Дмитриева Надеждае
Развитие навыков самообслуживания у детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья
▼ Скачать + Заказать документы
Н. В. Дмитриева, воспитатель
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы "Школа № 480 им. В. В. Талалихина" kambulova1970@mail.ru
Аннотация. Статья описывает необходимость формирования навыка самообслуживания у детей с ОВЗ, как важного навыка для полноценного развития и успешной социализации в обществе.
Ключевые слова. Навыки самообслуживания, дети с ОВЗ, дети раннего возраста, ребёнок, культурно – гигиенические навыки.
Ранний детский возраст, по признанию специалистов всего мира уникальный период в жизни человека.
Публикация «Развитие навыков самообслуживания у детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Младшая группа
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Впервые малыш открывает для себя назначение предметов и начинает их использовать функционально грамотно, например; ложкой ест, шапочку надевает на голову, а туфельки на ножки и т. д. Ребёнок получает удовольствие от неоднократных повторений, убеждаясь, каждый раз в своих возможностях и наслаждаясь самим действием. Главное – не подавлять его инициативу, поддерживать стойкий интерес к делу.
Одно из важнейших направлений работы с детьми этого возраста состоит в научении их разнообразным предметным действиям, в том числе нормативным: есть с помощью ложки, правильно пользоваться чашкой, застёгивать пуговицы и т. д. Другими словами, задача раннего возраста – сформировать навык самообслуживания – очень важный навык для полноценного развития ребёнка.
Значительная часть детей с ОВЗ, став взрослыми, оказывается не-подготовленной к интеграции в социально-экономическую жизнь. Вместе с тем, результаты исследований и практика свидетельствуют о том, что
любой человек с ОВЗ, может при соответствующих условиях стать пол-ноценной личностью, развиваться духовно, обеспечивать себя в материальном отношении и быть полезным обществу.
Самообслуживание играет определённую роль в развитии детей с ОВЗ. Именно с раннего возраста начинают формироваться такие черты характера как воля, уверенность в себе, желание добиться успеха, стремление к цели, активность и упорство в её достижении. А происходит это именно с привития навыков самообслуживания.
Самообслуживание - это основа освоения ребёнком культурно-гигиенических навыков : навыков приёма пищи, раздевания и одевания, умывания и мытья рук. Но поскольку у детей с ОВЗ нарушены : общая и мелкая моторика, зрение, слух, мышление, внимание, то для освоения навыков самообслуживания им понадобиться больше времени и усилий, как со стороны родителей, опекунов, воспитателей, так и со стороны самого ребенка.
Стремление к самостоятельности – одно из ценных свойств психики ребёнка – проявляется очень рано. В желании «Я сам!» выражается стремление к активному осмысливанию мира, к самоутверждению. Если постоянно глушить это желание, то дети растут пассивными, не готовыми к каким – либо трудностям. Они всегда ждут, когда за них всё сделают взрослые.
Ребёнок постоянно нуждается в одобрении, совете. Это помогает формированию уверенности в своих силах. Недопустимо делать предметом насмешек и иронии неумелые его действия. То, что для взрослых кажется простым, несложным, от малыша может потребовать больших усилий.
Зашнуровать ботинок, застегнуть «непослушную» пуговицу – для него труд, требующий старания, настойчивости в достижении цели.
Различают три компонента становления самостоятельности :
Ребёнок действует рядом со взрослым, внимательно следит за его движениями, прислушивается к его объясненьям, старательно подражает во всём.
Появление первых элементов планирования – ребёнок совершает ряд действий в определённой последовательности.
Овладение способностью соотносить результат с намеченной целью.
На первом этапе – ребёнок с радостью действует рядом со взрослым, следит за движениями, подражает во всём. Крайне важен для малышей этот этап. Взрослый обогащает малыша знаниями, совершенствует его умения и навыки. Способы действий с предметами домашнего обихода (одежда, посуда, мебель) стабильны, что облегчает задачу успешного их усвоения. На первых порах ему трудно овладеть умением есть с помощью ложки. Всё его внимание сосредоточено на пище. Постепенно он начинает устанавливать связь между действием и тем, на что оно направлено. Ребёнок начинает прилагать усилия, чтобы достичь желаемого результата, он знает, как это делается. Мотив, непосредственные практические действия и результат выступают для ребёнка в роли активаторов.
Затем у ребёнка происходит качественный скачок в развитии речи.
Теперь он уже по собственной инициативе обращается к взрослому: «А как?» или «Посмотри, получилось!». Ему нужна поддержка взрослого. Родители, сопровождая показ объяснением, учат малыша первым элементам планирования. Вымыть руки перед обедом – значит совершить ряд действий в определённой последовательности.
Всё более возрастающая самостоятельность ребёнка способствует успешному овладению навыками правильного поведения среди людей. Малыш учится благодарить за оказанную услугу, не шуметь за столом, пользоваться салфеткой, носовым платком.
С ростом уровня умелости растёт желание быть независимым от взрослых. Ребё нок уже не говорит: «Я сам!», но в его самостоятельных
действиях уже много рационального. Овладение способностью соотносить результат с намеченной целью – это третий компонент в становлении самостоятельности. Этому предстоит ещё научиться. А пока малыш начинает проявлять инициативу, стремиться быть на равных со взрослым, действовать вместе с ним. Теперь он уже сам моет руки, взбирается на стул.
Если дети выполняют элементарные трудовые обязанности по самообслуживанию, они чувствуют себя равноправными членами детского общества и семейного коллектива. Именно через самообслуживание дети впервые устанавливают отношение с окружающими людьми, осознают свои обязанности по отношению к ним.
Особое значение в организации самообслуживания имеет соблюдение в жизни детей твёрдо установленного режима.
Чёткий, размеренный распорядок жизни – это одна из тех культурных привычек, которую нужно воспитывать с самого раннего возраста.
Таким образом, овладение навыками самообслуживания имеет важное значение в жизни детей раннего возраста с ОВЗ, является важным шагом на пути к его независимости, чтобы затем, при переходе в группы дошкольного звена, они меньше испытывали трудностей при адаптации и социализации.
ЛИТЕРАТУРА
1. Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А. П., Соколова Н. Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. – Спб. : Союз, 2001. – 320 с.
2. Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Коррекционно – развивающее обучение и воспитание. – М. : Просвещение, 2003. - 284 c.