экспериментирования.
Участники мастер-класса : Педагоги ДОУ.
Содержание:
1. Определение понятия детское экспериментирование.
2. Совместное проведение экспериментирования.
3. Выводы.
4. Рефлексия.
Ход мастер-класса.
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Публикация «Мастер-класс „Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Рада приветствовать Вас на мастер-классе по теме «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования»
Думаю, что педагоги, использующие экспериментирование в своей работе, найдут для себя что-то новое, а начинающие – поймут, насколько это интересное и увлекательное занятие.
Мы знаем, что детство, это пора поисков и ответов на самые разные вопросы. Исследовательская активность — естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира. Он изучает все как может и чем может – глазами, руками, языком, носом, т. е. всеми органами чувств. Он радуется даже самому маленькому открытию.
Заглянем в толковый словарь русского языка Сергея Ивановича Ожегова, эксперимент — это метод исследования некоторого явления в управляемых условиях, с активным взаимодействием с изучаемым объектом. Эксперимент служит для проверки гипотезы, установления причинных связей между феноменами.
Одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования в соответствии с ФГОС является следующее: «ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; обладает элементарными представлениями из области живой природы…»
В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными вещест-вами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами (тонет - не тонет, пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т. п. Но опасность такой «самодеятельности» заключается в том, что дошкольник еще не знаком с законами смешения веществ, элементарными правилами безопасности.
Эксперимент же, специально организуемый педагогом, безопасен для ребенка и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности. Первоначально дети учатся экспериментировать в специально организованных видах деятельности под руководством педагога, затем необходимые материалы и оборудование для проведения опыта вносятся в пространственно-предметную среду группы для самостоятельного воспроизведения ребенком, если это безопасно для его здоровья.
Другими словами мы можем сказать, что детское экспериментирование – это детская деятельность, в результате которой ребенок самостоятельно или под незаметным для него руководством взрослого делает для себя открытие.
Давайте попробуем на практике доказать что метод экспериментирования является ведущим в познавательном развитии.
Возможность наблюдать и экспериментировать нам предоставлена самой природой. В зимний период года детям очень доступны и понятны три состояния воды (твердое, жидко и газообразное, т. к. не нужно создавать специальных условий для опытов и экспериментов.
Мои воспитанники заинтересовались тем, насколько чист вновь выпавший снег, и можно ли, лизать сосульки. Это было тем более интересно, что многие из них всегда были не прочь этот снег есть и сосульки облизывать, естественно, несмотря на категорические запреты взрослых. «А может быть, взрослые зря возмущаются, и белый снег чист и не ничуть не хуже мороженого». Т. е. у детей возник проблемный вопрос, а почему нельзя есть снег. Итак, кроме очевидного ответа, что снег есть нельзя, потому что он холодный и можно простудить горло, мы задались вопросом - а чистый ли снег? Если выбрать белый снежок, ведь грязи в нем не будет? И вообще, откуда в только что выпавший снег может попасть грязь?
Этот проблемный вопрос можно объяснить с помощью наглядного материала. Например, показать презентацию? или рассмотреть опытным путём.
Как показала практика более действенным стал эксперимент.
Возьмем две пробы снега: около автомобильной дороги и в самом чистом месте на участке детского сада, где ещё ни кто не ходил. А так же воду из фильтра, для сравнения.
По виду, снег у дороги практически ничем не отличался от снега со двора. Такой же чистый, белый и пушистый, как раз такой, который вызывает аппетит. Да и выпал он только вчера - испачкаться еще не успел.
Возьмем снег, растопим его и исследуем.
Так как времени у нас с вами мало. Я уже принесла растаявший снег.
Уважаемые коллеги, три человека, подходите ко мне.
Эксперимент №1.
Если снег принести в тепло, то он превращается в воду.
Эксперимент №2.
Возьмем воду из фильтра и талую воду.
Вода, получавшаяся из снега, даже при изучении ее «невооруженным глазом» выглядела далеко не чистой.
Теперь пропустим все три пробы через фильтр.
Фильтром может служить купленный в магазине, марля в несколько слоев и вата.
Вывод:
Вода из фильтра – чистая, а талая вода нет.
Эксперимент можно продолжать : сравнить из лесу, около завода, только что выпавший и пролежавший несколько дней и т. д. Если есть возможность рассмотреть талую воду под микроскопом, обязательно сделайте это. После такого исследования у ребенка наверняка отпадет охота лакомиться «чистым» снегом.
Рассказывая о результатах своих исследований, дети уже опираются не на собственные рассуждения, а на надежный фундамент собственных наблюдений и экспериментов. Снег есть нельзя и почему, но он нужен птицам и животным, а мы можем делать из него снежные постройки.
Попутно в ходе экспериментов у детей возникает масса вопросов:
Почему так получилось, что когда растаял большой ком снега, он дал так мало воды? И какой снег быстрее тает - рыхлый или плотный?
Эксперимент № 3
Набрали в емкость снег (рыхлый и утрамбуем его (плотный) и дождемся, когда он растает. А после этого сравним объем получившейся жидкости с первоначальным объемом снега. Опять же из-за недостатка времени я вам принесла уже готовый результат.
Вот я взяла столько снега, а вот сколько воды получилось.
Правда, впечатляет?
Чтобы понять, что случилось со снегом, попробуйте сложить с ребенком кубики в коробку двумя разными способами: просто набросать как попало и сложить аккуратно, так чтобы они плотно прилегали друг к другу. (делаем).
Думаю, малыш и без того уже на собственном опыте знает, что если складывать кубики аккуратно, то они займут меньше места. Но поверьте моему опыту дети с удовольствием участвуют в эксперименте и доводят его до конца.
Вывод: Так и со снегом. Снежинки не могут плотно прижаться одна к другой, между ними всегда остается воздух. Поэтому и занимают большой объем.
А когда эти же снежинки растают, то молекулы, из которых они состоят, теряют свою жесткую структуру. Теперь они могут сблизиться друг с другом так, что между ними не остается никаких промежутков. Совсем как аккуратно сложенные кубики в коробке. И поэтому они занимают меньше места
Теплый воздух внутрь плотного снежка пробраться не может, поэтому и согревает снежок только снаружи. А в рыхлый кусок воздух попадает еще и изнутри. Поэтому этот снег растает быстрее.
Чтобы доказать детям, что снежинки – это маленькие прозрачные льдинки, рассмотрите их на прогулке через лупу, а когда придёте в группу попробуйте нарисовать снежинки. У каждого ребёнка получиться своя удивительная снежинка.
И вдруг опять вопрос, а почему снег белый?
Эксперимент№4.
Возьмём полиэтиленовый пакет, он прозрачный. Порежем его на мелкие кусочки и сложим их в прозрачный стакан.
Каждый кусочек полиэтилена – модель снежинки.
Результат: «Снег» в стакане белого цвета
Вывод: Маленькие снежинки падают друг на друга. Каждая снежинка отражает свет в разные стороны. Свет «рассеивается». Так получается белый цвет.
Эксперимент№ 5
А почему снег хрустит только в морозную погоду?
Все дети знают, что снег хорошо лепится, когда на улице оттепель, а в морозную погоду из снега снеговика не сделаешь.
Проведем опыт на бумажной модели снежинки.
Нам потребуется вода и бумажные снежинки.
1. Первые два листочка – это модели мокрых снежинок, такие они бывают в теплую погоду. Опустим листочки в тарелку с водой и оставим намокать.
2. Вторые два листочка – это модели сухих снежинок, такими они бывают в морозную погоду.
3. Теперь «послушаем» снежинки. Разорвем листочки «сухих снежинок». Звук хорошо слышен и трескуч. Разорвем «мокрые снежинки» – звук неслышен.
Вывод: Мы узнали, что каждая снежинка похожа на маленькую звёздочку. Если мы наступаем на снег, веточки в ледяных снежинках ломаются. Так при разламывании многих снежинок образуется хруст и скрип. Когда на улице по-зимнему тепло, то снежинки мокрые и не скрепят, а когда морозно – то снежные кристаллики ломаются и от этого хрустят.
А зачем нужен снег?
Снег – это чудесная явление нашей планеты. Снег – это красота зимнего пейзажа. Снег – это хорошие, устойчивые урожаи. Он пушистый, искрящийся, дарит нам радость.
В ходе нашего исследования мы убедились, что снег хоть и холодный на ощупь, но при этом сохраняет тепло.
Эксперимент №6.
Налили в 2 пластиковые бутылки воды, одну ставим на веранду, а другую закапываем в снег. Наблюдаем уже вечером и делаем вывод, что в снегу вода не замерзла.
Под снежным покровом растения не замерзают. Мы раскопали снег и увидели, что трава под снегом зеленая. Весной снег растает, и почва впитает в себя много воды. Из-за этого растения будут расти быстрее и лучше.
В ходе всех экспериментов дети убедились что снег и лед – это вода.
Возник вопрос, а что растворяется в воде?
Эксперимент №7
Вода как жидкость имеет очень важное свойство. Вода – это растворитель. Но всё ли растворяется в воде. И здесь помогают наши опыты.
Можно растворять сахар, соль, песок, глину, мел, мука, сода. Сравнить по цвету, запаху, и даже вкусу.
Многие дети не кушают суп, из-за того, что на поверхности плавают кружочки жира.
У многих возникает вопрос, почему жир плавает?
В этом эксперименте для объяснения и для создания положительной мотивации пригласим любимых героев, например: Хрюшу и Степашку.
Степашка: ой-ой, что-то я не понял. Я что ли мотивация? Не хочу я быть мотивацией.
Степашка, милый, подожди и мне немного помоги.
Мотивация нужна, чтобы деятельность для детей значимой была.
Степашка: Конечно, помогу и про фокус расскажу.
Хрюша: Степашка, я вчера ел суп и увидел в тарелки круги. Они плавали и не тонули. Как такое возможно?
Степашка: А давай вместе с ребятами смешаем воду и подсолнечное масло. Ребята присоединяйтесь к нам.
Давайте в стакан нальём 3 маленьких стаканчика воды. Ребята, а что произойдёт, если мы добавим подсолнечное масло. (может они перемешаются). Добавляем такое же количество масла. Сколько? Тоже 3 маленьких стаканчика масла.
Хрюша удивленно: Масло плавает на поверхности воды! Слой масла находится на верху, а вода внизу.
Ребята, а что нужно сделать, чтобы две жидкости смешались. Давайте помешаем.
(Наблюдаем.)
Смотрите всё перемешалось, а потом капли масла ищут себе друга.
Почему, ребята?
Степашка: я думаю масло и вода не любят друг друга. Они не могут быть друзьями.
Хрюша: Как бы нам их подружить?
Степашка: А давайте добавим волшебное моющее средство для посуды.
Наблюдаем. Смотрите капли подружились. При помощи моющего средства масло и вода перемешиваются.
Вывод: Почему?
Да, ребята вода и масло состоят из молекул. Молекулы воды формой напоминают маленькие шарики. А молекулы масла овальные (продолговатые). (показать карточки). Поэтому они без ошибок находят себе друзей такой же формы, и не могут смешаться.
Степашка: ребята, а давайте с вами поиграем. Ребята сначала мы разделимся на молекулы воды (руки на пояс) и молекулы масла (руки вверх). Сначала мы все встряхиваем руки и под музыку размешиваемся, как только музыка заканчивается молекулы становятся круглыми и овальными.
Можно разнообразить игру (опыт добавления моющие средство). Они одну руку поднимают вверх, а другую на пояс. Правило: делимся на три группы и в конце с образуем большой круг и между молекулами воды и масла встают молекулы моющего средства.
Спасибо.
Дошкольники охотно выполняют домашнее задание. В своей практике я использую такой приём. Во-первых дети делятся своими новыми открытиями с родителями, а во вторых на следующий день они начинают делиться своими впечатлениями. Я вижу, что понятно детям, а что нет. От этого зависит планирование дальнейшей работы.
И вам сегодня тоже домашнее задание: нам понадобится пластиковая бутылка. Наполните ее водой и подсолнечным маслом в равном соотношении, при этом треть бутылки оставьте пустой. Добавьте немного пищевого красителя и плотно закройте крышку. Жидкости не смешиваются — вода остается на дне и окрашивается, а масло поднимается наверх. А теперь попробуйте встряхнуть нашу волшебную бутылку — через несколько секунд все вернется на круги своя. А теперь забираем всё домой, убираем ее в морозильную камеру и перед нами еще один эксперимент. Желаю успеха!
Уважаемые коллеги!
Главное достоинство экспериментов, опытов которые мы проводим с детьми, позволяют ребенку взглянуть на окружающий мир по-иному. Он может увидеть новое в известном и поменять точку зрения на предметы, явления, ситуации. Это расширяет границы познавательной деятельности, нужно лишь придать им необходимую направленность. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации, обобщения. Детское экспериментирование — это не изолированный от других вид деятельности. Оно тесно связано со всеми видами деятельности, и в первую очередь с такими, как наблюдение, с речевым, художественно-эстетическим развитием, формированием элементарных математических представлений.
Уважаемые, коллеги, надеюсь, что мастер – класс вам понравился и вы будете вместе со своими детьми проводить такие же и другие эксперименты с различными материалами.
А наградой же за ваши труды будет развитие наблюдательности и пытливости ума ваших воспитанников, их стремление к познанию мира, развитие познавательных способностей, умения изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях.
Спасибо вам большое. До новых встреч.