Светлана Воробьева
Развитие монологической речи детей. Методика работы над пересказом по опорным картинкам
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие монологической речи детей. Методика работы над пересказом по опорным картинкам.
Среди многих умений и навыков, которые необходимо сформировать у детей дошкольного возраста, особого внимания заслуживают умения и навыки связной речи. Они имеют определяющее значение, так как от степени их сформированности зависит дальнейшее развитие ребенка и приобретение им учебных знаний в школе. Это объясняется тем, что речь является способом формирования и формулирования мысли, средством общения и воздействия на окружающих.
Публикация «Развитие монологической речи детей, Методика работы над пересказом по опорным картинкам» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Ребенок испытывает наибольшие трудности при освоении монологической речи. Монологическая речь более сложна, чем диалогическая.
Основные требования к монологической речи :
• Большая развернутость, поскольку необходимо ввести слушателей в обстоятельства событий, достичь понимания ими рассказа.
• Монолог требует лучшей памяти,
• Более напряженное внимание к содержанию и форме речи,
• Монологическая речь опирается на мышление, логически более последовательное, чем в процессе диалога.
• Более сложное лингвистическое оформление. Для того, чтобы она была понятна слушателям, в ней должны использоваться полные распространенные предложения, более точный словарь.
Пересказ является одной из форм монологической речи, наиболее доступная детям дошкольного возраста.
Пересказ — связное выразительное воспроизведение прослушанного художественного произведения. Ребенок излагает готовое содержание и пользуется готовой речевой формой автора (словарь, синтаксические конструкции, композиция, выразительность).
Цель пересказа : сформировать у детей умение пересказывать тексты, соблюдая последовательность событий, создавать внутренний речевой план высказывания, связный речевой замысел.
Обучая детей пересказу необходимо помнить, что это не передача текста наизусть, не механическое заучивание, в нем обязательно должны присутствовать элементы творчества. Важно, чтобы ребенок осмыслили текст, передавал его свободно, но с сохранением основной лексики автора.
В детском саду чаще всего практикуется подробный или близкий к тексту пересказ и мало используются такие виды пересказа, как пересказ с изменением лица рассказчика (не от 3, а от 1 лица, пересказ по аналогии (с заменой героя, места и времени действия, пересказ фрагментов, инсценированный пересказ.
Помочь детям освоить пересказ поможет методика пересказа по опорным картинкам, предлагаемым Г. Е. Сычевой в дидактическом пособии «Опорные картинки для пересказа текстов». К имеющимся картинкам автор пособия рекомендует добавить карточку с изображением! знака, для выражения отношения к происходящему, оценки событий.
При пересказе текста рекомендуется работать по следующей схеме :
1. Читать текст, поочередно прикрепляя соответствующие картинки в ряд, одну под другой.
2. Поочередно показывая на каждую картинку предложить детям припомнить, о чем говорилось в каждом предложении.
3. Пересказ текста детьми по цепочке.
4. По окончании перевернуть картинки тыльной стороной через одну и предложить детям воспроизвести рассказ. Если ребенок затрудняется, он может перевернуть картинку и восстановить содержание предложения. После успешного пересказа переворачиваются все картинки.
5. Если в тексте встречаются однородные члены, то в один ряд выставляются две картинки.
6. Если осталось время в конце занятия, или на другой день, картинки выставляются в свободном порядке. Детям предлагается расположить картинки в нужной последовательности. Если дети затрудняются, текст читается снова.
Варианты работы с текстом для пересказа.
1. Исходный вариант.
Вот и пришло долгожданное лето. Маша поехала к бабушке в деревню. У бабушки большой красивый дом. Под окнами – клумба с цветами. По двору бродят пестрые куры. За ними приглядывает важный петух. Протяжно мычит корова Зорька. Зевает и жмурится на крыльце маленький серый котенок. Маше нравится отдыхать у бабушки
Вариант пересказа от 1 лица.
Вот и пришло долгожданное лето. Я поехала к бабушке в деревню. У бабушки большой красивый дом. Под окнами – клумба с цветами. По двору бродят пестрые куры. За ними приглядывает важный петух. Протяжно мычит корова Зорька. Зевает и жмурится на крыльце маленький серый котенок. Мне нравится отдыхать у бабушки.
Вариант пересказа с заменой героя.
Вот и пришло долгожданное лето. Дима поехал к бабушке в деревню. У бабушки большой красивый дом. Под окнами – клумба с цветами. По двору бродят пестрые куры. За ними приглядывает важный петух. Протяжно мычит корова Зорька. Зевает и жмурится на крыльце маленький серый котенок. Диме нравится отдыхать у бабушки
2. Исходный вариант.
В лес пришла золотая осень. На лесных полянах краснеют гроздья рябины. Прячутся в желтеющей траве и под опавшими листьями подосиновики и сыроежки. На вырубках раскинулись красно-зеленые ковры брусники. Птицы собираются в стаи и готовятся к отлету на юг. Хлопотливые белки заготавливают припасы на зиму. В глухих чащобах готовят себе берлоги медведи. Меняют шубки зайцы-беляки. Скоро начнутся холодные осенние дожди. У поздней осени свои краски.
Вариант пересказа со сменой времени года.
В лес пришла холодная зима. На лесных полянах еще краснеют гроздья рябины.
Все кругом покрыто снегом. На вырубках раскинулись белые снежные покрывала. Птицы давно уже собирались в стаи и улетели на юг. Хлопотливые белки заготовили припасы на зиму, и весело прыгают с ветки на ветку. В глухих чащобах спят в берлогах медведи. Поменяли шубки зайцы-беляки. Скоро начнутся холодные зимние метели. У зимы свои краски.