Ершова Мария
Развитие музыкальных способностей детей, одаренных детей и детей с ОВЗ через реализацию концепции Карла Орфа
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие музыкальных способностей детей, одаренных детей и детей с ОВЗ через реализацию концепции Карла Орфа
Добрый день уважаемые коллеги!
Сегодня я хочу поделиться с вами опытом своей работы по организации поддержки и развития музыкальных способностей детей, одаренных детей и детей с ОВЗ, через реализацию концепции К. Орфа, и, конечно, рассказать, как мы включили данное направление работы в реализацию проекта по преемственности дошкольного образования и начального общего образования.
Публикация «Развитие музыкальных способностей детей, одаренных детей и детей с ОВЗ через реализацию концепции Карла Орфа» размещена в разделах
- Методика Карла Орфа
- Одаренные дети. Выявление и работа с одаренными детьми
- Работа музыкального руководителя
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» июнь 2023
По концепции Карла Орфа я работаю с 2019 года. И начиналось всё, конечно, с курсов повышения квалификации, где я узнала об уникальной методике, основная идея которой заключается в том, что все дети, вне зависимости от таланта или предрасположенности к музыке, приобщаются к ней и могут раскрывать свой природный музыкальный потенциал.
Методика К. Орфа учитывает индивидуальные особенности ребёнка и позволяет эффектно взаимодействовать с детьми с различными навыками, способностями и потребностями. Методика закладывает огромный потенциал для развития детей в дошкольном возрасте и дальнейшей творческой деятельности в школе. Единая структура занятий помогает детям хорошо ориентироваться в новом материале, творить, создавать образы и радоваться успехам. Отсюда идет проявление талантов детей, они раскрываются через музыкальные игры, через игру на инструментах. Это позволяют нам выявлять одаренных детей, продолжать с ними работу в более индивидуальном направлении, например, подготовка к ежегодному конкурсу «Осенний перезвон».
Сегодня я представляю вашему вниманию занятие, которое провела в формате «Игровая гостиная», где дети одновременно и играют, и обучаются, не замечая этого. Игровое общение делает работу с детьми более результативной, эмоциональной, непредсказуемой, ярко запоминающейся.
Для детей дошкольного возраста игровой подход представляет собой единственно возможную форму участия в художественной деятельности, создаётся атмосфера игрового общения, где каждый ребёнок наравне с взрослым может проявить свою индивидуальность. Главный инструмент ребенка – это он сам: руки, ноги, хлопки, щелчки, движения, а также интонационно выразительная речь. Главное в методике – создать атмосферу радости, объединить музыку, движения и речь, тем самым развивать в ребенке творчество.
Методы работы, применяемые в данном направлении нацелены помочь детям дошкольного возраста в музыкальных играх войти в мир музыки, найти свои собственные формы общения с ней, ощутить и пережить ее эмоционально, как радость и удовольствие; способствовать практическому усвоению музыкальных знаний в игровой практике.
К. Орф разработал детские песенки, пьесы и упражнения, которые легко можно изменять и придумывать новые вместе с детьми. Податливый материал для занятий побуждает детей фантазировать, сочинять и импровизировать. Таким образом, на музыкальных занятиях достигается цель развития творческого начала ребенка.
Конечно, такое общение требует от педагога артистизма, заинтересованности в происходящем, отчего те и другие получают огромное удовольствие от такого союза. Если педагог сам увлечён, то он увлечёт и детей!
Какие же виды музыкально-речевых игр я применяю в своей работе для развития музыкальных способностей детей, это:
- Звучащие жесты,
- Речевые игры,
- Ритмическая разминка,
- Речевая диалогическая игра,
- Игровая песня,
- Двигательно-активная игра,
- Инструментально-исполнительская игра и другие…
В своих занятиях я так же применяю различные жанры русского народного детского фольклора, детский фольклор народов мира, авторскую музыку разных эпох и стилей, современную танцевальную музыку.
Тема нашего сегодняшнего занятия, которое мы представляем в видеоролике «Игровая гостиная «Королевство музыкантов». В процессе общения с детьми вы увидите подборку игровых упражнений, которые помогают детям войти в мир оркестра Карла Орфа, учат слышать ритм, музыку, развивают музыкальный потенциал ребенка. Развивают внимание, помогают развивать мелкую и крупную моторику у детей с ОВЗ. Инструментально-исполнительская игра помогает раскрыться талантам детей, они чувствуют уверенность в своих способностях, учатся исполнять музыку под фонограмму и живое звучание фортепиано, это вы тоже увидите в видеоролике. Такой прием я использую для удержания интереса детей к игре на инструментах, а также для приобщения их к музыке разного исполнения.
Кроме занятия сегодня мы хотим представить наш опыт по развитию музыкальных способностей у детей с ОВЗ во взаимодействии с учителем по физической культуре Шкотовой Л. А.
Мы практикуем совместные занятия, которые включают в себя музыкально-ритмические движения под аккомпанемент фортепиано, игры малой подвижности с ритмизацией музыки и ритмической нотацией. Данные занятия с детьми 4- 5 лет позволяют детям, в том числе детям с ОВЗ входить в мир оркестра К. Орфа через знакомые им предметы. Познакомившись с ритмом, научившись слышать музыку и исполнять её ритмический рисунок дети с большим интересом потом начинают воспроизводить музыку на различных музыкальных инструментах на занятиях по дополнительному образованию «Оркестр Карла Орфа», которые проводятся с детьми начиная с 5-летнего возраста.
Работая с детьми по методике К. Орфа очень отрадно, что данные детям в детском саду знания и навыки не пропадают у них при поступлении в начальную школу, а наоборот развиваются и приумножаются. Наш детский сад реализует единичный проект «Территория успеха» в рамках приоритетного комплексного проекта муниципальной системы образования «Преемственность дошкольного и начального общего образования». Мы сотрудничаем с МБОУ СОШ №5. В соответствии с утвержденным планом сотрудничества по преемственности, в этом учебном году одним из мероприятий был творческий конкурс «Алло, мы ищем таланты!», на котором воспитанники детского сада и ученики начальной школы показали свои различные музыкальные способности, и одним из номеров был оркестр учеников с игрой на музыкальных инструментах. Тут мы уже увидели усложнение в использовании инструментов, сопровождение игры песней. Живое звучание, конечно, нас очень поразило. В данной команде были выпускники и нашего детского сада. Мы очень рады, что наши таланты не пропадают, их замечают и стараются поддержать. Такие конкурсы помогают нашим воспитанникам учиться у старших друзей проявлять себя, не бояться показать свои таланты. Фрагмент выступления детей начальной школы мы также включили в свой видеоролик.
Я, как учитель музыки, занимаюсь музыкальным развитием ради самого ребёнка и убеждена, что каждый ребенок талантлив, просто ему надо дать возможность проявить себя.