Ольга Романова
Развитие начал толерантности у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие начал толерантности у детей старшего дошкольного возраста
В настоящее время происходит мировая глобализация, однако в каждой стране, а также внутри больших стран, существуют межкультурные и межрасовые различия. То есть как различия по внешности, так и по поведению, ведению быта. Россия – обширная, многонациональная страна, тем не менее, даже сейчас довольно часто можно услышать выражения, отображающее пренебрежительное отношение к людям различных национальностей, будь они приезжие или живущие на территории Российской Федерации с самого рождения.
Публикация «Развитие начал толерантности у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция декабрь 2018
Однако быть толерантным можно не только по отношению к людям других национальностей. Уже с последних десятилетий двадцатого века делаются первые шаги к инклюзивному образованию – образованию, которое подразумевает равное обучение детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) и с ООП (особенными образовательными потребностями) с детьми без отклонений в развитии. То есть они находятся в общих группах дневного пребывания в дошкольных образовательных учреждениях, а затем и в общих классах в школе. Такое обучение полезно не только для детей с ОВЗ и ООП, но и для остальных, так как дети получают понятие о людях, которые отличаются чем-то от них, учатся коммуникативным навыкам с ними.
Таким образом, толерантностью является понимание, что в обществе бывают разные люди, которые имеют право на собственную жизнь, взгляды, ценности.
Толерантный человек – это, прежде всего, воспитанный человек. Воспитанием детей занимаются с самого раннего детства, начиная с родителей и продолжая дошкольными образовательными учреждениями.
В старшем дошкольном возрасте, по мнению Г. А. Урунтаевой, дети начинают усваивать общественные нравственные и этические нормы, их основу. Так же развивается эмоциональная сфера ребёнка. Таким образом, мы с уверенностью можем сказать, что данный возраст, является сензитивным периодом для развития толерантности. Обычно, дети старшего дошкольного возраста классифицируют моральные качества как «хорошие»» и «плохие». Важно, чтобы ребёнок обратил внимание на существование проблемы толерантности.
Поскольку ведущей деятельностью детей дошкольного возраста (в том числе и старшего) является игровая деятельность, стоит обратить внимание на создание игровых ситуаций для развития толерантности. Такими ситуациями могут стать словесные игры, например, на знание людей разных национальностей или отгадывания национальности по костюму. В ходе игры ненавязчиво вести беседу о различиях культур и должного отношения к ним. Так же, используя наглядно-образное мышление детей, можно показывать сказки о толерантности или создавать ролевую игру, сделав участниками сказки самих детей. Особенно интересно это может получиться на занятиях музыки, где дети имеют возможность познакомиться с другими особенностями культур других стран – песнями, танцами.
Творчество – один из важнейших способов развить толерантность у детей старшего дошкольного возраста. В детских садах часто проводятся различные мероприятия, посвященные тому или иному дню. Так же можно сделать мероприятие, посвящённое дню толерантности (16 ноября, в котором дети смогут читать стихи, петь песни, танцевать или играть роли в соответствии с тематикой. Таким образом, можно поднять тему и разных культур, и людей с ОВЗ и ООП, и инакомыслия людей вокруг. В группах дети могут рисовать или делать поделки.
Толерантность – это, в первую очередь, об уважении и добром отношении друг к другу. И детям старшего дошкольного возраста важно донести хотя бы маленькую частичку понимания того, насколько это важно. Только так развиваются начала толерантности.