Дымова Эльвира Анатольевна
Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Термин «толерантность» от латинского слова – терпение, трактуется как способность организма переносить неблагоприятное того или иного фактора среды. Толерантность - особое нравственное качество, отражающее активную социальную позицию и психологическую готовность к позитивному взаимодействию с людьми или группами иной национальной, религиозной, социальной среды, иных взглядов, мировоззрений, стилей мышления и поведения людей.
Публикация «Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
Общечеловеческие ценности – это то, что нас всех объединяет. Для всех, как существ не только материальных, но и духовных, существует нечто, что вызывает однозначно положительные чувства. Это высшие и вечные, общие для всех людей ценности. Они могут положительно влиять на человека, преображать его, возвышать, возвращать в более гармоничное состояние. В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям. Становление базиса личностной культуры означает, что ребенок приобщается именно к общим, непреходящим человеческим ценностям, а не к тому, что может представляться ценным некоторому кругу людей в некотором регионе и в некоторые моменты времени, приобщается к универсальным (всеобщим) средствам жизнедеятельности людей.
В психолого-педагогических исследованиях говорится: если при учебно – дисциплинарном подходе воспитание сводится к исправлению поведения или предупреждению возможных отклонений от правил посредством «внушений», то личностно-ориентированная модель взаимодействия взрослого с ребенком исходит из кардинально иной трактовки процессов воспитания : воспитывать - значит приобщать ребенка к миру человеческих ценностей. К концу дошкольного возраста могут и должны быть сформированы ценностные основы отношения к действительности. С этим невозможно не согласиться, но разработок в этой области очень мало, практически нет. Н. И. Галкина, В. Е. Горпун разработали программу развития толерантности, начиная с дошкольного возраста, в рамках которой на сегодняшний момент уже проводятся конкретные мероприятия. В основе программы находятся следующие концептуальные идеи: - понятие «толерантность» обосновывается как одно из важнейших направлений гуманистического воспитания; как основа новой социальной идеологии, включающей понятия «личность», «семья», «гражданственность», «активная жизненная позиция», «общество»; - необходимо развитие понятия «толерантность» как средства глобального человеческого мышления и мировоззрения, направленного на предупреждение конфликтов, экстремизма и насилия.
Содержание деятельности по формированию толерантности включает в себя :
1. Формирование представлений ребенка о себе как уникальной, самоценной, неповторимой личности;
2. Развитие представлений о других людях на основе сопоставления себя с ними, выделения сходства и различий;
3. Сообщение знаний об окружающем мире в соответствии с базисной программой (особенности культуры, быта, уклада, семейной жизни);
4. Воспитание активной жизненной позиции на основе:
- осознания ребенком своих потребностей (физических, духовных, выработки умения удовлетворять их - не в ущерб другим;
- осознания своих возможностей; формирования умения поступать в соответствии с ними, стремления к их развитию;
- осознания своих достоинств и недостатков;
- проявления критичности;
- осознания своих прав и обязанностей перед собой и другими людьми;
- формирования умения отстаивать свои права и считаться с правами других,
- проявления терпимости, уважения традиций и культуры других;
- определения вместе с детьми правил и норм человеческого общежития, (знакомство с понятиями «правила», «закон», «норма», «требования», «традиции»);
- развития умения давать оценку своим поступкам и поступкам других; умения делать свой выбор и принимать решение; прислушиваться к мнению других;
- мирно, без конфликтов решать возникающие проблемы;
- углубления понимания значимости и ценности жизни каждого человека, развитие интереса к жизни других людей.
Ряд психологов (А. П. Колосов, В. Е. Шаньгин и др.) подходят дифференцированно к пониманию феномена толерантности, в состав которого входят:
1. Естественная (натуральная) толерантность - открытость, любознательность, доверчивость, - свойственная маленькому ребенку и еще не ассоциирующаяся с качествами его «Я» - толерантность типа А. Такая толерантность имеет место в жизни маленького ребенка, у которого процесс становления личности, процесс персонализации еще не привел к расщеплению индивидуального и социального опыта, к формированию «персоны» или «фасада», к существованию обособленных планов поведения и переживания. Такая толерантность достаточно хорошо исследована также в детской психологии и детском психоанализе. Младенец абсолютно нетерпим к своим нуждам - он не терпит голода, холода, эмоциональной заброшенности. Он готов требовать удовлетворения своих базовых потребностей плачем - тем инструментом, что ему доступен. Если бы ему были доступны другие средства, он бы ими воспользовался. Данный феномен хорошо раскрыт в работах Л. С. Выготского и называется детским солипсизмом. В этом смысле, действительно - родители учат ребенка терпению, а многие взрослые остаются «младенцами» в желании получить мгновенное удовлетворение своим нуждам. Для З. Фрейда детское нетерпение обусловлено природой либидо, не знающего ничего, кроме самого себя. Все стадии психосексуального развития по Фрейду связаны не в последнюю очередь с обретением новых навыков терпения. Терпение - это, по сути, первый рубеж встречи физиологических потребностей индивида и собственно человеческого способа их удовлетворения, встреча природного индивида с культурой в широком смысле слова. Именно этот тип толерантности ответственен за парадоксальное принятие маленькими детьми своих родителей даже в случаях крайне жестокого обращения, психологического, физического и сексуального насилия. С одной стороны, наличие у детей толерантности типа А обеспечивает им субъективную, психологическую защищенность от проявлений жестокости и позволяет сохранить позитивные отношения с родителями, а с другой стороны, расщепляет и невротизирует их формирующуюся личность, поскольку не может обеспечить достаточного уровня самопринятия, принятия собственного опыта, собственных чувств и переживаний. Данная «асимметричность» толерантности этого типа ответственна за дальнейшее развитие толерантности в целом, осуществляющееся, как правило, в форме инволюции естественной толерантности.
2. Моральная толерантность - терпение, терпимость, ассоциируемая с личностью («внешним Я» человека) - толерантность типа Б. Характерна для личностного способа существования, она является производной процесса персонализации и, в возрастном аспекте, в той или иной степени присуща большинству взрослых людей. «Толерантная» личность стремится сдерживаться, используя механизмы психологических защит. Однако за своим «фасадом» она скрывает собственную нетерпимость - нарастающее напряжение, невысказанное несогласие, подавленную агрессию. Толерантность типа Б – это по сути дела скрытая, отсроченная внутренняя агрессия (здесь можно в качестве примера привести родителя, который одобрительно кивает в ответ на бесчинства детей, но внутренне напряжен и негативен по отношению к такому поведению). В этом смысле можно сказать, что толерантность типа Б - это обратная сторона нетерпимости, различных форм насилия и манипулирования человеком, игнорирования его субъектных характеристик, всего того, что так деструктивно действует на отношения между людьми.
3. Нравственная толерантность - принятие, доверие, ассоциируемая с сущностью или «внутренним Я» человека - толерантность типа В. Она построена на принятии человеком, как окружающих, так и самого себя, на взаимодействии с внешним и внутренним миром в принимающей, диалогической манере. В противоположность насилию и манипулированию такое взаимодействие предполагает как уважение ценностей и смыслов, значимых для другого, так и осознание, и принятие собственного внутреннего мира, своих собственных ценностей и смыслов, целей и желаний, переживаний и чувств. Для человека, обладающего толерантностью типа В, напряжения и конфликты вовсе не исключены, можно сказать, он постоянно живет в ситуации напряженного существования, не боится быть лицом к лицу с этим напряжением, достойно выдерживать и принимать его как безусловную экзистенциальную данность. Это подлинная, зрелая, действительно позитивная толерантность, основанная на гораздо более полном осознании и принятии человеком реальности. Как правило, во взаимоотношениях детей и взрослых происходит своего рода встреча двух качественно различных типов толерантности, их столкновение (взрослый толерантен по принципу «терпения», а ребенок - по принципу «открытости»). Именно толерантность типа Б составляет основу реальной практики семейного воспитания : «я знаю истину, но ты ведешь себя вовсе не в русле этих ценностей, и я даю тебе это понять», этот же тип толерантности обычно транслируется в культуре (особенно в СМИ). Скорее всего, так происходит потому, что в современном обществе и в современной массовой культуре доминируют нетерпимость и насилие.
Гендерная толерантность применительно к старшему дошкольному возрасту определяется как интегративное личностное образование, проявляющееся в принятии самого себя и другого как представителя определенного пола, отсутствии предубежденности в оценке его внутренних особенностей и поведения, умении устанавливать с ним субъект-субъектные отношения.
Развитие толерантности у детей дошкольного возраста можно сформировать в комплексной, плановой работе самого ребё нка и психолога по следующим основным направлениям:
1. выработка позитивного мышления;
2. формирование бесконфликтного, эмпатийного общения в отношениях;
3. сохранение психологического здоровья ребёнка через снятие напряжения и устранение внутренних конфликтов;
4. развитие эмпатических навыков взаимодействия друг с другом;
5. формирование толерантного поведения на основе конструктивного коммуникативного диалога.
В дошкольном возрасте закладываются исходные моральные ценности, нормы поведения, происходит формирование представлений о значимости человеческого достоинства, понимание ценности своей личности и других людей, воспитывается уважение к ним, толерантность, чувство солидарности и стремление к сотрудничеству, умение ненасильственного разрешения конфликтных ситуаций. Например, формирование межэтнической толерантности – длительный и сложный процесс, начинающийся в дошкольные годы и протекающий в течение всей жизни.
Благодаря пластичности нервной системы, открытости влиянию взрослого, ребенок в дошкольном возрасте интенсивно усваивает различные знания о мире, умения и навыки его познания, начинает активно усваивать ценности общества, знакомиться с социальными ролями (Ш. Амонашвили, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Н. Н. Поддъяков и другие). Таким образом, у детей дошкольного возраста формируются эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты толерантности.