Ольга Годованая
Развитие музыкально-ритмических способностей дошкольников через коммуникативные танцы-игры
▼ Скачать + Заказать документы
Данная методическая разработка предназначена музыкальным руководителям и воспитателям дошкольного учреждения. Базируясь на обязательных программных требованиях, с учётом возрастных особенностей детей, музыкальные занятия, позволяющие наиболее эффективно и целенаправленно осуществить процесс формирования коммуникативных умений и навыков у дошкольников, включают в себя различные виды музыкальной деятельности, одним из которых являются музыкально – ритмические движения.
Публикация «Развитие музыкально-ритмических способностей дошкольников через коммуникативные танцы-игры» размещена в разделах
- Игры для детей
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Хореография для детей, детские танцы, постановки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2019
Развитие музыкально-ритмических способностей дошкольников через коммуникативные танцы-игры.
Годованая О. Ю., музыкальный руководитель МБДОУ детский сад «Академия детства»,
г. Нижний Тагил Свердловской области.
В настоящее время социально – коммуникативное воспитание детей дошкольного возраста приобретает особую актуальность. Это отражается и в требованиях ФГОС дошкольного образования, поскольку именно дошкольный возраст является тем самым периодом, когда формируются индивидуально – психологических и социально – нравственные качества личности ребёнка. И важную роль на данном возрастном этапе играют социальные факторы формирования личности.
Музыкальная деятельность, направленная на эффективное развитие коммуникативных способностей, на любом этапе дошкольного возраста помогает в налаживании доверительных взаимоотношений ребёнка с родителями, педагога с ребёнком, с детским коллективом. Ведь с самого момента своего зарождения, музыкальное искусство служило средством общения, являлось инструментом диалога между индивидом и социумом.
Передавая эмоциональный опыт прошлых поколений, музыка связывает воедино личность и многовековую духовную культуру, выполняя свою функцию – социально – коммуникативную, которая даже в своих ранних фольклорных формах, обеспечивала совместное слушание, синхронное движение, музицирование. Средствами детского фольклора и поведенческих норм, у ребёнка формируются определённые модели поведения, определённые нормы восприятия мира. Так, проводя в фольклорной форме праздники «Золотая осень», «Широкая Масленица», «Ярмарка», «Хлеб – всему голова» и др., ребята, на основе старинных или шуточных обрядов, взаимодействуют между собой: водят хороводы, играют в музыкальные игры, поют фольклорные песни, попевки, частушки и т. д.
Коммуникативные умения, навыки и знания необходимо развивать во всех видах музыкальной деятельности. Музыкальные занятия, являющиеся основными формами организации работы в ДОУ, позволяют наиболее эффективно и целенаправленно осуществлять процесс формирования этих навыков. Учитывая возрастные особенности детей, базируясь на обязательных программных требованиях, они включают в себя все виды музыкальной деятельности, каждая из которых направлена на развитие коммуникативных умений и навыков. Одним из таких видов деятельности являются музыкально – ритмические движения.
Музыкальная игра-это активная деятельность, направленная на выполнение музыкально-ритмических задач. Она влияет на активность процесса развития движений, вызывая у ребёнка бодрое, весёлое настроение, и, одновременно, формирует музыкальные способности. Так, через игру, ребёнок упражняется в движении, постепенно его осваивая; в процессе игры у него развиваются положительные личностные качества.
Не секрет, что дети любят двигаться под музыку, выполняя различные танцевальные движения, творческие задания, задания на построение и перестроение, самостоятельно создавая музыкальные образы. Но спонтанный танец-это, скорее всего, движение, возникающее на уровне подсознания. Гораздо сложнее точно выполнять комплекс движений в определённой последовательности под определённую музыку. А ещё сложнее танцевать группой, когда необходимо не просто выполнять движения, а выполнять их синхронно. При разучивании музыкально-ритмических движений происходит тренировка многих умений ребёнка: нужно запомнить отдельные движения, слушать музыку и ритмично выполнять под неё движения, проявлять свои творческие способности.
Как же музыкально-ритмические движения помогают в социальной коммуникации детей? Они развивают у детей восприятие музыкальных образов, способность выражать их в движении и согласовывать с характером музыки, используя средства музыкальной выразительности. У детей развиваются навыки культуры поведения: у мальчиков-умение пригласить девочку на танец и проводить её, по его окончанию, на место, а девочкам-умение принять приглашение или отказать, но при этом не обидеть партнёра. Можно специально создать проблемные ситуации, из которых дети должны самостоятельно найти выход, применяя коммуникативные навыки. Осваивая различные модели сотрудничества, дети активнее ведут себя на занятиях, у них усиливается интерес к совместному сотрудничеству, желание взаимодействовать и совместно решать поставленные перед ними задачи. Меняется и характер отношения к сверстнику - он воспринимается как равный, как партнёр по совместной деятельности. Дети, обогащая свои музыкально-слуховые навыки, учатся понимать, что движения, мимика, жесты, пантомимика и другие невербальные средства выразительности имеют свой смысл. С их помощью можно выражать отношение и настроение к другому человеку, а можно рассказать даже целую историю, при этом не проронив ни звука.
Развивая коммуникативные навыки у детей через музыкально-ритмические движения средствами музыкальной игры, педагоги эффективно реализуют следующие задачи:
- происходит развитие динамической стороны общения: лёгкость вступления в контакт, готовность к общению со сверстниками, проявление инициативы;
- развивается эмпатия, сочувствие к товарищу, выразительность и эмоциональность невербальных средств общения;
- происходит развитие позитивного самоощущения, что связано с состоянием раскрепощённости, своей значимости в детском коллективе, сформированной положительной самооценки, ощущением собственного эмоционального благополучия;
- уверенности в себе.
Музыкально-ритмические движения играют большую роль в формировании положительных черт характера, эмоционально-волевых качеств личности. Так, ритмические движения заставляют детей переживать выраженное в музыке, что, в свою очередь, оказывает влияние на качество исполнения. Радуясь музыке, ощущая всю красоту своих движений, ребёнок эмоционально обогащается, испытывая подъём и жизнерадостное настроение. Таким образом, музыкально – ритмические движения являются воспитывающим процессом и помогают в развитии многих сторон личности ребёнка: музыкально – эстетической, познавательной, эмоциональной, волевой.
При создании какого- либо танца или игры, дети знакомятся с образами, решают, какой темп в музыке ближе к данному образу, сами придумывают ситуацию. На основе этой сюжетной линии начинает придумываться игра или танец, ставятся свои движения и позы. Затем подбирается музыка, которая больше всего подходит под этот образ.
Такой вид действий помогает детям взаимодействовать всем вместе, одновременно предлагая свои идеи, отстаивая в определённых ситуациях свою мысль. Действуя коллективно, дети учатся уважать друг друга, не подводить своего товарища, учатся беречь и ценить окружающий их мир. Эти ситуации помогают объединить детей вокруг общих задач, учат их умению договариваться, помогать друг другу, активно взаимодействовать в привлекательных для них видах детской музыкальной деятельности.
Таким образом, музыкально – ритмическая деятельность для дошкольников-это способ общения с миром, выражение своего «Я» через танец, игру, музыку, театр. А основная задача нас, педагогов, продолжать знакомить детей с окружающим миром через искусство, не дать ребёнку замкнуться в себе, погрузившись в немой мир гаджетов, дать максимально почувствовать ему красоту этого разноцветного, радостного мира, научиться дружить друг с другом. Если в дошкольном учреждении и семье создан благоприятный социум на данном этапе, то у ребёнка вовремя формируются социально –коммуникативные навыки, соответствующие данному дошкольному возрасту, и уже к 5-6 - ти годам ребёнок может свободно общаться с окружающими, соблюдая нормы и правила, принятые в данном обществе.