Жарикова Галина
Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством обучения игре на детских музыкальных инструментах
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством обучения игре на детских музыкальных инструментах.
Цель: Развивать музыкальные способности ребенка, играя на детских муыкальных инструментах.
Задачи:
Публикация «Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством обучения игре на детских музыкальных инструментах» размещена в разделах
- Игры для детей
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальные инструменты
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
1. Привлечь внимание детей к богатому и разнообразному миру звуков.
2. Исполнять небольшие песенки-распевки с постепенным мелодическим движением
3. Слышать сильную и слабую доли, паузы, обозначать их звучащими жестами или музыкальными инструментами.
4. Развивать чувство ритма.
5. Использовать музыкальные инструменты для озвучивания стихов, сказок.
6. Исполнять небольшие музыкальные произведения с аккомпанементом на музыкальных инструментах.
Одним из популярных видов музыкальной деятельности в детском саду является игра на детских музыкальных инструментах. Когда в руках ребенка начинает что-то звенеть, шуметь, стучать ребенок испытывает огромную радость. Играть любят все, и те, кто у кого хорошо получается, и те, у кого вовсе не получается сыграть правильно.
Игра на детских музыкальных инструментах – это самая доступная форма общения ребенка с музыкой, именно здесь проявляется богатое воображение, стремление к самовыражению, способность перевоплощаться и создавать новый образ. Она стимулирует более быстрое развитие музыкальных способностей и обогащает музыкальные впечатления детей.
Таким образом, используя детские музыкальные инструменты, у детей повышается интерес к музыкальным занятиям, развивается музыкальная память, внимание, развиваются творческие музыкальные способности.
Детские инструменты должны чисто звучать, иметь определенный тембр, быть доступными детям по своему размеру и весу, простыми по конструкции, достаточно прочными.
Обучаясь игре на музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков и их отношений, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения (чище интонируют, качество музыкально-ритмических движений (четче воспроизводят ритм);
Роль ребенка может быть небольшой и очень простой, но качественно необходимой для его саморазвития. Использование музыкальных инструментов в детском инструментальном музицировании, предполагает овладение детьми навыками различной степени сложности – от простейших помахиваний, постукиваний погремушками – до исполнений знакомых мелодий по слуху.
На занятиях стараюсь применять разнообразные методические приемы: показ иллюстрации, игрушек, использование музыкально-дидактических игр, музыкальных лесенок, слушание музыки и т. д
Обновление содержания музыкальных занятий в детском саду провожу по следующим направлениям:
-Введение в музыкальные занятия с учетом возрастных особенностей дошкольников музыкальных игрушек.
-Развитие творческих способностей учащихся через систему творческих игр и заданий.
-Обновление репертуара осуществляется с применением музыкальных инструментов в соответствии с возрастными особенностями дошкольников и увеличением количества инструментов.
Начинающие азы игре на детских музыкальных инструментах дети начинают учить в младшей группе нашего сада.
Знакомить детей с музыкальными инструментами я начинаю с того, что учу детей различать звуки по высоте (высокое и низкое звучание колокольчика, металлофона, баяна, фортепиано, узнавать и различать звуки бубна, погремушки, барабана, дудочки.
Каждую музыкальную игрушку вношу, создавая игровую ситуацию.
Например, зайчик принес в корзине погремушки. Дети с увлечением рассматривают их, щупают, учатся извлекать звук. Затем зайчик проводит с детьми игру “Погремушки” муз. М. Раухвергера. Играется музыкальная пьеса, а дети вместе с воспитателем выполняют движения; под тихую музыку играют погремушкой перед собой, а под громкую поднимают её вверх и встряхивают с большой силой. Эта игра доставляет малышам радость, учит различать тихое и громкое звучание.
Конечно, не у всех получаются ритмичные удары, не все умеют ударять. Часто к детям приходит кукла Маша и включается в игры детей. Дети очень любят играть с Машей. Вот Маша идёт по залу - редкие удары в бубен, а вот она побежала, и дети слышат частое звучание. При этом обращается внимание на разное звучание бубна (музыкально-ритмическое упражнение «Большие ноги шли по дороге…»). Таким образом, дети учатся чувствовать ритм (различать ритм шага и бега,реагировать на смену музыки.
Во второй младшей группе закрепляем знания детей о музыкальных инструментах и игрушках, о которых они узнали в первой младшей группе, продолжаю знакомить с новыми – добавляю музыкальный молоточек и металлофон. Было замечено, что детям этого возраста доставляет удовольствие выполнять различные движения с инструментами. Для развития чувства ритма детям предлагается такое упражнение. Всем детям раздаём по 2 кубика и предлагаем занять место в вагончиках-стульчиках. Поезд набирает ход – дети медленно ударяют в кубики. Темп ускоряется, дети вместе с воспитателем стараются передать ритм быстрее. Поезд останавливается, и вместе с мелодией замолкают и кубики.
Продолжая развивать динамическое восприятие, использую такие игры как “Тихие и громкие ладошки”, “Тихие и громкие звоночки”, где дети сначала звонят колокольчиками то тихо, то громко, в соответствии с изменением силы звука в музыке, а потом, усложняя задания: дети делятся на 2 подгруппы. Девочки – тихие звоночки, а мальчики – громкие, и звенеть они должны только свою музыку, развивается выдержка и внимание. И вот мы уже объединяемся в свой первый шумовой оркестр и весело все в нем играем.
На бубне дети начинают учиться играть в среднем звене детского сада. С этого же возраста с детьми можно заниматься индивидуально.
Бубен издает звуки, различные по характеру, в зависимости от того, как ударяют по его перепонке пальцами, мягкой кистью ладони или одним большим пальцем. Одной из главных задач при обучении игре на бубне является развитие ритмического слуха.
Дети передают ритм на бубне, кубиках, музыкальных молоточках. При этом учимся согласовывать свои движения с движениями товарищей, чтобы не обгонять и не опережать, и не отставать.
В старшей группе на индивидуальных занятиях учу детей играть в ансамбле.
В подготовительной к школе группе требования к игре детей на детских музыкальных инструментах повышаются. Дети играют ансамблем и в оркестре.
Стараюсь с помощью инструментов побудить детей к самостоятельным занятиям музыкой. Ребята учатся играть знакомые попевки, импровизировать несложные ритмы или отдельные интонации, подбирать по слуху знакомые мелодии, петь и подыгрывать себе. На индивидуальных занятиях продолжаю обучение игре на металлофоне, барабане, бубне начатое в процессе музыкальных занятий.
Музыкальные инструменты можно использовать не только в оркестре. Дети с большим удовольствием танцуют кадриль с ложками, девочки-льдинки танцевали с колокольчиками, также исполняли парный танец с бубнами, игра «Веселая дудочка».
Исполнительство на детских музыкальных инструментах - важный вид детской деятельности в процессе музыкально-эстетического воспитания дошкольников наряду с пением, восприятием музыки, музыкально-ритмическими движениями. В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются творческие и музыкальные способности.