Ирина Жарких
Развитие музыкального слуха у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольники могут чувствовать эмоциональную выразительность музыки. получать от нее наслаждение, понимать красоту ее звуков. С этой целью необходимо развивать у детей музыкальные способности- слух, музыкальную память, чувство ритма.
Публикация «Развитие музыкального слуха у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
В широком смысле в понятие музыкального слуха входят : звуковысотный, тембровый, динамический, ритмический, ладотональный, гармонический слух, умение определить фразировку и форму музыкального произведения. В узком смысле под музыкальным слухом понимается только звуковысотный слух- способность воспринимать и различать высокие и низкие звуки, мысленно представлять себе мелодию и правильное воспроизведение ее голосом или по слуху на музыкальном инструменте.
Все элементы музыкального слуха связаны между собой. Так, развивая музыкальный слух, мы способствуем развитию ладотонального, гармонического, ритмического слуха; одновременно со звуковысотным слухом совершенствуется и фонематический слух, способность различать звуки разговорной речи.
Музыкальный слух- качество индивидуальное, но его можно и нужно развивать у каждого. У многих детей звуковысотный слух проявляется слабо, требуются специальные упражнения. Уже трехлетних детей мы знакомим со звуками разной высоты. Вначале дети различают резко контрастные звуки: один и тот же звук берется в разных октавах. Во многих песнях про птиц, животных написанных для маленьких детей, есть музыкальное вступление или заключение, характеризующие персонажи, например, в русской народной прибаутке «Петушок» (Ку-ка-ре-ку, «Белые гуси» (Га-га-га, «Кошка» (Мяу), «Бобик» (Гав).
Знакомя детей с новой песней, показывая им игрушку или картинку, мы играем на фортепиано или поем песню так, как она написана автором. На следующих занятиях проигрываем или пропеваем в разных регистрах- более высоком и более низком и предлагаем детям угадать, кто лает большая собака или щенок и т. д. Чтобы временная связь между ощущением звука и его воспроизведением была более осознанной, мы предлагаем детям эти звукоподражания спеть, не требуя точной интонации.
По мере усвоения детьми высоких и низких звуков, мы знакомим их с ладами в музыке. В современной музыке распространены два лада: мажорный и минорный. Занимаясь пением, слушанием музыки, музыкальными играми, мы знакомим детей с произведениями, написанными и в мажорных и в минорных ладах. В упражнениях для развития музыкального слуха пользуемся только мажорным ладом: он легче для пения и более устойчив в интонационном отношении.
Желая сделать упражнения интересными, доступными детям, мы стремимся придать им образность, конкретность, провести их в форме игры. Так, предлагая детям спеть звуки, говорим «Я вам сыграю на дудочке, вы послушайте. Потом я буду слушать, а вы играть на своих дудочках». Ударяем по клавише, другой рукой делаем дудочку и воспроизводим это звук, исполняя его на слог «Ду». Чтобы звучание его было более интересным, исполняем его с ритмическим рисунком, например : «Ду-ду, ду-у-у». Послушав внимательно, дети повторяют этот звук в сопровождении фортепиано, подражая игре на дудочке. Затем предлагаем сыграть то громче, то тише.
Детям легче спеть с голоса взрослого. Постепенно они привыкают правильно воспроизводить звуки не только спетые, но и сыгранные на музыкальном инструменте.
Важна так называемая наглядность- конкретное слуховое восприятие звуковых комбинаций ; другие органы чувств дополняют и усиливают слуховые восприятия. Например, когда дети поют звук, воспитатель может показать движением руки его высоту.
После усвоения предыдущих упражнений мы ставим перед детьми лесенку. Проигрываем низкий звук, показывая нижнюю ступеньку. Дети слушают а затем поют. Также знакомим детей с высокой ступенькой. Когда дети освоят высокие и низкие звуки, можно попросить детей отгадать звуки с закрытыми глазами, а затем показать на лесенке.
Для закрепления высоких и низких звуков пользуемся и другими приемами. Так в гости к детям приходят маленькие игрушки- фигурки животных, птиц. Например, гусь не знает, на какую ступеньку ему взлететь- на низкую или на высокую. Дети помогают гусю, пропевая звук и ставят гуся на ступеньку. Звуки могут идти в разной последовательности.
Можно проводить и другие игры- загадки, без лесенки, например «Угадай, сколько звуков сыграю». Дети угадывают число звуков, пропевают их, отгадывают последовательность высоты звуков.
Иногда упражнения проводятся в виде игры в цирк, где дети дрессировщики. Выбирают ребенка, который выводит из-за лесенки игрушку- животное.
Воспитатель играет звук. Дети говорят «Гоп», фигурка, управляемая ребенком, прыгает на ступеньку. Упражнениям на занятиях отводятся 4-5 минут в младших группах, 6-8 в старших, но проводятся они систематически и с постепенным усложнением.
Необходимо учитывать не только возраст, но также навыки и умения детей. Постепенно у детей развивается звуковысотный музыкальный слух, чистота интонации, слуховое внимание; упражнения помогают развитию слуховых представлений- дети начинают осознанно воспринимать и воспроизводить звуки.
Вместе с тем эти упражнения – хорошая основа для изучения нотной грамоты в школе и при поступлении в специализированные музыкальные школы.