СВЕТЛАНА БЕЗВЕРХОВА
Организация сотрудничества педагогов, родителей и детей в условиях ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Формы взаимодействия ДОУ и семьи
информационно-аналитические
• анкетирование,
• опрос,
• “почтовый ящик”;
наглядно-информационные
• выпуск газет,
• паспорт здоровья,
• открытые занятия для родителей,
• мини-библиотека,
• информационные стенды,
• дни открытых дверей;
познавательные
• практикумы,
• нетрадиционные родительские собрания,
• устные журналы,
• экскурсии;
досуговые
• праздники,
• совместные досуги,
• участие родителей в конкурсах, выставках.
Публикация «Организация сотрудничества педагогов, родителей и детей в условиях ДОУ» размещена в разделах
Одна из форм информационно-аналитической работы – почтовый ящик. Это красиво оформленная коробка, в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, обращаться с вопросами к специалистам, заведующей или педагогу. Заданные вопросы освещаются на родительских собраниях, становятся темой заседания родительского клуба или даются специалистами письменно. Название чисто условное, но оно позволяет некоторым родителям оставаться инкогнито в тех случаях, когда человек слишком стеснительный и считает, что вопрос или предложение лучше оставить без подписи, чтобы не смущаться, не чувствовать себя неловко, не обидеть кого-то. После решения таких вопросов чаще всего, родители, если их, хоть и без имени, ни в чем ни обвинили, ни оскорбили, ни унизили, открываются перед коллективом и продолжают участвовать в диалоге, беседе, принятии решения. Такая форма работы позволяет родителям делиться своими мыслями с группой воспитателей и эффективна, когда нехватка времени мешает педагогам встретиться с родителями лично.
Еще одна эффективная форма работы с родителями – наглядно-информационная. Интересной формой сотрудничества является выпуск газеты. На протяжении нескольких лет у нас выпускается газета «Всё - Знайка!». В создании газеты участвуют администрация детского сада, педагоги, специалисты, родители и дети. В газету включены следующие постоянные рубрики: “Нам пишут родители”, “Гость”, “Говорят дети”. В этой газете и родители, и педагоги стараются организовать все в духе соревнования: у кого поздравление прозвучало более интересно, кто из них раскрыл выбранную тему глубоко, в современной форме. Проходил конкурс «Газета наших бабушек!». За круглым столом, за самоваром беседа лилась рекой. Дети сделали призовые подарки для всех участников, приготовили концерт. Но самое интересное выявилось уже за столом. Те бабушки, которые не участвовали, с сожалением об этом говорили, с удовольствием рассказывали о своих детских годах. В дальнейшем редко кого из родителей приходится уговаривать на участие в мероприятии детского сада, групповом, да и дети уже просто требуют участия, их, детей, это наполняет гордостью за свою семью.
У каждой группы в ДОУ есть визитная карточка. Вновь пришедшие родители могут получить полную информацию о детском саде, педагогах, программах, организации учебного процесса из “визитки”. Воспитатели делают видеозаписи из жизни группы, и родители имеют возможность брать эти ролики домой для просмотра.
Хорошо принято предложение о ведении фото альбома «От полутора и до семи!». Родители приносят эти альбомы на родительские собрания, посиделки, делятся своими наблюдениями, впечатлениями, с гордостью показывают каждый своего ребёнка. Уже внесено предложение об изменении названия «От рождения и на всю жизнь!». По этому предложению принято решение объявить конкурс на лучшее название фото альбома. Когда в семье воспитанника детского сада появляется новорожденный, то об этом событии тут же становится известно всему детскому саду:
- об этом сообщает «Всё-Знайка!»;
- в вестибюле группы выставляется папка – передвижка «Моя семья».
В каждой группе детского сада педагогами оформляются мобильные информационные стенды, где размещается информация о жизни группы, успехах отдельных детей, конкурсах, конкурсы рисунков, аппликаций, всевозможных поделок.
При необходимости эти стенды легко превращаются в тематические: «Саратов – город сад.», «Что такое безопасность?», «Еще раз о правах ребенка», «Почему ребёнок плачет»,»Как не надо любить своего ребенка?», да и много других.
Одной из самых эффективных познавательных форм работы с семьей остается родительское собрание. Однако из опыта работы мы знаем, что на непосредственное проведение встреч в виде отчетов и поучающих бесед родители откликаются неохотно, что вполне понятно. Мы нашли выход из этого положения в изменении форм и методов проведения. Попытались построить общение не на монологе, а на диалоге. Данный подход потребовал от педагогов более тщательной и длительной подготовки, но и результат стал ощутимее. Подготовка к родительскому собранию начинается задолго до его проведения. Важную роль играет анкетирование, которое позволяет в короткие сроки собрать обширный и разнообразный материал по темам. К предварительной подготовке относятся так же межсемейные конкурсы, запись ответов детей на вопросы по темам на магнитофон, изготовление памяток, приглашений на собрание, оформление благодарностей. Собрания проводим в форме дискуссий, круглых столов, КВН, посиделок и т. д. Часто педагоги используют видеозаписи деятельности детей, фрагменты занятий, конкурсных выступлений.
Активное собрание родителей предусматривает собой показ занятий-бесед, затем обсуждение увиденного, раздача памяток по теме собрания.
Организуя родительские собрания по такой схеме можно за короткое время добиться результатов: родители становятся более заинтересованными в жизни детского сада, более активными в его работе. Такая форма дает возможность родителям как бы заново узнать своего ребенка, наблюдая его в условиях детского сада, когда в свободной беседе обсуждаются педагогические проблемы, способствует повышению чувства ответственности за воспитание детей, сплачивает коллектив родителей, положительно сказывается на взаимоотношениях детского сада и семьи.
Именно поэтому процент посещения собраний достаточно высок.
Педагогом на доске информации помещается материал примерно по таким рубрикам:
1. “Наши успехи”: выполнение программы по какому-либо виду воспитания (зависит от темы собрания, уровень знаний у детей.
2. “Наши задачи”: задачи, которые предстоит решить вместе с родителями.
3. “Консультации”: краткое изложение темы собрания, ее значение в воспитании детей.
4. “Литература по теме проведения мероприятия”: список литературы с краткими аннотациями.
5. “Детская художественная литература”: список литературы с аннотациями и рекомендациями к ее использованию в том или ином аспекте воспитательной деятельности (трудовое, эстетическое, физическое и т. п.).
6. “Наши проблемы” (в зависимости от тематики собрания).
Помимо подобной информационной доски можно оформить ширму-складку, выставку литературы для родителей.
В штате ДОУ нет психолога, но в настоящее время он просто необходим в каждом детском саду. С недавних пор мы приглашаем психолога в ДОУ, проводим тренинги детско-родительских отношений в семье под его руководством: «Кто в семье главный?», Погода в доме», «Пойми меня», «Я хочу играть!», «Я – САМ!», позволяющие родителям взглянуть на себя глазами ребенка, скорректировать взгляды некоторых родителей на воспитание собственных детей. Тренинги получили высокую оценку родителей и пользуются большой популярностью.
Ничто так не сближает, как совместное интересное дело, направленное на благо детей, их развитие. Возможность самим стать участниками воспитательного процесса, организаторами, а не наблюдателями помогает установлению неформального контакта, доверия между родителями и воспитателями.
Самая популярная и любимая как воспитателями, так и родителями форма работы – досуговая. Здесь наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества, проявления творчества. Из опыта работы мы знаем, что родители наиболее охотно идут на контакт, выражают желание сотрудничать с детским садом именно тогда, когда речь идет непосредственно об их ребенке. Все, что связано с конкретным ребенком, вызывает неподдельный интерес. Именно этот интерес мы используем при организации выставок фотографий, поделок, рисунков.
Регулярно в ДОУ проводятся выставки детских и родительских работ по сезонам, к праздникам, экологические и т. д. Одна из проходящих ежегодно – выставка работ “Знак года”.
Традиционно родители принимают участие в соревнованиях и развлечениях, проходящих в ДОУ. Ежегодно совместно с детьми родители ДОУ принимают активное участие в спортивных праздниках “Мама, папа, я – спортивная семья”, “Веселые старты”, “Лыжня зовет”. Подобные мероприятия сплачивают семьи, дают возможность взглянуть друг на друга в новой обстановке, укрепляют сотрудничество между семьей и детским садом. По итогам таких праздников также выпускаются газеты, листовки, альбомы с фотографиями. С этими материалами знакомятся другие семьи на родительских собраниях, в личных беседах с воспитателями, что вызывает желание у многих принять участие в совместных мероприятиях в следующий раз. Все участники соревнований, выставок, конкурсов обязательно награждаются призами и грамотами на общих утренниках, собраниях.
В ДОУ работает библиотека “Мамины книжки”. Книги для этой библиотеки в основном приобретаются родителями, они приносят их в группу, разрешают брать домой для чтения по вечерам, обмениваются мнениями по прочитанному. В мае прошел конкурс на лучшую сказку, сочиняли семьями, читали и обсуждали семьями и педагогами на «Званом вечере».
В работе с родителями хорошие результаты дает организация проектной деятельности в детском саду. Как правило, любой проект, как маленький, на уровне ДОУ, так и масштабный, включает в себя блок работы с семьей. Сюда можно отнести создание агитплакатов, выставки, написание мини-сочинений, конкурсы, экскурсии, родительские собрания и клубы, оформление стендов и многое другое. При таком комплексном подходе родители становятся самыми активными помощниками и верными соратниками педагогов в любом деле.
В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребенка. И хотя их воспитательные функции различны, положительные результаты достигаются только при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и членов семей воспитанников. Главное в работе – завоевать доверие и авторитет, убедить родителей в важности и необходимости согласованных действий семьи и дошкольного учреждения. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Поэтому особое внимание должно уделяться внедрению новых нетрадиционных форм сотрудничества, направленных на организацию индивидуальной работы с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа.