Новикова Татьяна
«Покормим птиц зимой». Конспект занятия по ознакомлению с природой в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по ознакомлению с природой в старшей группе «Покормим птиц зимой»
Программное содержание. Расширять представление детей о зимующих птицах родного края. Учить узнавать по внешнему виду и называть птиц. Формировать желание наблюдать за птицами, не мешая им. Развивать познавательный интерес к миру природы. Закреплять знания о повадках птиц. Формировать желание заботиться о птицах в зимний период (развешивать кормушки, подкармливать птиц, развивать эмоциональную отзывчивость.
Материал и оборудование. Картинки с изображением зимующих птиц, деревянная кормушка. Корм для птиц (семена тыквы и подсолнечника, овес, пшено; ягоды рябины, калины, орехи и. т. д.). альбомный лист,гуашь, ватные палочки,кисточки,стаканчики для воды,салфетки
Ход занятия:
1. Психогимнастика: (Воспитатель и дети приветствуют друг друга)
Дружно за руки возьмитесь
И друг другу улыбнитесь
День хороший наступил,
Настроение подарил.
Тихо звучит музыка метели, вьюги. (воспитатель приглашает детей пройти на стульчики)
Воспитатель :Послушайте ребята стихотворение:
Вышел на просторы погулять мороз
,Белые узоры в косах у берез
,Снежные тропинки,голые кусты
Падают снежинки тихо с высоты
Воспитатель:Ребята,какое сейчас время года?
Ответ детей (зима)
Воспитатель: Амесяц?
Дети: месяц – январь
Воспитатель: А по каким признакам мы можем понять,что сейчас зима?
- Небо серое, солнце светит мало. Если светит - то не греет.
- Все кругом покрыто белым покрывалом- снегом.
- Люди одели теплую одежду- на улице стало холодно.
- Звери в лесу сменили легкие шубки на теплые, зимние. Некоторые звери впали в спячку.
- Зимующим птицам холодно и голодно. Они прилетают ближе к жилью человека.
Воспитатель:Ребята,скажите,а кому труднее всех приходится зимой?
Ответы детей (птицам)
Воспитатель: - Сегодня мы с вами поговорим о наших пернатых друзьях, о птицах.
А вот о каких вы узнаете сами, если отгадаете загадки (на доске размещены картинки с изображением птиц)
Как вы думаете трудно ли птицам выживать зимой?.
Ответы детей
Воспитатель :А почему?
Ответы детей :Ягоды,семена-под снегом,корма находят мало,перьевые шубки защищают их от холода, но не от голода
А теперь послушайте загадки о птицах:
1. Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика. Ответ детей: (синица)
Воспитатель: Молодцы!А чем мы можем подкормить эту птичку,что мы положим в кормушку (сало,зернышки крошки)
2. Все время стучит, деревья долбит,
Но их не калечит, а только лечит. Ответ детей: (дятел)
(Хвалит детей за правильный ответ и находят на картинке дятла)
Воспитатель:А кем дятел является для леса (санитаром)
Собирает он проворно
3. Горстью брошенные зерна,
И гнездится под карнизом
Наш любимый - Ответ детей: (голубь сизый)
Воспитатель: Молодцы, ребята и эту загадку отгадали. Найдите на картине голубя. Чем подкормим?
Ответы детей (зернышки крошки семечки)
4. Найдешь её в своём дворе,
Она на радость детворе.
Ты обижать ее не смей!
Эта птичка -. Ответ детей (воробей)
Воспитатель: Молодцы! Найдите воробья на картине.
5. Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это -. Ответ детей: (снегири)
Воспитатель: Молодцы и эту птицу отгадалиЧем подкормим?
Ответы детей (рябинки,зернышки).
Ребята,а каких еще зимующих птиц вы знаете?
Ответы детей (вороны,сова,сороки)
Воспитататель: Ребята,а можно птиц назвать нашими друзьями и почему?
Ответы детей (они уничтожают вредных насекомых,украшают жизнь человека своими звонкими голосами,песнями,красотой оперенья)
Ребята, а сейчас мы немного отдохнем.
Физминутка» Скачет шустрая синица»
Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)
Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)
Вот присела на минутку, (Присели.)
Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.)
И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)
Поиграли, отдохнули? (воспитатель приглашает детей пройти на стульчики)
Воспитатель: Ребята, что можно сказать о птицах, которых вы узнали в загадках?
Ответ детей: Они зимующие.
Воспитатель: Правильно, их называют зимующие. Эти птицы, которые зимуют с нами в городе, они не улетают в теплые края, Птицы просыпаются с солнышком и целый день ищут себе корм. Они питаются почками, семенами и плодами растений, отыскивают корм около жилья человека.
Ребята, а кто может помочь птицам зимой?
Ответ детей: Люди.
Воспитатель: Правильно, люди. А как человек может помочь птицам (воспитатель выслушивает ответы детей)
А зачем люди делают зимой кормушки для птиц?
Ответ детей: (дети предлагают свои варианты ответа)
Воспитатель: (обобщает их ответы). "Люди могут помочь птицам сделать кормушки и подкармливать птиц, чтобы они не замерзли и не погибли в морозы. Кормушки для птиц особенно нужны в зимнее время, в период сильных морозов и снегопадов, когда найти корм им значительно труднее, чем летом. Зимняя кормушка - столовая будет работать и весной, до тех пор, пока не появится первая зелень.
.
А, что можно положить в кормушку? Чем можно подкармливать птиц?
Ответы детей:
Воспитатель: Правильно, ребята. Можно подкармливать: семена тыквы, и подсолнечника, овес, пшено; хлебные крошки, сало,ягоды рябины.).
К кормушке будут прилетать разные птицы. У каждой птицы свои предпочтения. Главное не дать птицам погибнуть в зимнюю стужу от голода, а они будут нам за это благодарны и очистят наши сады весной от вредителей.
Воспитатель:Ребята,рябина –любимое лакомство зимующих птиц,особенно снегирейПредлагаю вам сегодня нарисоватьгроздь рябины на ветке
Объяснение,показ,выполнение
Воспитатель: С чего будем начинать?
Ответы детей (с ветки)
Воспитатель:Затем?
Ответы детей (гроздь)
Воспитатель:Чем будем рисовать ягоды?
Ответ детей:ватными палочками
Воспитатель: А для того,чтобы нарисовать красиво,нужно размять пальчики
Пальчиковая гимнастика
Я зимой кормлю всех птиц дети загибают и разгибают пальцы на руке
перечисляя птиц
Голубей,ворон,синиц,Показывают одной рукой на кормушку
Воробьев и снегирей Загибают и разгибают пальцы на руке
Вот кормушка у дверей перечисляя корм
Дам им булки,пшенной каши,Собранными в щепотку пальцами рук имитируют движения
Дам им зерна, семена
А синице дам я сало
Пусть клюет его она
Воспитатель: Наши пальчики готовы,: приступаем к рисованию
Самостоятельная работа детей детей-звучит музыка,дети работают
По окончанию работы предлагаю послушать стихотворение Александра Яшина
"Покормите птиц ".
Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Небогаты их корма,
Горсть одна нужна,
Гость одна - и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их-
Не счесть, видеть тяжело!
А ведь в нашем сердце есть
И для них тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Воспитатель: Понравилось вам стихотворение?
Ответ детей:
Воспитатель: Ребята, чтобы правильно кормит птиц необходимо соблюдать некоторые правила:
Во время подкормки не сорить, не оставлять у кормушки пакеты, жестяные банки, коробки.
Подкармливать в одном и том же месте, желательно в одно и тоже время, птицы будут сами прилетать к этому времени.
Кормить птиц ежедневно, нельзя подкармливать время от времени, именно в морозные дни нужна пища каждый день, чтобы птицам выжить.
Корма класть немного, именно для того, чтобы подкормить, поддержать в трудное врем
Воспитатель: А теперь предлагаю немного поиграть
Д / и «Скажи одним словом» Закончи предложения:
У сороки белые бока, поэтому ее называют белобокая.
У сороки длинный хвост, поэтому ее называют. (длиннохвостая)
У синицы грудка желтая, поэтому ее называют. (желтогрудая)
У вороны черные крылья, поэтому ее называют. (чернокрылая)
У дятла длинный клюв, поэтому его называют. (длинноклювым)
У снегиря красная грудка, поэтому его называют. (красногрудым)
Итог занятия:
. Каких птиц называют зимующими?
О каких птиц вы сегодня отгадывали загадки?
.Почему зимующие птицы не улетают на зиму?
Чем они питаются?
Почему они прилетают к жилью человека?
Зачем люди делают кормушки для птиц?
.Почему зимующих птиц нужно подкармливать?
.Есть ли кормушки около вашего дома?
Ребята, вы сегодня хорошо поработали. Молодцы! Спасибо!
Организация выставки работ»Приглашаем снегирей съесть рябину поскорей»
Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, художественно – эстетическое и физическое развитие.
Цель: формировать у детей обобщенное представление о зимующих птицах; развивать познавательный интерес у детей к жизни зимующих птиц; воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях.
Задачи:
Образовательные:
- формировать у детей представление о зимующих птицах;
- формировать представление о сезонных изменениях в природе;
- продолжать знакомство с техникой нетрадиционного рисования - ватными палочками;
- учить отгадывать загадки.
Развивающие:
-развивать познавательный интерес к жизни зимующих птиц;
- развивать общую и мелкую моторику рук;
-прививать навыки аккуратной работы с гуашью и красками.
Воспитательные:
-воспитывать заботливое отношение к птицам;
-желание помогать птицам в трудных зимних условиях;
-способствовать сплочению детского коллектива.
Материалы и оборудование: мольбертная доска, иллюстрации с изображением зимующих птиц, альбомный лист, гуашь, кисточки, ватные палочки, стаканчики для воды, салфетки для стола, салфетки для рук.
Ход занятия:
1. Организационный момент. Утренний круг.
Станем мы в кружочек дружно
Поздороваться нам нужно
Говорю тебе – привет!
Улыбнись скорей в ответ.
Здравствуй друг, здравствуй друг.
Здравствуй весь наш дружный круг.
Воспитатель: Здравствуйте ребята!
Дети здороваются и садятся на стульчики.
2. Основная часть. Беседа с детьми.
Воспитатель: Ребята, послушайте стихотворение:
Вышел на просторы погулять мороз,
Белые узоры в косах у берёз.
Снежные тропинки, голые кусты
Падают снежинки тихо с высоты.
Ребята, о каком времени года говорится в стихотворении?
Дети: О зиме
Воспитатель: Ребята, скажите мне пожалуйста. а по каким признакам мы можем понять, что наступила зима? (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно ребята, когда зима вступила в свои права: дуют холодные ветры, мороз сковал землю, кругом лежит снег, голые деревья скрипят от холода.
Воспитатель: Ребята, скажите, а кому труднее всех приходится зимой?
Дети: Труднее всего зимой птицам.
Воспитатель: Как вы думаете, почему им трудно?
Ответы детей: Холодно птицам, насекомые в зимней спячке, плоды, ягоды, семена трав — под снегом. Мало корма находят птицы зимой. С утра до вечера ищут себе крохи пропитания. Пуховые, теплые, перьевые шубки птиц защищают от холода, но не от голода.
Воспитатель: Ребята, а как мы можем помочь птицам зимой?
Ответы детей: Сделать для птиц кормушки, и положить в них лакомства для птичек: зерна, хлебные крошки, плоды деревьев.
Воспитатель: Правильно. Самое страшное для птиц – не холод, а голод. И мы можем им помочь, развесив для них кормушки. А как еще мы называем кормушки?
Дети: Птичьи столовые
Воспитатель: Ребята, а как мы называем птиц, которые не улетели в теплые края, а остались зимовать?
Дети: Зимующие
Воспитатель: Давайте отгадаем этих птиц, и скажем как мы можем им помочь зимой.
Воспитатель загадывает детям загадки и вывешивает на доске иллюстрации зимующих птиц.
«Птичка невеличка
Ножки имеет,
А ходить не умеет.
Хочет сделать шажок
Получается прыжок»
Дети: воробей
Воспитатель: Милана, скажи, чем зимой питается воробей? (зернышки, крошки). Правильно, мы можем помочь воробью тем, что насыпем для него зерна или крошки хлеба.
Послушайте следующую загадку:
«Мерзнет жёлтенькая пташка,
накорми её, бедняжку.
Дай и семечек, и сала,
чтоб зимой ей легче стало.»
Дети: синица
Воспитатель: Аня, чем можно подкормить эту птичку, что мы положим в кормушку для синички? (сало, зернышки, крошки).
Послушайте следующую загадку:
«Выносливая птица,
Усердно ищет корм
И крошки подбирает
Воркуя под окном»
Дети: голубь
Воспитатель: Артем, чем подкормим голубя? (зернышки, семечки, крошки)
Послушайте следующую загадку:
«Красногрудый, чернокрылый,
Любит ягодки клевать,
С первым снегом на рябине,
Он появится опять»
Дети: снегирь
Воспитатель: Даша, а снегиря чем подкормим? (зернышки, рябинки)
Воспитатель: Молодцы, ребята, все загадки отгадали.
Дети, а каких еще зимующих птиц вы знаете?
Ответы детей: Вороны, галки, дятлы, сороки, совы, дрозды.
Воспитатель: Ребята, а можно ли птиц назвать нашими друзьями и почему?
Ответы детей: Они уничтожают вредных насекомых. А еще птицы украшают нашу жизнь своим ярким опереньем, своими звонкими голосами и песнями.
Воспитатель: Молодцы, а теперь давайте встанем в круг и отдохнем.
Под музыкальное сопровождение проводится физминутка.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)
Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)
Вот присела на минутку, (Присели.)
Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.)
И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)
Воспитатель: Молодцы, дети. А теперь, ребята, изобразите красивую птичью стайку — взмахнув крылышками, летите на свои места.
Дети садятся на свои места для работы за столом.
Воспитатель: Ноги вместе, руки на месте, локти у края, спина прямая. Молодцы!
Воспитатель: Ребята, рябина - любимое лакомство зимующих птиц, а особенно снегирей. Предлагаю вам сегодня нарисовать гроздь рябины на ветке. А как и чем мы будем рисовать, я сейчас расскажу.
3. Практический этап. Объяснение. Показ. Выполнение.
Воспитатель: Сначала нарисуем большую ветку рябины по центру листа. Берем кисточку для краски, набираем коричневую краску и рисуем веточку, сначала рисуем всей кисточкой, затем кончиком кисточки. Вот так (показываю). Теперь нарисуем кисть рябины. Затем рисуем гроздь рябины на ветках, и сделаем мы это нетрадиционным, но уже известным вам способом - ватными палочками: обмакиваем кончик ватной палочки в красную краску и ставим точки - вот так (показываю). Рисуем ягоды. Палочку держим вертикально.
Воспитатель: Артем, с чего мы будем начинать? (с веточек)
Каким цветом будем рисовать веточки, Вика? (коричневым)
Что будем делать потом, Максим? (рисовать рябинки ватными палочками)
Каким цветом нарисуем ягодки рябины? (красным)
Воспитатель: А для того, чтобы ваши рябинки получились красивыми, нужно подготовить пальчики к работе.
Проводится пальчиковая гимнастика. Показ воспитателем за столом.
Воспитатель: Ноги вместе, руки на месте, локти у края, спина прямая. Молодцы!
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА
Я зимой кормлю всех птиц
Я зимой кормлю всех птиц –
Голубей, ворон, синиц,
Воробьев и снегирей –
Вот кормушка у дверей.
Дам им булки, пшенной каши,
Дам им зерна, семена.
А синице дам я сало,
Пусть клюет его она. Дети загибают или разгибают пальцы на руке, перечисляя птиц.
Показывают одной рукой на кормушку.
Загибают или разгибают пальцы на руке, перечисляя корм.
Собранными в щепотку пальцами рук имитируют движения.
Ребята, молодцы, наши пальчики готовы к работе, а теперь приступаем к рисованию.
4. Самостоятельная работа детей.
Звучит спокойная музыка, дети работают. В случае затруднения, педагог подсказывает некоторым детям по ходу занятия. Поощрение, подбадривание детей.
5. Итог. Анализ детских работ.
В конце продуктивной деятельности воспитанники выкладывают свои рисунки для просушки.
Воспитатель: Ребята, вам понравилось занятие?
Молодцы, вы все постарались, у всех получились очень красивые работы! Скоро прилетят к нашей рябинке птички. Будут и снегири сыты, и все остальные птицы.
Если мы позаботимся о птицах зимой, летом птицы позаботятся о наших садах, лесах, парках и т. д. Я думаю, что у многих из вас около дома висит кормушка. Птицы быстро привыкают к такой столовой и становятся частыми гостями в ней. А вы можете наблюдать за ними. Конечно, птицы не умеют разговаривать. Но они обязательно отблагодарят вас красивой весенней песней.
В конце занятия воспитатель организует выставку рисунков «Приглашаем снегирей съесть рябину поскорей…»