Анна Михайлова
Развитие музыкального слуха юного пианиста в процессе обучения игре на фортепиано
▼ Скачать + Заказать документы
Овладение пианистическим искусством ставит перед пианистом множество практических задач, одной из которых является воспитание техники ученика. Без овладения техническими навыками, причём овладения достаточно прочного, основательного, ничего путного нельзя достигнуть: без техники нет и не может быть фортепианной игры. Поэтому, ни для кого не секрет, что обучение техническим навыкам, способам игры прежде всего является обучением музыке. И наряду с этим развитие пианистических навыков, накопление технических средств идёт, при нормальном течении занятий, рука об руку с развитием слуха и музыкального понимания. Во всяком случае, одно никак не должно находиться в отрыве от другого. В идеале ученик должен понимать всё, что он играет, иначе говоря, он должен слышать всё, что написано в нотах, а не воспроизводить механически нотный текст, не играть “вслепую”. Эта истина, к сожалению, на практике иногда забывается, признаётся больше на словах, чем на деле, и именно поэтому стоит об этом себе напомнить. На уроках фортепиано педагог, прежде всего, должен научить ученика слышать музыку. Нельзя ограничиваться только изучением нот и движением пальцев. В своей работе я опираюсь на развитие слуха и понимания музыки. Воспитание слуховых качеств учащегося-пианиста является одной из главных задач в фортепианной педагогике.
Публикация «Развитие музыкального слуха юного пианиста в процессе обучения игре на фортепиано» размещена в разделах
- Игры для детей
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Фортепиано, пианино. Знакомство, обучение детей
- Темочки
Педагог должен развить у ребёнка:
Звуковысотных слух
Мелодический слух.
Полифоническй слух.
Гармонический слух
Тембро-динамический слух.
Внутренний слух.
Существует много методов развития музыкального слуха.
Звуковысотный слух
Многие пианисты сопровождают сдоб игру поддеванием – это означает, что фортепианное исполнительство как процесс создаёт благоприятные условия для музыкально-слухового воспитания и развития. Пение – естественный путь формирования звуковысотного слуха – это общепризнанно.
Методы:
Воспроизведение голосом в начальный период обучения отдельных звуков, сыгранных педагогом. Интонирование голосом небольших гаммообразных последовательностей. Проживание коротких мелодических отрывков (из репертуара у учащегося).
Произвольное дублирование голосом (пение вслух). Очень полезно, чтобы ребёнок сольфеджировал мелодию пьесы, во время игры. Петь тему, одновременно играя её, очень полезный метод развития слуха.
Проживание одного из голосов 2-х, 3-х или 4-х голосной фактуры, с одновременным исполнением остальных, на фортепиано.
Чередование в ходе разучивания фортепианного произведения мелодических фраз, исполняемых вокально, с фразам, исполнимых на инструменте. Метод, который рекомендовал в свое время Нейгауз Г. Г. “Два-три такта играйте, потом пойте, опять играйте, опять пойте”.
Пропевание целиком от начала до конца основных тем, мотивов произведения.
Мелодический слух
Мелодический слух у учащихся фортепианного класса заметно улучшается в ходе исполнения кантиленой музыки различных жанров и стилей. Чтобы гибко, напевно, эмоционально проинтонировать мелодию, музыканту надо обладать чутким отзывчивым слухом.
В распоряжении педагога-пианиста имеется ряд практических приёмов и методов, помогающих укрепить мелодических слух.
Методы:
Проигрывание на инструменте мелодического рисунка пьесы отдельно от партии сопровождения. Это с одной стороны, эффективный метод пианистической работы, с другой – отличный метод развития мелодического слуха.
Воспроизведение мелодии на фоне аккомпанемента (более простого или чтобы играл педагог этот аккомпанемент, а ученик играл мелодию).
Исполнение на фортепиано отдельной партии аккомпанемента (звукового фона) с одновременным просеиванием мелодии голосом вслух, затем то же, но с просеиванием мелодии “про себя” - активным внутреннеслуховым переживанием – осмыслением её.
Максимально детализированная работа над фразировкой музыкального произведения, тщательная звуковая “выделка” и “оттачивание” мелодической фразы. Это укрепляет мелодический слух, оказывает помощь в воспитании у учащегося.
Полифонический слух
Под полифоническим слухом понимается музыкальный слух в его проявлении по отношению к фактуре, образованной как минимум 2-мя голосами. Воспитание полифонического слуха – один из важнейших и наиболее сложных разделов музыкального воспитания.
Фортепианная педагогик накопила значительное количество методических приёмов, способствующих развитию полифонического слуха.
Методы (наиболее эффективные):
Проигрывание поочередно и в отдельности каждого из голосов полифонического произведения. Осмысление их мелодической самостоятельности.
Проигрывание отдельных пар голосов(1 и 3, 2 и 3, 1 и 2 и т. д.). Требование при этом прежнее: выявление индивидуальной мелодико-тематической характерности каждого голоса.
Совместное проигрывание (учитель – ученик) полифонического произведения по голосам, по парам голосов.
Пропевание вслух или про себя одного из голосов полифонического произведения, одновременно игра остальных на фортепиано.
Исполнение вокальным ансамблем (педагога и учащегося) голосов полифонического произведения.
Проигрывание полифонического произведения с концентрацией внимания на каком-либо одном голосе при намеренном затушевании, приглушении остальных голосов (метод рекомендовавшийся Гондельвейзером А. Б., Нейгаузом Г. Г. И рядом других известных пианистов).
Гармонический слух
Гармоническим слухом называют музыкальный слух в его проявлении по отношению к созвучиям комплексам звуков различной высоты в их одновременном сочетании.
Методы, развивающие слух гармонически:
Проигрывание музыкального произведения в замедленном темпе, сопровождающееся напряжённым, интенсивным выслуживанием во все гармонические модификации, чередования – смены звуковых структур.
Разбор тонального плана, его анализ. Прослушивание гармонической основы.
Проигрывание мелодии с гармоническим
Тембро-динамический слух
Фортепиано – инструмент богатейшего тембро-динамического потенциала. Колоссальные возможности динамики, огромный диапазон, педали, позволяющие создавать разнообразные эффекты – всё это даёт основание говорить о тембро-динамической возможности игры на фортепиано (рояле).
А. Г. Рубинштейн говорил: “Вы думаете, что рояль – это один инструмент, а это сто инструментов”.
Ф. Бузони подчёркивал, что рояль “великолепный актёр”: ему дано имитировать голос любого музыкального инструмента, подражать любой звучности.
Музыкальный слух в его проявлении по отношению к тембру и динамике называют тембре-динамическим.
Тембро-динамический слух учащегося, его слуховое воображение зависит во многом от преподавателя.
Методы:
Определить, конкретизировать художественные требования к звуку.
Одним из наиболее эффективных методов является слово педагога. Звуки фортепиано могут быть тёплыми и холодными, мягкими или острыми, светлыми или тёплыми, яркими или матовыми. Всё это надо образно пояснить, дать почувствовать ученику, иначе игра рискует оказаться бедной, бескрасочной.
Детализированное, скрупулёзное выявление тембро-динамических градаций в музыкальном произведении.
Работа с оттенками, погружаться в гармонию звуков, искать тончайшие нюансы в игре.
Учащемуся предлагается мысленно “оркестровать” фортепианную фактуру, представить себе специфическое звучание того или иного оркестрово инструмента.
Итак, тембро-динамический слух, получая импульсы со стороны живописно-образного воображения и фантазии ученика, кристаллизуется и совершенствуется через стремление к воплощению в жизнь определённых художественно-изобразительных замыслов и идей.
Внутренний слух
Внутренний слух – понимание музыки как особой способности к представлению и переживанию её вне опоры на внешнее звучание, способности к мысленному представлению музыкальных тонов.
Методы (основные из них):
Подбор музыки по слуху (практикуемый обычно в начальный период обучения). Подбор как особый вид пианистической деятельности исключительно полезен, поскольку со своей непреложностью требует от ученика ясный и чётких слуховых представлений – здесь всё от слуха.
Исполнение пьесы в замедленном темпе, с установкой на предслышание (разведу слухом) последующего развязывания музыки.
Проигрывание музыкального произведения способом “пунктира” - одну фразу “вслух”, другую “про себя”, сохраняя в то же время ощущение непрерывности. Слитности движения звукового потока.
Беззвучная игра на клавиатуре инструмента, это обостряет внутренний слух у учащегося.
Прослушивание в записи произведения при одновременном прочитывании нотного текста.
Мысленное проигрывание музыкального произведения (исполнение “про себя”). Учиться читать глазами нотный текст.
Заключение
Воспитание и развитие музыкального слуха у учащегося, является основной задачей в фортепианной педагогике, идти от слуха к движению, а не наоборот.
“Научить слышать, воспитать ухо, выработать у ученика интонацию и тембрально тонкий слух”.
Музыкальный слух учащегося фортепианного класса естественным образом, развивается и совершенствуется в условиях соответствующего обучения. Преподаватель-пианист должен найти и применить эффективные методические приёмы и средства, с помощью, которых при необходимости он может энергично воздействовать на этот процесс, в сторону его интенсификации.
Р. Шуман писал: “Развитие слуха – это самое важное”.
МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
Алексеев А. А. Методика обучения игре на фортепиано. М., - 1978г.
Милич Б. Воспитание ученика-пианиста. К., 1982г.
Цыпин Г. М. Обучение игре на фортепиано. М., - 1984г.
Щапов А. П. Фортепианный урок в музыкальной школе и училище. К. ,2011г.
Мильштейн Я. И. Вопросы теории и истории исполнительства. М., - 1983