Ксения Самарина
Развитие психомоторики детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения
▼ Скачать + Заказать документы
Тема статьи: Развитие психомоторики детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения
Автор: Самарина Ксения Валерьевна
Воспитатель МБДОУ детского сад№17 «Золотой ключик» в г. Пятигорске
Введение
Публикация «Развитие психомоторики детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения» размещена в разделах
Актуальность исследования. Вопросом психомоторного развития ребенка старшего дошкольного возраста занимались многие педагоги, психологи, отражающие свои публикации в современной общей и специальной дошкольной педагогике, общей и специальной детской психологии. Данный факт вполне объясним, потому что на первоначальных этапах индивидуального развития своеобразным качеством личности выступает синкретичность, а именно взаимосвязь психики и движений (Е. А. Аркин, А. Валлон, П. Ф. Вэдэзи, Л. С. Выготский, A.B. Запорожец, М. М. Кольцова, А. Н. Леонтьев, Р. Р. Фьюэлл, Н. М. Щелованов и др.).
Движение является главным биологическим качеством живой материи, оно формируется и прогрессирует совместно с эволюцией окружающего мира. «Движение – это многофункциональное отражение жизнедеятельности, предоставляющая шанс для активного взаимодействия, как отдельных компонентов тела, так и целого организма с природой и социумом».
Целью исследования является разработка и апробация программы развития психомоторики детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения.
задачи исследования:
- провести теоретический анализ концепций развития психомоторики у детей старшего дошкольного возраста;
- описать специфику развития психомоторики детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения;
- осуществить подбор методик диагностики психомоторики детей старшего дошкольного возраста и провести диагностику;
- разработать и апробировать на практике программу развития психомоторики детей старшего дошкольного возраста.
Целью констатирующего этапа эксперимента является изучение развития психомоторики детей старшего дошкольного возраста.
Экспериментальная работа проводилась на базе МДОУ «Детский сад» № 24 «Радуга» г. Буденновска Будённовского района Ставропольского края. В эксперименте приняли участие 21 ребенок старшего дошкольного возраста. При этом мы разделили детей на две группы : контрольную (10 чел.) и экспериментальную, куда вошли 11 человек.
Для реализации цели констатирующего этапа эксперимента нами был использован следующий психодиагностический инструментарий : «Тест зрительно-моторной координации» (Л. Бендер); методика экспресс – диагностики свойств нервной системы по психомоторным показателям «Теппинг-тест» (Е. П. Ильин); тест «Определение способности быстро и точно перестраивать свои действия в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки» (по Степаненковой Э. Я.);
Анализ результатов по методикам на констатирующем этапе эксперимента позволил определить 11 человек с низким уровнем психомоторного развития, 8 человек со средним уровнем и 2 человек с высоким. Необходимо отметить, что в контрольной и экспериментальной группах данные практически одинаковые. Так, низкий уровень в контрольной группе представлен у 5 человек, а в экспериментальной у 6 респондентов; к среднему уровню в обеих группах нами отнесено по 4 человек, а к высокому по 1 человека соответственно.
В процессе осуществления качественного анализа нам удалось определить, что дети в процессе выполнения задания не способны полностью копировать и воспроизводить предложенный образец. Им сложно одновременно контролировать собственные зрительные и моторные действия. Чаще всего в процессе выполнения заданий респонденты демонстрируют низкую работоспособность, а также не умение запоминать, удерживать и подчиняться вербальной инструкции экспериментатора. При этом критериальные показатели общего психомоторного развития сформированы неравномерно.
Полученные результаты обозначили необходимость проведения формирующего этапа эксперимента, на котором в образовательное пространство учреждения внедрялась развивающая программа «Я умею».
Цель программы: формирование психомоторики у детей старшего дошкольного возраста; развитие работы больших полушарий мозга; воспитание ценностного отношения к своему здоровью.
Задачи программы:
- развитие координации движений, формирование способности выполнять согласованные действия головой, руками, ногами, туловища и глаз;
- развитие мелкой моторики; увеличение работоспособности мозга;
- развитие межполушарного взаимодействия;
- формирование умения расслабляться; обучение навыкам снятия напряжения;
- формирование внимания и восприимчивости к собственной моторной активности и подвижности сверстников;
- развитие способности осуществлять контроль собственных движений и их согласованность;
- формирование зрительно-двигательной согласованности;
- улучшение тонуса мышц.
Контингент потенциальных участников. Развивающая программа «Я умею» рассчитана на детей 6 - 7 лет и включает в себя 15 занятий, продолжительность одного занятия – от 20 до 30 минут. Программа реализовывалась на протяжении 2 месяцев.
Программа построена на следующих принципах:
- принцип осознания совершаемых действий. Действия ребенка в процессе занятия сопровождаются проговариванием психологом этих действий. Например: «Скажи, какой пальчик сейчас работает?», «Твои пальчики сейчас сгибаются или разгибаются?» и т. п. Данный принцип полезен для формирования межфункциональных связей мозговых структур;
- принцип развернутости освоения навыков. Темп и механизмы освоения навыков у разных детей неодинаков в силу их индивидуальных особенностей. Каждая часть программы может быть освоена разными детьми при разном количестве занятий, поэтому отрабатываются навыки освоения движений ребенка в оптимальном именно для него режиме.
- принцип обратной связи. В процессе занятия важно комментировать, помогать, подсказывать и оценивать действия дошкольника для закрепления у него правильных двигательных действий (формирование правильной двигательной памяти). Применение данного принципа также позволяет ребенку быстро скорректировать свои двигательные действия, если он допускает ошибки.
Формы и методы работы. В процессе реализации программы используются пальчиковые упражнения для старших дошкольников; глазодвигательные упражнения; реципрокные и телесные упражнения; упражнения на релаксацию, растяжки, психогимнастика.
Ожидаемые результаты. В процессе реализации развивающей программы у детей старшего дошкольного возраста :
- снизится гипертонус и повысится гипотонус мышц, то есть тонус мышц придет в норму;
- произойдет снижение эмоционального напряжения, уровня стресса;
- расширится пространство зрительной перцепции;
- сформируются координированные действия между зрительными анализаторами и движением, слуховыми анализаторами и действиями;
- возрастет темп интеллектуальной деятельности, повысится уровень познавательных процессов и психических функций;
- увеличится работоспособность мозга, его больших полушарий, а также активизируется работа межполушарного взаимодействия.
По нашему убеждению реализация развивающей программы «Я умею» обогатит представление детей о собственной моторной активности и подвижности сверстников; будет способствовать формированию координации между различными анализаторами: слуховыми, зрительными; улучшит тонус мышц; а также дети смогут контролировать свои эмоциональные состояния и обучатся способам снятия напряжения и получение расслабления.
Главный показатель – повышение уровня развития психомоторики детей старшего дошкольного возраста, улучшение работы больших полушарий мозга, сформированность навыка контролировать свои движения.
По нашему мнению реализация развивающей программы должна осуществляться с учетом принципов осознания действий, развернутости освоения навыков и принципа обратной связи. Мы убеждены, что ориентировка на данные принципы позволит обеспечить максимально положительные результаты, и будет способствовать осознанному выполнению детьми поставленных задач.
Ключевым моментом в программе выступает ориентированность на приемы растяжки, использование психогимнастики, телесных упражнений, глазодвигательных и реципрокных. Комплексное использование обозначенных методов работы повысит уровень психомоторного развития старших дошкольников.
В экспериментальной группе на констатирующем этапе эксперимента среднее значение по низкому уровню составило 54,5%, по среднему – 36,4%, а к высокому мы отнесли – 9,1; на итоговом этапе произошли существенные изменения: низкий уровень представлен у 27,3%, средний – 45,5%, а высокий уровень повысился до 27,3%.
Ориентируясь на представленные данные, можно утверждать, что была проведена эффективная развивающая работа.
Заключение
Анализ современной психолого-педагогической литературы позволяет сделать вывод о том, что проблема развития психомоторики, а особенно у детей старшего дошкольного возраста занимает одно из центральных мест в современной науке. Развитию представлений о психомоторике посвящены работы Е. А. Аркина, А. Валлона, П. Ф. Вэдэзи, Л. С. Выготскиого, A.B. Запорожца, М. М. Кольцовой, А. Н. Леонтьева, Р. Р. Фьюэлла, Н. М. Щелованова и др.).
В процессе написания данного исследования нами было установлено, что при использовании данных приемов и форм работы: растяжки; глазодвигательных упражнений; упражнений для развития межполушарного взаимодействия (реципрокные упражнения и телесные упражнения); упражнения, направленные на развитие мелкой моторики; упражнения на релаксацию, психогимнастика, возможно повысить уровень психомоторики у детей.
Полученные данные обозначили необходимость проведения формирующего этапа эксперимента, на котором осуществлялось внедрение развивающей программы «Я умею» в образовательное пространство учреждения. Ценность программы заключается в том, что у детей сформировалось представление о собственной моторной активности; они научились координировать собственные анализаторное системы: слуховые, зрительные; а также дети научились регулировать свои эмоциональные проявления и научились расслабляться.
Исходя из этого, можно утверждать об эффективности проведенной работы на формирующем этапе эксперимента.
Таким образом, проведённое нами исследование в целом подтвердило выдвинутое предположение и позволило решить поставленные задачи.