Анастасия Бородина
Развитие образной памяти детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время в дошкольной педагогике проблема развития образной памяти детей старшего дошкольного возраста является одной из актуальных и обсуждаемых, поскольку образная память обеспечивает адаптацию личности ребенка, способствует успешной подготовке к школе за счет того, что она обеспечивает длительное хранение информации, что необходимо для прочного усвоения знаний.
Публикация «Развитие образной памяти детей дошкольного возраста» размещена в разделах
В дошкольном возрасте интенсивно формируются образные формы познания. Среди них образная память занимает центральное место. Дошкольный период сензитивен к развитию образной памяти, в нем кроется большой потенциал развития именно этого вида памяти. Поэтому необходимо использовать большие возможности развития образной памяти в дошкольном возрасте.
Под образной памятью традиционно понимается память на многообразие конкретного наглядного материала: предметов и их признаков, картин природы и жизни, запахов, вкусовых ощущений и прочее. То есть это запоминание, сохранение и воспроизведение образов самих предметов или их изображений, это память на представление.
Для развития памяти детей младшего дошкольного возраста можно использовать логические игры, учить и запоминать стихотворения, детские песенки. Любые, даже незначительные успехи, должны поощряться родителями, чтобы стимулировать у малыша желание к знаниям.
К школьному возрасту память ребенка должна быть полностью сформирована. Дальнейшее ее развитие должно быть направлено на улучшение качества запоминания. Для этого родителям рекомендуется выполнять с детьми несложные упражнения в игровой форме.
Редакция интернет журнала chidage.ru представила целую коллекцию упражнений для развития образной памяти дошкольников. Одно из таких упражнений развивает не только память, но и воображение. Можно попросить ребенка постараться запомнить какой-то предмет в мельчайших деталях, а затем убрать его из поля зрения и попросить малыша описать его как можно подробнее. С каждым разом рассматриваемый объект можно усложнять, например, попросив ребенка описать не только отдельные элементы, но и цвет и прочее.
Для следующего упражнения можно использовать календари, открытки, игральные карты или просто карточки с картинками. Карточки раскладываются на столе картинкой вниз в несколько рядов. Затем по очереди карточки переворачиваются, чтобы ребенок мог рассмотреть изображения, и снова опускаются картинкой вниз на стол. После этого ему даются различные задания (например, найти карточку с конкретным изображением, и ребенок по памяти должен отыскать нужную картинку. Задания могут быть самыми разнообразными. Для развития памяти следует заучивать с ребенком стихотворения различной степени сложности. Когда он осилит запоминание стишков, можно переходить к прозе. Для облегчения задачи родители должны направлять ребенка, объясняя, что для лучшего запоминания лучше всего «рисовать» в воображении картинки, соответствующие тексту.
Процесс формирования памяти длится на протяжении долгого времени. Насколько будет развит ребенок, зависит от того, насколько родители готовы помочь ему в этом. Главное- помнить, что от степени развития памяти малыша зависит его дальнейший успех в обучении и жизни.