Приложение МААМ

Опыт работы по воспитанию толерантности у детей дошкольного возраста

Байло Ирина
Опыт работы по воспитанию толерантности у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Понятия «патриотизм», «гражданственность», «толерантность» приобретают сегодня особый смысл и огромное значение. Важная роль в этом вопросе отводится системе образования. Воспитание толерантности является одной из главных, на наш взгляд, приоритетных, целей педагогики XXI века.

Публикация «Опыт работы по воспитанию толерантности у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

На современном этапе развития общества значительно изменились ценностные ориентиры, на первый план выходят материальные ценности, в то время как жизненный уровень большинства населения снизился, и родители вынуждены решать финансовые проблемы. В связи с этим повысилась занятость, агрессивность людей, отчего страдает молодое поколение. Они переживают постоянные стрессы, неудовлетворенность в любви, ласке, защищенности.

Понятие «толерантность» формировалось на протяжении многих веков, и этот процесс продолжается до сих пор.

Термин «толерантность» (от латинского «tolerantia» — терпение) трактуется как способность организма переносить неблагоприятное влияние того или иного фактора среды и как терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению. Когда и при каких обстоятельствах появился термин «толерантность»?

Сама идея толерантности имеет давнюю историю и восходит к истории философской мысли. Она возникла в глубокой античности как одно из средств решения проблем, связанных с отношением к религиозным меньшинствам. Древнегреческие философы Гераклит, Эпикур, Геродот считали, что войны и их последствия вынудят в конечном счете людей жить в мире. Христианская философия в соответствии с заветами Евангелия с самого начала своего развития стремилась доказать преимущество мира, согласия и братства между людьми. Компромиссному решению конфликта между протестантами и католиками способствовал Нантский эдикт, прекративший массовую резню гугенотов католиками (1572 г.). Уже тогда обращается внимание на право каждого человека быть иным. К взаимным уступкам, плюрализму, сотрудничеству, толерантности призывали Дж. Локк, Вольтер, Антуан Де Сент-Экзюпери, А. Маслоу, Л. Н. Толстой, В. А. Сухомлинский и др.

В разных культурах толкование толерантности имеет различные смысловые оттенки, обусловленные историческим опытом народов, преимущественно связанные с мирным сосуществованием и развитием общественных отношений. В русском языке наиболее близким по значению понятию «толерантность» является «терпение», «терпеть», «терпимость», означающее способность терпеть только по милосердию, быть спокойным, рассудительным, великодушным, снисходительным.

Согласно определению, данному в Декларации принципов толерантности (подписана 16 ноября 1995 г. в Париже 185 государствами — членами ЮНЕСКО, включая Россию, толерантность означает «уважение, принятие и правильное понимание всего многообразия культур, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности». Декларация переведена на русский язык и принята за основу государственной программы «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе» (2001—2005 гг.). Благодаря усилиям ЮНЕСКО термин «толерантность» в настоящее время стал международным и широко используется философами, социологами, психологами, педагогами, медиками, политиками

Правительством России принята Федеральная программа «Формирование установок толерантного поведения и профилактики экстремизма в российском обществе». По словам А. Г. Асмолова — доктора психологических наук, профессора, зав. Кафедрой психологии личности психологического факультета МГУ — она стала первой «гуманитарной пятилеткой». В законе РФ "Об образовании" говорится: «Гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей.» (ст. «Принципы государственной политики в области образования»). Аналогичные задачи мы находим в Государственной концепции дошкольного воспитания : «В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям». И далее: «Становление базиса личностной культуры означает, что ребенок приобщается именно к общим, не переходящим человеческим ценностям, а не к тому, что может представляться ценным некоторому кругу людей в некотором регионе и в некоторые моменты времени, приобщается к универсальным (всеобщим) средствам жизнедеятельности людей».

В Приказе Минобразования России, Минздрава России, Госкомспорта России и РАО от 16 июля 2002 г. № 2715/227/166/19 одним из приоритетных направлений совершенствования процесса физического воспитания в дошкольных учреждениях и других образовательных учреждениях приказано считать профилактику асоциального поведения обучающихся средствами физической культуры и спорта. В Письме Министерства образования Российской Федерации от 2 апреля 2002 г. № 13-51-28/13 «О повышении Воспитательного потенциала образовательного процесса в общеобразовательном учреждении» говорится «Занятие физической культурой и спортом необходимо рассматривать как эффективное средство решения задач нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения».

Занятие физической культурой и спортом мы рассматриваем как эффективное средство решения задач нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения.

Чтобы быть уверенным, что нашим детям будет хорошо в будущем, надо уметь уважать себя и других и учить этому детей. Необходимо, развивать нравственные качества с раннего дошкольного возраста, воспитывать у детей патриотизм, гуманизм по отношению ко всему живому. Иными словами, нужно воспитывать будущего гражданина своей страны. Физическая культура может внести свой вклад в решение этой задачи, т. к. формирование физических качеств, двигательных навыков и умений тесно связано с воспитанием нравственно волевых черт личности. Физическое воспитание необходимо рассматривать шире — как педагогический процесс воспитания личности. Физически развитый человек, крепкий, сильный, здоровый должен быть добрым, терпимым, должен уметь прийти на помощь к тем, кому она нужна и направлять свои умения и силу только на добрые поступки.

Воспитание толерантности, нравственных качеств у детей дошкольного возраста средствами физической культуры я построила по нескольким направлениям:

• знакомство с культурой, традициями своего народа;

• знакомство с культурой через подвижные игры;

• формирование уверенности в себе, уважения и дружелюбия к сверстникам;

• педагогическое просвещение родителей;

• самообразование и консультирование воспитателей.

Подвижные игры — наиболее доступный и эффективный метод развития личности ребенка при его активной помощи. Игра — естественный спутник жизни и поэтому отвечает законам, заложенным самой природой в развивающемся организме ребенка — неуемной потребности его в жизнерадостных движениях. Преимущество подвижных игр перед строго дозируемыми упражнениями в том, что игра всегда связана с инициативой, фантазией, творчеством, протекает эмоционально, стимулирует двигательную активность.

Используя подвижные русские народные игры, на физкультурных занятиях, мы можем решать развивающие, оздоровительные задачи, а так же воспитательные, направленные на формирование толерантных взаимоотношений в детском коллективе.

Работа строится на следующих педагогических принципах:

Принцип гумманизации заключается в учете личности ребенка, индивидуальной логики его развития в процессе обучения подвижным играм, знакомства с традициями и обычаями народов мира.

Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей (5—7 лет). В начале и в конце учебного года необходимо проводить диагностику двигательных качеств, учитывать ее результаты для подбора физических упражнений, подвижных игр. Субъект — субъектное взаимодействие в процессе организации самостоятельной деятельности детей. Реализуется в высказываниях детей, в самостоятельной организации подвижных игр, как на занятиях, так и в группе, на прогулке.

Принцип профессионального сотрудничества-этот принцип отражен в цели работы.

Формирование толерантности целесообразно начинать со старшего дошкольного возраста, так как, именно этот возраст является сенситивным для воспитания нравственности и толерантности, именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего развития личности ребенка.

В формировании толерантности у дошкольников необходимо опираться на игровые методы воспитания, так как игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста.

Понятие «толерантность» варьируется в зависимости от того, в каком аспекте этот термин используется. Так, в социальном контексте толерантность трактуется, как готовность человека позволять другим людям выбирать себе стиль жизни и поведения при отсутствии таких негативных явлений, как агрессивность, насилие, хулиганские действия и поступки. В социологическом энциклопедическом словаре толерантность определяется как терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаю, чувствам, идеям, верованиям, как выносливость по отношению к неблагоприятным эмоциональным факторам

В результате проведенной работы по знакомству детей старшего дошкольного возраста с играми русского народа, было выявлено, что в группах, у которых в занятия по физкультуре были включены игры, несколько улучшили свои результаты, в отличие от групп, в которых проводились традиционные подвижные игры. Таким образом, подвижные игры русского народов действительно оказывают положительное влияние на детей и закладывают основы толерантных взаимоотношений между детьми старшего дошкольного возраста.

Публикации по теме:

Опыт работы «Укрепление здоровья детей дошкольного возраста» Методический материал "Укрепление здоровья детей дошкольного возраста" Важнейшей характеристикой работы каждого дошкольного образовательного.

Опыт работы по математическому развитию детей дошкольного возраста «Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир». Задача воспитателей и родителей.

Опыт работы «Трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста»Опыт работы «Трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 38 комбинированного вида г. Кузнецк Из опыта работы «Трудовое.

НОД по воспитанию толерантности у детей старшей группы «Путешествие в сказочную страну Толерантности»НОД по воспитанию толерантности у детей старшей группы «Путешествие в сказочную страну Толерантности» Цель: формирование культуры межличностных отношений между детьми. Задачи: Образовательные: 1. Обобщить и расширить знания детей о том, как.

ОД по воспитанию толерантности для детей старшего дошкольного возраста «Дружат дети всей Земли» ОД по воспитанию толерантности для детей старшего дошкольного возраста «Дружат дети всей Земли». [i]Цель:[/i] [/b]Формирование основ толерантной.

Опыт работы «Формирование основ патриотизма у детей дошкольного возраста» «Формирование основ патриотизма у детей дошкольного возраста» Доклад из опыта работы Рысаевой Светланы Валерьевны, воспитателя МБДОУ.

Опыт работы «Формирование правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста» В современной общей и специальной педагогике утвердилось положение о необходимости раннего выявления и преодоления речевых нарушений в развитии.

Опыт работы «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста» Приоритетным направлением моей педагогической деятельности является речевое развитие. Слайд 2 Хочу представить вашему вниманию опыт работы.

Опыт работы по сенсорному воспитанию детей раннего возраста через восприятие цвета Сенсорное воспитание ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов, их форме, цвете,.

Опыт работы «Исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста» «Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал». В. А. Сухомлинский.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы по воспитанию толерантности у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 28 ноября 2018 в 16:22
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы по воспитанию толерантности у детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Байло Ирина (УИ 168008) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД