МААМ-картинки

Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста

Дымова Эльвира Анатольевна
Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Термин «толерантность» от латинского слова – терпение, трактуется как способность организма переносить неблагоприятное того или иного фактора среды. Толерантность - особое нравственное качество, отражающее активную социальную позицию и психологическую готовность к позитивному взаимодействию с людьми или группами иной национальной, религиозной, социальной среды, иных взглядов, мировоззрений, стилей мышления и поведения людей.

Публикация «Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Общечеловеческие ценности – это то, что нас всех объединяет. Для всех, как существ не только материальных, но и духовных, существует нечто, что вызывает однозначно положительные чувства. Это высшие и вечные, общие для всех людей ценности. Они могут положительно влиять на человека, преображать его, возвышать, возвращать в более гармоничное состояние. В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям. Становление базиса личностной культуры означает, что ребенок приобщается именно к общим, непреходящим человеческим ценностям, а не к тому, что может представляться ценным некоторому кругу людей в некотором регионе и в некоторые моменты времени, приобщается к универсальным (всеобщим) средствам жизнедеятельности людей.

В психолого-педагогических исследованиях говорится: если при учебно – дисциплинарном подходе воспитание сводится к исправлению поведения или предупреждению возможных отклонений от правил посредством «внушений», то личностно-ориентированная модель взаимодействия взрослого с ребенком исходит из кардинально иной трактовки процессов воспитания : воспитывать - значит приобщать ребенка к миру человеческих ценностей. К концу дошкольного возраста могут и должны быть сформированы ценностные основы отношения к действительности. С этим невозможно не согласиться, но разработок в этой области очень мало, практически нет. Н. И. Галкина, В. Е. Горпун разработали программу развития толерантности, начиная с дошкольного возраста, в рамках которой на сегодняшний момент уже проводятся конкретные мероприятия. В основе программы находятся следующие концептуальные идеи: - понятие «толерантность» обосновывается как одно из важнейших направлений гуманистического воспитания; как основа новой социальной идеологии, включающей понятия «личность», «семья», «гражданственность», «активная жизненная позиция», «общество»; - необходимо развитие понятия «толерантность» как средства глобального человеческого мышления и мировоззрения, направленного на предупреждение конфликтов, экстремизма и насилия.

Содержание деятельности по формированию толерантности включает в себя :

1. Формирование представлений ребенка о себе как уникальной, самоценной, неповторимой личности;

2. Развитие представлений о других людях на основе сопоставления себя с ними, выделения сходства и различий;

3. Сообщение знаний об окружающем мире в соответствии с базисной программой (особенности культуры, быта, уклада, семейной жизни);

4. Воспитание активной жизненной позиции на основе:

- осознания ребенком своих потребностей (физических, духовных, выработки умения удовлетворять их - не в ущерб другим;

- осознания своих возможностей; формирования умения поступать в соответствии с ними, стремления к их развитию;

- осознания своих достоинств и недостатков;

- проявления критичности;

- осознания своих прав и обязанностей перед собой и другими людьми;

- формирования умения отстаивать свои права и считаться с правами других,

- проявления терпимости, уважения традиций и культуры других;

- определения вместе с детьми правил и норм человеческого общежития, (знакомство с понятиями «правила», «закон», «норма», «требования», «традиции»);

- развития умения давать оценку своим поступкам и поступкам других; умения делать свой выбор и принимать решение; прислушиваться к мнению других;

- мирно, без конфликтов решать возникающие проблемы;

- углубления понимания значимости и ценности жизни каждого человека, развитие интереса к жизни других людей.

Ряд психологов (А. П. Колосов, В. Е. Шаньгин и др.) подходят дифференцированно к пониманию феномена толерантности, в состав которого входят:

1. Естественная (натуральная) толерантность - открытость, любознательность, доверчивость, - свойственная маленькому ребенку и еще не ассоциирующаяся с качествами его «Я» - толерантность типа А. Такая толерантность имеет место в жизни маленького ребенка, у которого процесс становления личности, процесс персонализации еще не привел к расщеплению индивидуального и социального опыта, к формированию «персоны» или «фасада», к существованию обособленных планов поведения и переживания. Такая толерантность достаточно хорошо исследована также в детской психологии и детском психоанализе. Младенец абсолютно нетерпим к своим нуждам - он не терпит голода, холода, эмоциональной заброшенности. Он готов требовать удовлетворения своих базовых потребностей плачем - тем инструментом, что ему доступен. Если бы ему были доступны другие средства, он бы ими воспользовался. Данный феномен хорошо раскрыт в работах Л. С. Выготского и называется детским солипсизмом. В этом смысле, действительно - родители учат ребенка терпению, а многие взрослые остаются «младенцами» в желании получить мгновенное удовлетворение своим нуждам. Для З. Фрейда детское нетерпение обусловлено природой либидо, не знающего ничего, кроме самого себя. Все стадии психосексуального развития по Фрейду связаны не в последнюю очередь с обретением новых навыков терпения. Терпение - это, по сути, первый рубеж встречи физиологических потребностей индивида и собственно человеческого способа их удовлетворения, встреча природного индивида с культурой в широком смысле слова. Именно этот тип толерантности ответственен за парадоксальное принятие маленькими детьми своих родителей даже в случаях крайне жестокого обращения, психологического, физического и сексуального насилия. С одной стороны, наличие у детей толерантности типа А обеспечивает им субъективную, психологическую защищенность от проявлений жестокости и позволяет сохранить позитивные отношения с родителями, а с другой стороны, расщепляет и невротизирует их формирующуюся личность, поскольку не может обеспечить достаточного уровня самопринятия, принятия собственного опыта, собственных чувств и переживаний. Данная «асимметричность» толерантности этого типа ответственна за дальнейшее развитие толерантности в целом, осуществляющееся, как правило, в форме инволюции естественной толерантности.

2. Моральная толерантность - терпение, терпимость, ассоциируемая с личностью («внешним Я» человека) - толерантность типа Б. Характерна для личностного способа существования, она является производной процесса персонализации и, в возрастном аспекте, в той или иной степени присуща большинству взрослых людей. «Толерантная» личность стремится сдерживаться, используя механизмы психологических защит. Однако за своим «фасадом» она скрывает собственную нетерпимость - нарастающее напряжение, невысказанное несогласие, подавленную агрессию. Толерантность типа Б – это по сути дела скрытая, отсроченная внутренняя агрессия (здесь можно в качестве примера привести родителя, который одобрительно кивает в ответ на бесчинства детей, но внутренне напряжен и негативен по отношению к такому поведению). В этом смысле можно сказать, что толерантность типа Б - это обратная сторона нетерпимости, различных форм насилия и манипулирования человеком, игнорирования его субъектных характеристик, всего того, что так деструктивно действует на отношения между людьми.

3. Нравственная толерантность - принятие, доверие, ассоциируемая с сущностью или «внутренним Я» человека - толерантность типа В. Она построена на принятии человеком, как окружающих, так и самого себя, на взаимодействии с внешним и внутренним миром в принимающей, диалогической манере. В противоположность насилию и манипулированию такое взаимодействие предполагает как уважение ценностей и смыслов, значимых для другого, так и осознание, и принятие собственного внутреннего мира, своих собственных ценностей и смыслов, целей и желаний, переживаний и чувств. Для человека, обладающего толерантностью типа В, напряжения и конфликты вовсе не исключены, можно сказать, он постоянно живет в ситуации напряженного существования, не боится быть лицом к лицу с этим напряжением, достойно выдерживать и принимать его как безусловную экзистенциальную данность. Это подлинная, зрелая, действительно позитивная толерантность, основанная на гораздо более полном осознании и принятии человеком реальности. Как правило, во взаимоотношениях детей и взрослых происходит своего рода встреча двух качественно различных типов толерантности, их столкновение (взрослый толерантен по принципу «терпения», а ребенок - по принципу «открытости»). Именно толерантность типа Б составляет основу реальной практики семейного воспитания : «я знаю истину, но ты ведешь себя вовсе не в русле этих ценностей, и я даю тебе это понять», этот же тип толерантности обычно транслируется в культуре (особенно в СМИ). Скорее всего, так происходит потому, что в современном обществе и в современной массовой культуре доминируют нетерпимость и насилие.

Гендерная толерантность применительно к старшему дошкольному возрасту определяется как интегративное личностное образование, проявляющееся в принятии самого себя и другого как представителя определенного пола, отсутствии предубежденности в оценке его внутренних особенностей и поведения, умении устанавливать с ним субъект-субъектные отношения.

Развитие толерантности у детей дошкольного возраста можно сформировать в комплексной, плановой работе самого ребё нка и психолога по следующим основным направлениям:

1. выработка позитивного мышления;

2. формирование бесконфликтного, эмпатийного общения в отношениях;

3. сохранение психологического здоровья ребёнка через снятие напряжения и устранение внутренних конфликтов;

4. развитие эмпатических навыков взаимодействия друг с другом;

5. формирование толерантного поведения на основе конструктивного коммуникативного диалога.

В дошкольном возрасте закладываются исходные моральные ценности, нормы поведения, происходит формирование представлений о значимости человеческого достоинства, понимание ценности своей личности и других людей, воспитывается уважение к ним, толерантность, чувство солидарности и стремление к сотрудничеству, умение ненасильственного разрешения конфликтных ситуаций. Например, формирование межэтнической толерантности – длительный и сложный процесс, начинающийся в дошкольные годы и протекающий в течение всей жизни.

Благодаря пластичности нервной системы, открытости влиянию взрослого, ребенок в дошкольном возрасте интенсивно усваивает различные знания о мире, умения и навыки его познания, начинает активно усваивать ценности общества, знакомиться с социальными ролями (Ш. Амонашвили, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Н. Н. Поддъяков и другие). Таким образом, у детей дошкольного возраста формируются эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты толерантности.

Публикации по теме:

Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу.

Воспитание толерантности к людям разных национальностей у детей старшего дошкольного возраста. План мероприятий Уважаемые коллеги, в рамках подготовки информационно - творческого проекта, направленного на воспитание у детей старшего дошкольного возраста.

Консультация для педагогов «Система работы по развитию социальной толерантности детей старшего дошкольного возраста» Консультация для педагогов Тема: «Система работы по развитию социальной толерантности (опыта толерантных отношений и толерантного поведения).

Мастер-класс «Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста с помощью игры» Цель: создание условий для повышения компетентности педагогов по формированию толерантности у детей старшего дошкольного возраста; приобретение.

Отчет по плану самообразования «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становиться сильнее, слишком.

Педагогический проект «Правовое воспитание детей старшего дошкольного возраста» 1. Актуальность темы. Основная идея работы по правовому воспитанию дошкольников – признание ребенка полноценной и полноправной личностью:.

Проект «Воспитание основ толерантности у детей дошкольного возраста с помощью сказок» Проект «Воспитание основ толерантности у детей дошкольного возраста с помощью сказок» «Человек ненавидящий другой народ, не любит и свой.

Воспитание чувства доброты у детей старшего дошкольного возраста ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВА ДОБРОТЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Гейгер Н. А., воспитатель Султанова Е. В., воспитатель МБДОУ детский сад.

Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста на основе приобщения к музыкальной культуре разных народов Я очень рада вас видеть для начала я предлагаю поприветствовать друг друга тема семинара толерантность и здороваться мы с вами будем необычно.

Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментирования Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 4 октября 2018 в 16:00
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Дымова Эльвира Анатольевна (УИ 1673764) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД