Лучший педагог года

Развитие монологической речи детей. Методика работы над пересказом по опорным картинкам

Светлана Воробьева
Развитие монологической речи детей. Методика работы над пересказом по опорным картинкам
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие монологической речи детей. Методика работы над пересказом по опорным картинкам.

Среди многих умений и навыков, которые необходимо сформировать у детей дошкольного возраста, особого внимания заслуживают умения и навыки связной речи. Они имеют определяющее значение, так как от степени их сформированности зависит дальнейшее развитие ребенка и приобретение им учебных знаний в школе. Это объясняется тем, что речь является способом формирования и формулирования мысли, средством общения и воздействия на окружающих.

Публикация «Развитие монологической речи детей, Методика работы над пересказом по опорным картинкам» размещена в разделах

Ребенок испытывает наибольшие трудности при освоении монологической речи. Монологическая речь более сложна, чем диалогическая.

Основные требования к монологической речи :

• Большая развернутость, поскольку необходимо ввести слушателей в обстоятельства событий, достичь понимания ими рассказа.

Монолог требует лучшей памяти,

• Более напряженное внимание к содержанию и форме речи,

Монологическая речь опирается на мышление, логически более последовательное, чем в процессе диалога.

• Более сложное лингвистическое оформление. Для того, чтобы она была понятна слушателям, в ней должны использоваться полные распространенные предложения, более точный словарь.

Пересказ является одной из форм монологической речи, наиболее доступная детям дошкольного возраста.

Пересказ — связное выразительное воспроизведение прослушанного художественного произведения. Ребенок излагает готовое содержание и пользуется готовой речевой формой автора (словарь, синтаксические конструкции, композиция, выразительность).

Цель пересказа : сформировать у детей умение пересказывать тексты, соблюдая последовательность событий, создавать внутренний речевой план высказывания, связный речевой замысел.

Обучая детей пересказу необходимо помнить, что это не передача текста наизусть, не механическое заучивание, в нем обязательно должны присутствовать элементы творчества. Важно, чтобы ребенок осмыслили текст, передавал его свободно, но с сохранением основной лексики автора.

В детском саду чаще всего практикуется подробный или близкий к тексту пересказ и мало используются такие виды пересказа, как пересказ с изменением лица рассказчика (не от 3, а от 1 лица, пересказ по аналогии (с заменой героя, места и времени действия, пересказ фрагментов, инсценированный пересказ.

Помочь детям освоить пересказ поможет методика пересказа по опорным картинкам, предлагаемым Г. Е. Сычевой в дидактическом пособии «Опорные картинки для пересказа текстов». К имеющимся картинкам автор пособия рекомендует добавить карточку с изображением! знака, для выражения отношения к происходящему, оценки событий.

При пересказе текста рекомендуется работать по следующей схеме :

1. Читать текст, поочередно прикрепляя соответствующие картинки в ряд, одну под другой.

2. Поочередно показывая на каждую картинку предложить детям припомнить, о чем говорилось в каждом предложении.

3. Пересказ текста детьми по цепочке.

4. По окончании перевернуть картинки тыльной стороной через одну и предложить детям воспроизвести рассказ. Если ребенок затрудняется, он может перевернуть картинку и восстановить содержание предложения. После успешного пересказа переворачиваются все картинки.

5. Если в тексте встречаются однородные члены, то в один ряд выставляются две картинки.

6. Если осталось время в конце занятия, или на другой день, картинки выставляются в свободном порядке. Детям предлагается расположить картинки в нужной последовательности. Если дети затрудняются, текст читается снова.

Варианты работы с текстом для пересказа.

1. Исходный вариант.

Вот и пришло долгожданное лето. Маша поехала к бабушке в деревню. У бабушки большой красивый дом. Под окнами – клумба с цветами. По двору бродят пестрые куры. За ними приглядывает важный петух. Протяжно мычит корова Зорька. Зевает и жмурится на крыльце маленький серый котенок. Маше нравится отдыхать у бабушки

Вариант пересказа от 1 лица.

Вот и пришло долгожданное лето. Я поехала к бабушке в деревню. У бабушки большой красивый дом. Под окнами – клумба с цветами. По двору бродят пестрые куры. За ними приглядывает важный петух. Протяжно мычит корова Зорька. Зевает и жмурится на крыльце маленький серый котенок. Мне нравится отдыхать у бабушки.

Вариант пересказа с заменой героя.

Вот и пришло долгожданное лето. Дима поехал к бабушке в деревню. У бабушки большой красивый дом. Под окнами – клумба с цветами. По двору бродят пестрые куры. За ними приглядывает важный петух. Протяжно мычит корова Зорька. Зевает и жмурится на крыльце маленький серый котенок. Диме нравится отдыхать у бабушки

2. Исходный вариант.

В лес пришла золотая осень. На лесных полянах краснеют гроздья рябины. Прячутся в желтеющей траве и под опавшими листьями подосиновики и сыроежки. На вырубках раскинулись красно-зеленые ковры брусники. Птицы собираются в стаи и готовятся к отлету на юг. Хлопотливые белки заготавливают припасы на зиму. В глухих чащобах готовят себе берлоги медведи. Меняют шубки зайцы-беляки. Скоро начнутся холодные осенние дожди. У поздней осени свои краски.

Вариант пересказа со сменой времени года.

В лес пришла холодная зима. На лесных полянах еще краснеют гроздья рябины.

Все кругом покрыто снегом. На вырубках раскинулись белые снежные покрывала. Птицы давно уже собирались в стаи и улетели на юг. Хлопотливые белки заготовили припасы на зиму, и весело прыгают с ветки на ветку. В глухих чащобах спят в берлогах медведи. Поменяли шубки зайцы-беляки. Скоро начнутся холодные зимние метели. У зимы свои краски.

Публикации по теме:

Развитие связной монологической речи детей во второй младшей группе посредством русских народных сказок «Развитие связной монологической речи детей второй младшей группы посредством русских народных сказок.» Долганова Елена Евгеньевна. МБДОУ.

Конспект НОД по обучению детей подготовительной группы пересказу рассказа Г. Скребицкого «Март» по опорным картинкам Тема: «Пересказ рассказа март по опорным картинкам». Задачи: Развивающие: продолжать учить детей пересказывать текст с наглядной опорой.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Описание игрушки с пересказом знакомой сказки» Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Описание игрушки с пересказом знакомой сказки» Программное содержание: Связная речь: Продолжать.

Конспект образовательной деятельности по области «Коммуникация» тема: «Составление рассказа по опорным картинкам» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка детский сад №135 города Тюмени Воспитатель Фурманова.

Конспект занятия по развитию речи «Карелия-мой край родной». Составление описательного рассказа по опорным картинкам Коррекционно – образовательные цели: Закрепить и систематизировать полученные знания о родном крае, Карелии..

Мнемотехника в развитии связной монологической речи у детей с ОНР Мнемотехника в развитии связной монологической речи у детей с ОНР Демкина Татьяна Александровна Ермакова Жанна Васильевна МБУ д/с № 16.

Особенности связной монологической речи и ее формирования у детей с общим недоразвитием речи (Консультация) Особенности связной монологической речи и ее формирования у детей с общим недоразвитием речи. В логопедии под ОНР (у детей с нормальным.

Развитие монологической речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности План работы по самообразованию воспитателя МОАУГ №8 «Калинина 3» старшей группы на 2016-2017 уч. год. Нестругиной Елены Анатольевны Тема:.

Психологическое сопровождение коррекционно-логопедической работы. Придумывание былины по опорным картинкам Цель: Придумывание былины с опорой на предметные картинки и схему; Снятие мышечных и эмоциональных зажимов у детей. Задачи: -обогащение.

Влияние метода наглядного моделирования на развитие монологической речи детей дошкольного возраста. В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения – устной речью. Красивая, правильная речь.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие монологической речи детей. Методика работы над пересказом по опорным картинкам
Опубликовано: 11 декабря 2016 в 17:45
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие монологической речи детей. Методика работы над пересказом по опорным картинкам» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Воробьева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД