Людмила Землякова
Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в процессе детского экспериментирования
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодняшний деловой мир очень конкурентноспособен и быстро изменяется. Современная ситуация требует формирования социально-развитой личности, обладающей значительными интеллектуальным, психологическим и социокультурным потенциалом. Раннее развитие исследовательской деятельности личности традиционно является одной из важнейших педагогических задач, не только в отечественной педагогике, но и в образовательных системах большинства стран мира.
Публикация «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в процессе детского экспериментирования» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для формирования социальной и познавательной деятельности. На сегодняшний момент в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира - экспериментирование. Эта деятельность равноценно влияет на развитие личности ребёнка также как и игровая. В идеале наличие этих двух истинно детских видов деятельности является благоприятным условием для развития дошкольников.
Этапы процесса познания окружающей действительности детей дошкольного возраста с позиций личностного развития ребенка.
Первый этап характеризуется проявлением любопытства.
А. Н. Леонтьев отметил, что ребенок появляется на свет, уже обладая определенными задатками, с «готовностью воспринимать мир» и «способностью приобретать человеческие способности». Ребенок – дошкольник в процессе восприятия окружающего мира одновременно организует свои психические функции, активно обследует свое окружение, сам ищет впечатления, необходимые ему как «питательный материал» для развития. Жизнь в дошкольном детстве, по мысли М. Монтессори, соответствует состоянию «психического эмбриона», а ребенок в этот период подобен «сухой губке», впитывающей влагу.
Отличительной особенностью второго этапа восприятия окружающего мира у дошкольников является резкое увеличение его осмысленности. Дети уже не просто смотрят на яркий, незнакомый окружающий мир, они выделяют интересные, значимые для них объекты. Необычное, несовпадающее с их прежними представлениями явление дает толчок мышлению, развитию любознательности, что приводит к зарождению исследовательской деятельности.
Основное значение третьего этапа в познании дошкольником окружающего мира приобретает наглядно-образное мышление и воображение. Они дают ребенку возможность усваивать обобщенные знания о предметах и явлениях действительности. Пользуясь образным мышлением, изучая заинтересовавший их объект, дошкольники могут обобщать свой собственный опыт, устанавливать новые связи и отношения вещей. Отсюда начинают закладываться основы логического мышления.
Овладевая исследовательской деятельностью, ребенок усваивает эталоны, вырабатывает свои правила поведения, свои способы действий и приобретает внутренний опыт, что приводит к формированию стойкой исследовательской деятельности (Л. А. Венгер, А. В. Запорожец, Г. В. Пантюхин, Н. Н. Поддъяков и др.). Наблюдаются практические действия – ориентировочно-исследовательские.
Четвертый этап характеризуется удовлетворением исследовательской деятельности; используя разные (приобретенные) способы действий, ребенок начинает ориентироваться на процесс и на конечный результат, достижение которого приводит к тому, что он получает удовлетворение, в результате чего потребности становятся «ненасыщенными». У ребенка формируется механизм вероятностного прогнозирования, он учится предвидеть результат своей деятельности. Именно в этот период, как отмечает Н. С. Пантина, главное противоречие в деятельности ребенка состоит в том, чтобы оторваться от ситуации, от старого стереотипа выполнения действия и учесть новые условия решения исследовательской деятельности : у ребенка развивается способность к обобщению явлений окружающей действительности и способность к преодолению трудностей.
Следующий этап исследовательской деятельности характеризуется тем, что доминирующим мотивом действительности выступает познавательный, а не практический. Ребенок выполняет эту деятельность не потому, что ему важен процесс или результат, а потому, что ему «это очень интересно». Как отмечает В. Т. Кудрявцева, именно на этом этапе ребенок осмысленно принимает познавательную задачу.
Для того чтобы знания привести в соответствии с научной логикой познания, необходимо осуществлять целенаправленный и педагогически-организованный процесс.
.Эта деятельность зарождается в раннем детстве, представляя собой простое, как будто бесцельное (процессуальное) экспериментирование, с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия.
К старшему дошкольному возрасту познавательно-исследовательская деятельность вычленяется в особую деятельность ребенка со своими познавательными мотивами, осознанным намерением понять, как устроены вещи, узнать новое о мире, упорядочить свои представления о какой-либо сфере жизни.
Путей развития потенциала личности существует много, но собственно исследовательская деятельность, бесспорно, один из самых эффективных.
Дети по природе своей исследователи. Поисковая активность – естественное состояние ребенка. Поэтому детское экспериментирование как метод проблемного обучения в педагогическом процессе детского сада очень ценен. Он дает возможность обогатить содержание воспитательно-содержательного процесса детского сада, сделать его современным и эффективным, повысив его качество.
Формы и методы реализации проекта
Для реализации всего объема работы было необходимо создать предметно-развивающую среду, обеспечивающую возможности проведения опытов, наблюдений, экспериментов всеми воспитанниками группы.
В группе была оборудована мини-лаборатория “Почемучка”.Для формирования навыков безопасного поведения во время экспериментирования были разработаны соответствующие правила проведения опытов.
В лаборатории проводятся элементарные опыты по изучению явлений природы, свойств материалов, собственного организма, а также экспериментальные игры с водой, песком, камнями, магнитами и др. Для этого имеется все необходимое оборудование: простейшие приборы-помощники, емкости для проведения опытов, природные материалы, пищевые продукты, красители пищевые и непищевые, медицинские материалы, утилизированный материал (проволока, пробки, кусочки меха, кожи и т. д., технические материалы (гайки, скрепки, болты, детали конструктора и т. д., прочие материалы (зеркала, воронки, воздушные шары, свечи, формы для льда, снегомер и др.).
В мини-лаборатории находятся собранные совместно с родителями и детьми коллекции природных и искусственных камней, ракушек, семена и плоды растений, перья птиц, пуговицы, природные материалы: белая и красная глина, почва, речной и строительный песок, каменный уголь, торф, вода морская, озерная, дистиллированная. Кроме того, оформлены в виде книг коллекции: “Ткани”, “Бумага” и гербарий растений нашего края.
Для обогащения и закрепления представлений детей о явлениях и объектах окружающего мира с помощью родителей собраны детские энциклопедии, книги познавательного характера, стихи, пословицы, загадки. Подобран и пополняется иллюстративный материал по темам. Для самостоятельной экспериментальной деятельности детей изготовлены таблицы, схемы с алгоритмами выполнения опытов.
Следует отметить, что приобретается опыт в создании в группе и мини-музея. Например, в мини-музее “Камни” представлены разные виды камней: морские, искусственные, полудрагоценные, минералы. На полках выставлены изделия из камня: бусы, сувениры, поделки, амулеты. Помимо всего прочего подобрана информация о некоторых камнях, представлены фотографии, иллюстрации использования камня человеком.
Рядом с мини-лабораторией находится уголок природы, где на полках размещены комнатные растения, подобранные с учетом программных рекомендаций при активном участии родителей. А в конце зимы на подоконнике появляется “огород” на окне. На “грядках” чудесного “огорода” прорастают лук и морковь, укроп и петрушка, а также здесь можно найти рассаду цветочных культур. Выращивая растения и ухаживая за ними, дети наблюдают за тем, какие из них растут быстрее, сравнивают цвет и форму листьев, рассматривают их через лупу, опытным путем определяют условия, необходимые для роста и развития.
Для организации экспериментальной деятельности в условиях группы детского сада используются такие формы работы с детьми:
• Специально организованные познавательные занятия, куда включаются демонстрационные опыты, осуществляемые педагогом, фронтальные эксперименты, где каждый ребенок становится реальным участником совместного поиска.
• Долговременные эксперименты, как серия опытов и наблюдений, и кратковременные, возникшие как ответ на детские вопросы. Они проводятся как в условиях группы, так и на участке.
• Экспериментальные игры с водой, песком, магнитами и др. например, “Солнечный зайчик”, “Поплывет или утонет”, “Парусные кораблики” и пр., которые позволяют убедиться в достоверности физических и природных явлений и закономерностей.
• Действия с измерительными приборами, с лупой, компасом, оборудованием из стекла и др., которые помогают самостоятельно овладеть способами познавательной деятельности, элементарными правилами безопасности.
• Эвристические беседы при наличии у детей богатых и точных представлений о явлениях природы. (Например, Сосульки с разных сторон крыши неодинаковы по величине. Как вы думаете, почему так? – здесь капает с сосулек, а там – нет, поэтому они здесь меньше становятся. Другой ответ: здесь солнышко греет, а той стороне нет солнышка. Там только к вечеру оно будет и ненадолго. Поэтому сосульки медленно тают).
• Чтение научной и художественной литературы.
• Рассматривание тематических альбомов, подборок иллюстраций, плакатов, энциклопедий.
• Организация коллекций и выставок.
• Организация мини-музеев.
• Ведение дневников наблюдений и зарисовка опытов.
• КВН, развлечения.
Для положительной мотивации детей применяются различные приемы:
внешние стимулы (новизна, необычность объекта);
тайна, сюрприз;
мотив помощи;
проблемная ситуация;
познавательный момент (почему так);
драматизация (ребенок берет на себя роль Незнайки-Почемучки, задающего вопросы или ученого, умеющего объяснить, ответить на вопросы);
тризовские приемы (игра “Хорошо – Плохо”, моделирование “маленькими человечками”).
Таким образом, знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска, значительно прочнее и надежнее для ребенка, чем те сведения о мире, что получены продуктивным путем.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Методическое обеспечение:
1. «Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем»
Задача: закрепить представления детей об органах чувств, их назначении (уши – слышать, узнавать различные звуки; нос - определить запах; пальцы – определять форму, структуру поверхности; язык – определять на вкус).
Материал: ширма с тремя круглыми прорезями (для рук и носа, газета, колокольчик, молоток, два камня, погремушка, свисток, говорящая кукла, футляры от киндер – сюрпризов с дырочками; в футлярах: чеснок, кусочек апельсина; поролон с духами, лимон, сахар.
Ход: На столе разложены газеты, колокольчик, молоток, два камня, погремушка, свисток, говорящая кукла. Дед Знай предлагает детям поиграть с ним. Детям предоставляется возможность самостоятельно изучить предметы. В ходе этого знакомства дед Знай беседует с детьми, задавая вопросы, например: «Как звучат эти предметы?», «С помощью чего вы смогли услышать эти звуки?» и т. д.
Игра «Угадай, что звучит?» - ребенок за ширмой выбирает предмет, которым затем издает звук, другие дети отгадывают. Они называют предмет, с помощью которого издан звук, и говорят, что услышали его ушами.
Игра «Отгадай по запаху» - дети подставляют свои носики к окошку ширмы, а воспитатель предлагает отгадать по запаху, что у него в руках. Что это? Как узнали? (Нам помог нос.)
Игра «Отгадай на вкус» - воспитатель предлагает детям отгадать по вкусу лимон, сахар.
Игра «Отгадай на ощупь» - дети опускают руку в отверстие ширмы, отгадывают предмет и затем достают его. Назовите наших помощников, которые помогают узнать нам предмет по звуку, по запаху, по вкусу. Что было бы, если бы их у нас не было? (На фланелеграфе с помощью картинок фиксируется назначение органов чувств
2. «Почему все звучит»
Задача: подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебание предмета.
Материал: бубен, стеклянный стакан, газета, деревянная линейка, металлофон.
Ход: Игра «Что звучит?»- воспитатель предлагает детям закрыть глаза, а сам издает звуки с помощью известных им предметов. Дети отгадывают, что звучит. Почему мы слышим эти звуки? Что такое звук? Детям предлагается изобразить голосом: как звенит комар (з-з-з-з). Как жужжит муха (ж- ж- ж). Как гудит шмель? (у-у-у) Затем каждому ребенку предлагается тронуть струну инструмента, вслушиваться в его звук и потом ладошкой дотронуться до струны, чтобы остановить звук. Что произошло? Почему звук прекратился? Звук продолжается до тех пор, пока колеблется струна. Когда она останавливается, звук тоже пропадает. Есть ли голос у деревянной линейки? Детям предлагается извлечь звук с помощью линейки. Один конец прижимаем к столу, а по свободному хлопаем ладошкой. Что происходит с линейкой? (Дрожит, колеблется). Как прекратить звук? (Остановить колебания линейки). Извлекаем звук из стеклянного стакана с помощью палочки, прекращаем. Когда же возникает звук? Звук возникает, когда происходит очень быстрое движение воздуха вперед и назад. Это называется колебаниями. Почему все звучит? Какие еще можете назвать предметы, которые будут звучать?
3. «Прозрачная вода»
Задача: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, льется, имеет вес).
Материалы: две непрозрачные банки (одна заполнена водой, стеклянная банка с широким горлышком, ложки, таз с водой, поднос, предметные картинки.
Ход: В гости пришла Капелька. Кто такая Капелька? С чем она любит играть? На столе две непрозрачные банки закрыты крышками, одна из них наполнена водой. Детям предлагается отгадать, что в этих банках, не открывая их. Одинаковы ли они по весу? Какая легче? Какая тяжелее? Почему она тяжелее? Открываем банки: одна пустая – поэтому легкая, другая наполнена водой. Как вы догадались, что это вода? Какого она цвета? Чем пахнет вода? Взрослый предлагает детям заполнить стеклянную банку водой. Для этого им предлагаются на выбор различные емкости. Чем удобнее наливать? Как сделать, чтобы вода не проливалась на стол? Что мы делаем? (Переливаем, наливаем воду.) Что делает водичка (Льется) Послушаем, как она льется. Какой слышим звук? Когда банка заполнена водой, детям предлагается поиграть в игру «Узнай и назови» (рассматривание картинок через банку). Что увидели? Почему так хорошо видно картинку? Какая вода? (Прозрачная) Что мы узнали воде?
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Система упражнений и проблемных ситуаций
1. «Как и почему вода льется?» Вода льется из разных сосудов по – разному: из широкого – большим потоком, из узкого – тоненькой струйкой; отводы летят брызги; вода принимает форму того сосуда, в который налита; если воду лишь переливать из одного сосуда в другой, ее останется столько же; воды станет меньше, если ее отлить.
2. «Можно ли удариться о воду, Как из воды сделать значок?» Вода может быть в виде жидкости, пара, льда; для этого необходима определенная температура. Использовать лист бумаги.
3. «Почему стучит крышка у чайника?», «Как увидеть пар? (Вода испаряется и ее становится меньше.)
4. «Почему идет дождь?», «Почему идет снег?» (Конденсация пара на крышке чайника, на блюдце, если накрыть блюдцем чашку.)
5. «Можно ли унести воду в решете?» (Различные материалы пропускают воду, фильтрация с использованием различных материалов и веществ.)
6. «Измеряем воду». ( Вода в различных емкостях: литр и килограмм. Молочные бутылки емкостью 0,5 л.); «Поровну ли в емкостях воды, как это проверить? Как узнать, сколько воды в непрозрачном сосуде?»
7. «Помоги умыть Хрюшу» (Вода, ее взаимодействия с другими материалами, веществами: солью, сахаром, гушью, масляной краской, глиной, содой, мукой, землей).
8. Бывает ли жидкий камень? (Парафин, пластилин, лед, железо, стекло).
9. «Зачем нужен нос?» (Воздух и запах)
10. «Как увидеть воздух?», «Откуда дует ветер?» (Флюгер)
11. «Почему летит мыльный пузырь?» Что летает, не летает – мыльный пузырь. (Воздушный шарик, воздушный змей, пух, парашют).
12. «Почему глина лепится?» (Глина, пластилин, пластик принимает разную форму? Можно раскатать и скатать снова – меняется форма, а не количество).
13. «Волшебный гвоздик» (Магнит, свойства магнита – притягивает другой железный предмет. Почему магнит отталкивает? Стороны света, действие компаса).
14. «Как сделать из мухи слона? (Увеличительное стекло).
15. «Как зажечь костер, если нет спичек?» (Использовать стекло).
16. «Бывает ли стекло прозрачным?» (Цветное стекло. Зачем нужны солнечные очки).
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Логические задачи
Цель: выявление знаний детей о свойствах материалов и объектов
- Почему мы не видим воздух? (прозрачный, бесцветный, не имеет запаха)
- Почему в стакане с водой ложку видно, а в стакане с молоком нет? (вода прозрачная)
- Почему, когда насыпаем в стакан с водой соль или сахар, вода остается прозрачной, а когда положим мед или глину вода стала мутной? (вода – растворитель, но не все вещества растворяются в воде).
- Почему, когда жарко лужи после дождя высыхают быстро, а когда прохладно – долго? (вода при нагревании испаряется)
- Когда вода кипит в чайнике, что ты видишь над ним? (пар).
- Почему зимой воду можно взять руками и она не выльется? (зимой холодно, вода превращается в лед и снег)
- Почему при опускании кусочка почвы в воду, идут пузырьки? (в почве есть воздух, т. к. там живут черви, кроты, жуки, а они дышат)
- Что будет с почвой, если ее поливать грязной водой (почка станет грязной, а для жизни животных и растений нужно чтобы почва была чистой)
- Почему смешав деревянные предметы и гвозди, чтобы их разделить мы используем магнит? (магнит притягивает все железное)
Цель: выявление знаний детей о свойствах материалов; явлениях природы; сезонных изменениях в природе
(по материалам произведений детской художественной литературы).
Стекло
Днем, на прогулке в детском саду дети шлепали по лужам. А вечером, когда возвращались домой, лужи покрылись стеклом. Оно ломалось, с треском на мелкие кусочки стоило лишь наступить на него ногой.
Я хочу узнать, спросить у тебя: Что это за стекло? Почему лужи покрылись им вечером? Почему оно ломалось с треском?
Бусинки
НА даче дети рано поднялись. И сразу побежали в сад, где росли цветы и высокая трава. Они заметили на каждом цветке большие и прозрачные бусинки воды. Они блестели и переливались на солнце. Что такое? – удивились дети. А ты знаешь, что это такое? В какое время дня они бывают на траве и цветах и почему?
Кораблики
Пришла я к пруду. Сколько разноцветных корабликов сегодня на пруду: желтые, красные, оранжевые!
Их пригнал сюда ветер. Опустится такой кораблик и сразу поплывет. Мого их еще прилетит сегодня, завтра, послезавтра. А потом не станет корабликов и пруд замерзнет. Что за кораблики?
В какое время года они бывают? Почему?
Белые мухи.
Утром Леночка шла в детский сад. В воздухе кружились белые мухи. «Какие красивые, - подумала Леночка, - надо показать их ребятам» Она подставила варежку. Мухи плавно, послушно уселись на нее. Леночка бережно (осторожно) внесла их в детский сад и позвала ребят посмотреть. Но когда ребята подошли, на варежках блестели капельки воды. Что же это за мухи были? Что случилось с ними в детском саду и почему? В какое время года летают белые мухи?