Балабанова Вера
ОД по воспитанию толерантности для детей старшего дошкольного возраста «Дружат дети всей Земли»
▼ Скачать + Заказать документы
ОД по воспитанию толерантности для детей старшего дошкольного возраста «Дружат дети всей Земли».
[i]Цель:[/i] [/b]Формирование основ толерантной культуры личности дошкольника.
Задачи:
обучающие:
- формировать у детей познавательный интерес к истории других народов мира, рас, их жилища, их культуры;
- познакомить с понятием «толерантность»;
воспитательные:
Публикация «ОД по воспитанию толерантности для детей старшего дошкольного возраста „Дружат дети всей Земли“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Дружба. Учимся дружить
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Толерантность. Конспекты занятий
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- воспитывать толерантность и уважение по отношению к представителям других национальностей, расы вне зависимости от социального происхождения;
- доброжелательное отношение к традициям обычаям людей другой национальности;
- положительные эмоции в процессе ознакомления детей с культурой народов мира;
- эмоциональный интерес к слушанию стихов, выражать свои эмоции.
развивающие:
- развивать представление о планете Земля и жизни людей на планете, умение находить отличительные особенности людей, живущих в разных странах и частях света;
- развитие коммуникативных способностей как основного признака личности, обладающей толерантным сознанием.
Предварительная работа: разучивание стихотворений; работа с детьми по карте, с глобусом; рассматривание картин, иллюстраций, просмотр фильмов о жизни людей на нашей планете, разучивание народных подвижных игр. Индивидуальная работа :закрепить произношение слов дружба,мир с малоактивными детьми Арсланом, Арсеном С.
Словарная работа :[/b]Дружба (дружить,доброта,согласие (жить в согласии,хоровод.
Создание ППРС : -мультимедийный проектор;
-презентации: «Хоровод народов». -глобус;
- карта;
- аудиозапись песни «Дружба»;
Виды деятельности : «Познавательное развитие, Социально –ком мукативное развитие,Художественно –эстетическое развитие,Речевое развитие, физическое развитие.
Алгоритм образовательной деятельности. 1. Организационный момент. Воспитатель проводит детей в центр зала, образуя круг.
«Солнечный круг».
.- Давайте посмотрим на гостей, и улыбнемся им своей самой доброй улыбкой.
- Возьмёмся за руки и не опуская рук, вытянем их вперед к центру круга, и теперь закроем глаза. Представьте себе, что каждый из вас теплый солнечный лучик. Вы чувствуете рядом с собой такие же теплые лучики. Откройте глаза. У нас накопилось очень много тепла, и мы готовы поделиться им со всем миром. Потому что все мы вместе – большое яркое солнце! Мы связаны крепкой дружбой, и ни какие тучи не смогут нас разъединить!
-Теперь мы можем опустить руки, но сила и дружба останутся с нами. Ребята посмотрите на слайд. № 1,2. Я сегодня смотрела фильм о жизни людей в разных странах, посмотрите на зкран.
Есть одна планета – сад В этом космосе холодном. Только здесь леса шумят, Птиц скликая перелётных. Лишь на ней одной цветут Ландыши в траве зелёной, И стрекозы только тут В речку смотрят удивлённо. Береги свою планету – Ведь другой похожей нету!
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, о какой планете так красиво написал поэт Яков Аким?
Дети: В стихотворении говорится о нашей планете Земля.
Воспитатель: Давайте рассмотрим модель Земли, как она называется?
Дети: Глобус.
Воспитатель: Молодцы! Ребята, расскажите, глядя на глобус, о нашей планете. Что обозначает на глобусе синий цвет (вода). Это моря и океаны. Кто желает показать на глобусе океаны и моря? (показ детьми). А каким цветом обозначена суша? (зелёная и коричневая). Зеленым цветом обозначена растительность на нашей планете, а коричневым – горы и равнины.
Воспитатель: Какой же вывод можно сделать.
Дети: Земли пригодной для жизни на планете очень мало. Надо беречь природу, жить в мире.
Воспитатель: А где ещё можно увидеть изображение нашей планеты?
Дети: На карте.
Воспитатель: Давайте посмотрим на политическую карту. Карта раскрашена разными цветами, так на ней обозначены страны. Как вы думаете, сколько стран на земном шаре? Предположения детей
Воспитатель: На нашей планете 258 стран. У каждой страны есть свой главный город, флаг, гимн, обычаи, свой национальный язык. А как называется главный город страны?
Дети: Столица.
Воспитатель: Назовите столицу нашей Родины.
Дети: Москва.
Воспитатель: Кто сможет показать нашу страну на карте? Как она называется?
Дети: Россия (стихотворение о стране Ильнур Д).
Воспитатель: Подумайте и скажите, что отличает всех людей, живущих на нашей планете?
Дети: Цвет кожи, говорят на разных языках, у них разные обычаи и традиции…
Воспитатель: Все люди разные, а что же нас объединяет, что у нас есть общего?
Дети: Есть руки, ноги, живем на одной планете, в городах, странах, ходим в детский сад, занимаемся одинаковыми делами.
Воспитатель: А, что ещё нас объединяет, мы узнаем с помощью простой игры «Аплодисменты». Я буду называть определенное качество. Те, кто им обладает, встает со своего места, а все остальные им аплодируют. Если встанут все, то аплодировать будем все.
- Встаньте все те, кто умеет читать, - любит кататься на каруселях, - любит смотреть мультфильмы, - любит мороженное, - любит играть, - мечтает полететь в космос, - любит животных, - встаньте те, кто любит танцевать, - встаньте все те, кто умеет дружить.
Воспитатель:
Ребята, скажите, какая страна на всей земле самая лучшая? (ответы детей) Почему вы так думаете? (ответы детей)
Как вы думаете, какая страна лучшая для детей и взрослых, которые живут в Италии, Белоруссии т. д.?
Почему вы так думаете? (ответы детей)
Правильно все люди любят и гордятся своей родиной, своими обычаями, традициями и достижениями.
Воспитатель : - А кто из вас слышал слово «толерантность»?
- А что оно означает, знаете? (выслушать мнение)
В переводе с французского оно означает отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам.
В английском – готовность быть терпимым, снисходительность.
А в русском языке – способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным.
Воспитатель: А сейчас мы послушаем, как вы понимаете это новое слово:
Ребёнок 1.
Толерантность – значит это, Если дружно все живут. И теплом сердец согреты, Садик, быт наш и уют.
Ребёнок 2.
Признание, равенство и уважение, Взаимодействие, дружба, галантность. Вера любая без принуждения, Это и многое есть толерантность.
Ребёнок 3.
Чувствовать, думать, любить, как другие, Сердцем умея понять солидарность, Напрочь отбросить – "Они не такие", Этому учит нас толерантность.
Воспитатель: То есть, быть толерантным – означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает, уважать других, невзирая на различия.
Воспитатель: А стать толерантными нам помогут такие качества: Взаимопонимание, Взаимоуважение, Ответственность, Доброжелательность, Сдержанность, Уступчивость, Терпимость, Доброта.
Воспитатель :Поиграем в хоровод «Мы разные». На огромной на планете Очень разные есть дети : тихие и шумные Есть худые,есть толстушки Молчуны и хохотушки.
Делать добрые дела всегда приятно. Когда вы делаете добрые поступки, помните, что добро вернется к вам!
Добрым быть совсем-совсем не просто,
Не зависит доброта от роста.
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
Попробуйте поздороваться и вы.
-Наша Родина очень большая, красивая и богатая. Россия – огромная страна. Попросим Эмиля рассказать о нашей стране.
Слайд №3. В России много национальностей, но все они – один народ. В России много веков назад сложилась традиция дружбы и тёплого отношения к культуре и традициям соседних народов.
А главное – что одной из важных традиций народов России является многовековая ДРУЖБА. В России много республик. Ребята, скажите, в какой республике мы живем. (в Башкортостане). Она находиться на Урале. Урал (слайд № 4) –Это наши горы. (стих - Рубин) Наша республика большая,в ней много городов, рек. Как называется главный город Башкортостана? (Уфа) .Самая большая и красивая река –Белая. (стих о реке -Азалия). Слайд № 5 Ребята,в нашей республике живут разные народы. (русские,татары,башкиры,мордва. Все они живут в мире и согласии. .Предлагаю вам посмотреть на слайд №6,7. Еще я узнала из фильма что здороваться можно по- разному. Хотите научиться здороваться по – новому?».Один из распространенных жестов приветствия в мире это рукопожатие. Во Франции мужчины снимают головной убор т. е шляпу,наклоняют голову голову вниз и говорят : «Бонжур.» В Англии говорят :Хеллоу. И поднимают над головой собранные руки. На востоке здороваются и говорят «Салям –алейкум и складывают руки перед грудью. Китайцы в знак приветствия кланяются с вытянутыми вдоль тела руками. Хотите потренироваться и поздороваться с ребятами, как вам больше понравилось.
- А это дети нашего детского сада. Они очень дружные и любят играть, танцевать, умеют считать и читать. Они очень дружные. Вы дружные? Чтобы доказать какие вы дружные, давайте выполним задание. В этом конверте лежат карточки с цифрами от 1 до 13. Их нужно разложить в правильной последовательности от 1 до 13. И тогда мы сможем прочитать что-то очень важное.
Дети выполняют задание под музыку. Перевернув цифры получилось ТОЛЕРАНТНОСТЬ-А в этом конверте лежат карточки с цифрами от 1 до 10. Их тоже нужно разложить в правильной последовательности от 1 до 10. И тогда мы сможем прочитать что-то ещё важное.
Дети выполняют задание под музыку. Перевернув цифры получилось МИР И ДРУЖБА – почему это важные слова?
- А вы по–настоящему дружные ребята?
Для вас будет важно, какого цвета кожа или какой разрез глаз у того, кто захочет с вами играть? (слайд №8
- А что важно для дружбы? (доброта, отзывчивость, внимание к другому).Поиграем в игру «Юрта» ?
- Действительно, мы такие разные – взрослые и дети Земли: мы разговариваем на разных языках, живем в разных домах, по–разному одеваемся. Вы пока дети, но станете взрослыми. И от вас будет зависеть мир и счастье на нашей планете, от того, научились ли вы дружить с детства. (слайд №9
Воспитатель: Мы с вами сегодня замечательно провели время. Что больше всего понравилось вам сегодня?
(познакомились с новым словом и понятием – толерантность, познакомились с некоторыми странами и их народами, играли танцевали).
Тогда встанем в круг, кладут друг другу руки на плечи и скажем девиз дружных ребят : Мы же дружные ребята. С ручейка начинается река,ну а дружба начинается с улыбки. Будем смотреть друг другу в глаза и произносить эти прекрасные слова»!
Дети уходят под песню «На большой планете».