Татьяна Владимировна Багаева
Развитие навыков сотрудничества у детей с ЗПР в условиях непосредственно-образовательной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие навыков сотрудничества со сверстниками
у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
в условиях непосредственно-образовательной деятельности.
Учитель-дефектолог МБДОУ детский сад
№323 «Сказка» г. Нижний Новгород
Багаева Т. В.
Ориентация современного общества на гуманизацию человеческих отношений выдвигает в число актуальных проблему ориентации образовательной системы и всего образовательного процесса на подход к ребенку с ОВЗ как развивающейся личности, которая нуждается в понимании и уважении ее интересов и прав.
Публикация «Развитие навыков сотрудничества у детей с ЗПР в условиях непосредственно-образовательной деятельности» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2019
Необходимым условием социализации ребенка с ОВЗ является развитие его социальной активности уже в дошкольном возрасте, когда закладываются основы социальных связей, отношений с обществом и происходит его социальное становление.
Сотрудничество детей с ЗПР со сверстниками является необходимым фактором первичной социализации личности, одним из важных условий вхождения в школьную жизнь.
Значимость работы, направленной на развитие навыков сотрудничества подчеркивается ФГОС ДО, которые определяют развивающее взаимодействие ребенка со сверстниками как центральную психодиагностическую технологию.
Освоение опыта сотрудничества развивает у детей с ЗПР умения согласовывать общие цели; осуществлять взаимный контроль и коррекцию действий; понимать состояния и мотивы поступков других и адекватно на них реагировать.
В процессе работы по формированию сотрудничества со сверстниками у детей с ЗПР формируются такие социально-значимые качества как эмпатия, социальная чуткость, толерантность.
Все это в дальнейшем поможет им психологически грамотно строить свое взаимодействие со сверстниками.
Необходимые условия для освоения детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР навыков сотрудничества со сверстниками создаются в разных видах деятельности и, прежде всего, в непосредственно-образовательной деятельности.
Сотрудничество дошкольников со сверстниками в непосредственно-образовательной деятельности будет развиваться эффективно если :
-педагогом выдвигаются задачи, требующие от детей совместного решения, и создается активный интерес к сотрудничеству старших дошкольников со сверстниками;
- используется поэтапная педагогическая технология, предусматривающая возможность последовательного освоения дошкольниками усложняющихся моделей сотрудничества
-педагогическое сопровождение ориентировано на индивидуальные и личностные особенности детей с ЗПР.
В зависимости от структуры и поставленных задач непосредственно-образовательной деятельности детей с ЗПР возможно применение следующих моделей сотрудничества со сверстниками :
• совместно-индивидуальная модель;
• совместно-последовательная модель;
• совместно – взаимодействующая модель.
Совместно-индивидуальная модель сотрудничества – предполагает, что после принятия общей цели в паре или подгруппе, каждый ребёнок, участник деятельности, будет выполнять свою часть общей работы индивидуально. Это часть на завершающем этапе станет частью общего итогового результата. Согласование действий участников должно осуществляться в её начале (на этапе принятия цели, при планировании и в конце, когда нужно суммировать результаты.
Освоение совместно-индивидуальной модели сотрудничества обеспечивает развитие у детей с ЗПР умений принимать общую цель деятельности, участвовать в планировании, действовать параллельно, сохраняя необходимый темп и ритм деятельности, совместно оценивая итоговый результат.
Совместно-последовательная модель сотрудничества - предполагает принятие не только общей цели, но и последовательное выполнение действий детьми, когда результат действия, выполненного одним ребёнком, становится предметом деятельности другого.
Освоение совместно-последовательной модели сотрудничества позволяет сформировать у детей с ЗПР умение координировать, регулировать совместные действия, поддерживая единый темп и ритм работы. Одновременно повышается понимание зависимости между результатом своей деятельности, результатом деятельности партнёра и общим итогом работы.
Совместно-взаимодействующая модель сотрудничества - предполагает, с одной стороны, наличие у детей определённого опыта совместной работы, с другой открывает новые возможности в освоении умений планирования, координации и оценки как промежуточного, так и итогового результатов. На занятиях сначала дети работают в парах или подгруппах, а затем осуществляют взаимодействие между ними для достижения общего результата.
Результатами освоения различных моделей сотрудничества детьми с ЗПР являются активное изменение отношения к занятиям, повышение интереса к сотрудничеству, желание взаимодействовать, готовность к совместному решению задач. Меняется и характер отношения к сверстнику – он воспринимается как партнёр по совместной деятельности.
Таким образом, именно в сотрудничестве со сверстниками создаются благоприятные условия для развития коммуникативных навыков, эмоционально-волевой готовности детей с ЗПР к школе.
Это в дальнейшем поможет детям с ЗПР безболезненно войти в школьную жизнь, что, в свою очередь, обеспечивает успешность взаимоотношений и дальнейшего развития ребенка.
Приложение:.
Игры по обучению детей сотрудничеству
Игра «Цветочная полянка» (пример совместно-индивидуальной модели сотрудничества)
Каждому ребенку подгруппы предлагаются карточки с точками – цифрами (от 1 до 10, соединив которые должны получиться цветы, из различных геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, ромб и д. р.).
Затем подгруппа составляет из своих цветов полянку.
Правильность нарисованных цветов на полянке подгруппа проверяет, сравнивая их со схемой.
У каждой группы своя схема.
Игра «Ковер - самолет» (пример совместно-последовательной модели сотрудничества)
Детям предлагается по схеме составить Ковер – Самолет, но Ковер – Самолет взлетит, если будет точно соответствовать условиям, заложенным в схеме.
Для этого детям нужно разделиться на подгруппы по 3 человека, каждой подгруппе предлагается схема модели Ковра - Самолета с расположенными геометрическими фигурами.
Детям предлагается:
• Одному ребенку определить количество фигур, их форму, цвет, которые понадобятся для конструирования ковра – самолета.
• Второй ребенок отсчитывает количество названных фигур.
• Третий ребенок располагает геометрические фигуры на большом листе.
Предлагается совместно проверить правильность выполненного задания.
Игра «Карта Страны Математика» (пример совместно – взаимодействующей модели сотрудничества)
Детям предлагается составить карту Страны Математики.
Для этого детям нужно разделиться по парам и придумать свой город в Стране Математики.
Например: город Цифр, город Фигур, город Задач и др. Далее детям предлагается изобразить свой город на листе бумаги и придумать задание, которое нужно выполнить, чтобы попасть в этот город.
Когда города будут готовы, их нужно объединить в одной карте. Далее каждая пара представляет свой город.