Светлана Головко
Прогулка по экологической тропе детского сада с детьми старшего дошкольного возраста в рамках недели «Золотая осень»
▼ Скачать + Заказать документы
Надо понять, чтобы полюбить, полюбить,
чтобы понять.
В. Педагог: Головко С. В.
Г. Приморско – Ахтарск
МБДОУ№7 «Радуга»А. Сухомлинский
Тематическая неделя : Золотая осень
Актуальность.
Осень – одно из благоприятных времён года для наблюдений за изменениями в природе. Дети обращают на признаки этого времени года, учатся прослеживать связь, знакомятся с осенней природой, получают и закрепляют знания, пополняя их год от года. Воспитывают чувство прекрасного.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осенние прогулки и наблюдения
- Осень. Материалы для воспитателей
- Старшая группа
- Экологическая тропа в детском саду
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Ожидаемые результаты занятий на экологической тропе :
Эмоционально-положительные проявления, радость от общения с природой.
Интерес к познанию живого.
Правильное определение состояние объекта, установка необходимых связей
Цель: Расширить представление об осеннем расцвечивании деревьев и кустарников.
Задачи:
Обучающие : Изучить один из законов развития природы — листопад.
Развивающие :Развивать стремление к познанию, наблюдательность, память, внимание, связную речь, творческие способности детей и умение работать в группе.
Воспитывающие:
Получить эстетическое наслаждение от общения с природой. Прививать любовь к родному краю, к природе, способствовать сплочению коллектива посредством совместной творческой деятельности
Если на деревьях листья пожелтели, если в край далёкий птицы улетели, если небо хмурое, если дождик льётся – это время года - осенью зовётся
Сейчас на улице осень со своей неповторимой красотой. Всё окрасилось в яркие золотые, жёлтые и красные цвета. Осень постаралась. Ребята, вам нравится осень?
Дети: Да!
Каждый человек по-своему восхищается осенью. Одни молча любуются, другие выражают свои чувства пером на бумаге, третьи кистью и красками на холсте – это художники.
Осень в гости к нам пришла. И с собою принесла…Что скажите наугад?
Дети: Листопад
Я вас приглашаю в увлекательное и познавательное путешествие по экологической тропе нашего детского сада, на встречу с природой, её тайнами, сюрпризами.
На деревьях и кустарниках появились разноцветные листочки,
Берёза – символ нашей Родины.
А что для вас значит слово «Родина»?
(Ответы детей)
С чего начинается Родина?
С речки, с песчаного берега, с неприметного бугорка на полянке, с семьи, с маленького дворика, где мы живем, а может она начинается с той березки, которая растет на территории нашего детского сада, во дворе вашего дома?
Береза - единственное в мире дерево с белой корой и чёрными чёрточками.
Сегодня я раскрою вам один секрет – через эти черточки береза дышит, а называются они «чечевички»!
Осенью он жёлтый, красный иль оранжевый - прекрасный!
Позже листья, как перчатки, он роняет в беспорядке
Это дерево теплолюбивое, лиственное, красивое, благодаря своим нежным и тонким листьям. Название этого дерева - Ясень.
Слово "ясень" произошло от слова "светлый", "ясный".
Крона ясеня ажурная, легкая, и все для того, чтобы дереву доставалось больше солнца.
Семена ясеня – крылатки.
Плоды- крылатки созревают в сентябре или октябре и могут оставаться на ветвях до ранней весны, выручая маленьких птиц от голода. Падая на землю, они долго вращаются в воздухе, и ветер успевает отнести их далеко от материнского дерева
Педагог: Обратите внимание на цвет листьев. Какой он?
Дети: Этот цвет называют золотистым.
Когда дует ветер, листья начинают кружиться, медленно падая на землю как разноцветный ковер.
В ходе эксперимента показать детям зависимость полета падающего листа от его величины и формы.
Эксперимент «Как листья опадают»
На прогулках вы замечали, что листья падают с деревьев по-разному.
Чтобы выяснить, какие листья падают быстро, а какие медленно, проведём эксперимент. Для этого возьмите в руку лист, поднимите руку с листиком вверх и выпустите листик из пальцев. Пока лист летит внимательно следите за его полетом и запоминайте: быстро или медленно он падал, летел прямо вниз или кружился?
Педагог: Какие выводы можно сделать из этого эксперимента?
Дети: Крупные листья падают медленнее и почти не кружатся. Маленькие листья падают быстрее и больше кружатся
Чтобы немного размяться, предлагаю вам немного поплясать
Физминутка «Мы листочки»
Дети берут в руки листья. Педагог и дети читают стихотворение и выполняют движения в соответствии с текстом.
Мы листики осенние, на ветках мы сидели - плавное покачивание руками вверху над головой.
Ветер дунул - полетели, мы летели, мы летели -руки в стороны, махательные плавные движения, бег
И на землю тихо сели- медленно присесть на корточки.
Ветер снова набежал и листочки все поднял - встать, руки в стороны.
Закружились, полетели -бег с плавными махательными движениями.
И на землю снова сели - присесть
Игра «Составьте узор из листьев».
Задачи: Закрепить у детей умение раскладывать и составлять узор из готовых форм.
Развивать интерес к аппликации из осенних листьев, активность, творческое воображение, чувство цвета, мелкую моторику, координацию движений, самостоятельность и аккуратность в работе.
Воспитывать интерес к познанию природы, желание и умения взаимодействовать со сверстниками при создании коллективной работы.
Сейчас попробуем с вами составим узоры из этих листьев.
Дети составляют узоры из листьев. Демонстрируют умение. делают вывод и аргументируют его, оценивают результат своей деятельности, выражают свои чувства.
А почему же листья желтеют осенью? Дело в том, что листья имеют зеленый цвет благодаря зеленому веществу.
Сейчас проведем опыт и увидим это вещество.
Исследовать строение листа, опытным путем сделать вывод о наличии зеленого вещества в листьях.
Опыт «Почему лист зеленый?»
Педагог: Возьмите листочек и вложите его внутрь согнутого пополам кусочка белой ткани. Теперь деревянным кубиком сильно постучите по листочку сквозь ткань. Что вы обнаружили в ходе опыта?
Дети: На ткани появились зеленые пятна.
Педагог: Это зеленое вещество из листочка и окрашивает ткань в зеленый цвет. Когда наступает осень становится меньше солнечного цвета. Это зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не пропадает совсем. Тогда лист становится желтым или … какого цвета бывают листья у деревьев осенью?
Дети: Оранжевые, красные, коричневые.
Вот где настоящая красота! «Зимой и летом одним цветом».
Сосна стройная и красивое дерево, прямые сосновые стволы. Зимой кроны сосен зеленеют на фоне пасмурного неба. А весной у сосны распускаются почки и появляются молодые побеги.
Иголочки – это листочки, которые всегда зелёные и не боятся холода. Иголки сосна меняет через
5-7 лет. Они приспособились к зимним условиям и не опадают. Листочки – иголочки иначе называют хвоя. А все деревья с хвоей называют…
Дети: Хвойные!
Педагог: Хвоинки длиннее, колючие, зелёные, острые.
Они дружат по две, то есть растут по две
Возьмите веточку сосны и рассмотрите, какие дружные хвоинки у сосны
(Дети берут веточки сосны и смотрят, как растут хвоинки сосны).
Загадка.
Педагог: «Четыре братца в одной рубашке».
Дети: Орех
Грецкий орех – крупное дерево, которое ничего не боится – ни ветра, ни грома, ни дождя, ни зноя.
Педагог: Что такое орех? Это плод растений.
Возьмем в руки целые орехи.
Они состоят из скорлупы и ядра. Посмотрите и покажите мне скорлупу, а теперь ядро грецкого ореха.
Внутри морщинистой скорлупы ореха – съедобное ядро из четырех одинаковых долек
А теперь давайте съедим ядро грецкого ореха. Понравился ли вам на вкус грецкий орех?Грецкие орехи не только полезны, но и вкусны.
А теперь вы, дети, выберите себе дерево и подружитесь с ним.
В народе говорят: если обнять дерево, оно подарит силу и здоровье.
Все деревья наши друзья. Они, как и мы с вами живая природа.
Деревья – украшение нашей Земли,
Без них не живут муравьи, соловьи,
Ни звери, ни ягоды, ни грибы,
Ни люди, ни птицы и ни слоны.
Дидактическая игра «От какого дерева листок?»
Педагог показывает листик от дерева, а ребенок называет какой это лист.
Ребятам очень не хотелось возвращаться, но нас уже поджидал обед. Мы решили, что обязательно вернёмся и нарисуем полюбившее дерево.
Совместно с педагогом ребята вспомнили о характерных признаках осени. Определяли какому дереву принадлежал тот или иной упавший лист.
Представилась возможность сравнить вечнозеленые хвойные деревья с лиственными. Дети заметили, что на одних деревьях можно еще увидеть зеленые листья, но их очень мало, на других деревьях все листья окрасились в желтый, красный, оранжевый цвета. А есть деревья, которые уже стоят без листьев, т. е. деревья сбрасывают листья в разное время, как бы по очереди.
Дети с огромным удовольствием собирали осенние букеты из листьев, подбрасывали их вверх, радовались.
Прогулка с детьми на свежем воздухе не только благоприятно влияет на здоровье ребенка, но и делает детей ближе друг к другу. В нашем детском саду такие экскурсии стали традицией.
Одним из условий успешного воспитания, основ экологической культуры, является работа не только с детьми, но и с их семьями. С этой целью привлекаю родителей к различным видам совместной деятельности с детьми : изготовление поделок из природного и бросового материала для выставок, сборку материала для коллекций, совместным праздникам.
Пропаганда экологических занятий – это формирование экологического мировоззрения, практических навыков природопользования, экологической культуры родителей, которые являются для детей самыми большими авторитетами.
Мы речь свою ведём о том, что Земля – наш общий дом.
Наш добрый дом, просторный дом – мы все с рожденья в нём живём.
Ещё о том ведём мы речь, что мы наш дом должны беречь.
Давай докажем, что не зря на нас надеется Земля.