Татьяна Иванова
Развитие проектной и поисково-исследовательской деятельности у детей в условиях детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Проектная, поисково-исследовательская деятельность открывает широкие возможности для поддержки детской инициативы и самостоятельности детей и помогает им научиться работать в команде, выработать собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели. Дошкольники и педагоги свободны в выборе материала, способов и видов деятельности.
Публикация «Развитие проектной и поисково-исследовательской деятельности у детей в условиях детского сада» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Вот уже несколько лет педагоги нашего детского сада реализуют проектную поисково-исследовательскую деятельность. Все начиналось с педагогического исследовательского проекта «Ребёнок в мире поиска» по развитию у дошкольников познавательного интереса к поисково-исследовательской деятельности при ознакомлении с окружающим. Цель проекта : создание комплексной системы, направленной на развитие познавательной активности личности ребёнка через поисково-исследовательскую деятельность Проект «Ребёнок в мире поиска» принял участие во всероссийском конкурсе исследовательских педагогических проектов и занял второе место. В рамках проекта была создана система совершенствования профессионального мастерства педагогов по проектной, поисково-исследовательской детской деятельности : через семинары-практикумы, мастер-классы, педагогические советы, смотры-конкурсы педагогических исследовательских проектов.
Невозможно реализация проектной, поисково-исследовательской детской деятельности без создания соответствующих условий, предметно-развивающей среды. Поэтому были проведены различные смотры-конкурсы и созданы:
Экспериментально-исследовательские центры и уголки экспериментирования в группах;
Литературные уголки;
Сенсорные уголки;
Уголки сюжетно-ролевой и театрально- игровой деятельности.
В ходе практической деятельности педагогическим коллективом детского сада были найдены наиболее оптимальные формы организации поисково-исследовательской деятельности с дошкольниками :
• Занятия – экспериментирования;
• Работа в мини-лабораториях
• Поисково-исследовательская деятельность
• Организация мини-музеев в группах
• Музейная педагогика
• Просмотр мультимедийных проектов
• Презентации проектов
• Создание книжек-малышек
• Изготовление лэпбуков.
У каждого педагога нашего дошкольного учреждения есть долгосрочные педагогические проекты со своими целями, задачами, описанием системы работы и результатами. Такие как:
Информационно-практико-ориентированный проект по экологическому воспитанию детей «Будь природе другом»
Педагогический исследовательский проект по гражданскому воспитанию детей дошкольного возраста «Я – гражданин»
Педагогический исследовательский проект по нравственному развитию детей через приобщение к истокам русской народной культуры «Приобщение детей к русской народной культуре»
Педагогический исследовательский проект по патриотическому воспитанию дошкольников на основе традиционной русской культуре «Я – частица своей семьи»
Так же есть краткосрочные педагогические проекты, имеющие свои цели, задачи, описание реализации проекта и конечный результат: по направлениям
Экологические (природоохранные) проекты
Здоровьесберегающие
Нравственно-патритические.
С 2013 года ежегодно в детском саду проходит смотр-конкурс педагогических поисково-исследовательских проектов. В 2017 - 2018 году это смотр-конкурс проектов по экологическому воспитанию «Мир природы глазами детей».
Педагоги транслируют свой опыт работы по эффективному применению технологии проектной деятельности на различных уровнях:
- кустовых методических объединениях воспитателей, специалистов города;
- научно-практических конференциях;
- интернет-сайтах работников дошкольного образования.
Принимают участие в творческих, педагогических конкурсах профессионального мастерства, о чём свидетельствуют полученные грамоты и дипломы за участие в конкурсах, сертификаты о публикации педагогических исследовательских проектов на образовательных интернет-сайтах работников дошкольных образовательных учреждений.
Широко распространена в образовательной работе нашего учреждения детская проектная деятельность, где в основе стоят четыре основных вопроса:
• Что мы знаем?
• Что мы хотим узнать?
• Как мы это будем делать?
• Что мы узнали?
Важным условием организации детской проектной деятельности является то, что они идут от интереса детей! Так в январе 2018 года воспитанники подготовительной группы приняли участие в конкурсе ДОУ поисково-исследовательских проектов «Моё любимое животное».
Детская проектная деятельность привлекает и внимание родителей воспитанников, о чём свидетельствует семейный конкурс детских поисково-исследовательских проектов «В мире детских проектов», целью которого было привлечение родителей к совместной с детьми поисково-исследовательской деятельности, содействию развитию творческой исследовательской активности детей, формированию у детей научной картины мира. Перед проведением конкурса с родителями был проведён консультационный семинар по организации детской проектной деятельности. В конкурсе приняло участие более 50% семей учреждения (начиная со средней группы, где дети совместно с мамами и папами рассказывали, почему они выбрали ту или иную тему, какова актуальность данной проблемы, рассказывали о методах её изучения и результатах. Тематика детских проектов была разнообразна :
- «Для чего нужна мука?»;
- «Транспорт»;
- «Я люблю танцевать»;
- «Кто такие рыбы?»;
- «Грибное царство»;
- «Почему в нашей луже не водятся крокодилы?» и другие.
Воспитанники нашего детского сада стали активными участниками и победителями Открытого межрегионального конкурса проектно-исследовательских работ дошкольников «Радуга открытий», проводимых факультетом повышения квалификации и профессиональной переподготовки ФГБОУ ВПО «Набережночелнинский институт социально-педагогических технологий и ресурсов». Проектные работы под названием «Как мы выращивали тыкву?», «Откуда берётся вода?», «Кто такие динозавры?», «Для чего нужна мука?» были высоко оценены конкурсной комиссией.
В 2018 году воспитанник подготовительной к школе группы принял участие в Региональном конкурсе исследовательских работ и творческих проектов «Я – исследователь» и занял первое место с детским проектом «К какой породе кроликов относится моя Пуша?»
С целью развития проектной деятельности педагоги нашего детского сада :
создают проблемные ситуации, которые инициируют детское любопытство, стимулируют стремление к исследованию;
внимательны к детским вопросам, регулярно предлагают проектные образовательные ситуации в ответ на заданные детьми вопросы;
поддерживают детскую инициативу и автономию, предлагают детям самим выдвигать проектные решения;
помогают детям планировать свою деятельность при выполнении своего замысла;
организуют предметно-пространственную среду для развития проектной деятельности;
активно включают родителей (законных представителей) в проектную деятельность детского сада и групп.
Мы глубоко убеждены, что в нашем детском саду созданы условия для развития проектной, поисково-исследовательской детской деятельности.
Библиографический список используемой литературы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказы и письма Миноборнауки РФ [Текст]. – М. : ТЦ Сфера, 2015. -96с (Правовая библиотека образования).