Гульназ Султанова
Развитие межполушарных связей у детей
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие межполушарных связей у детей
«Движение может заменить
лекарство, но ни одно лекарство
не заменит движения».
Ж. Тассо.
Не всё мышление и учение сосредоточено лишь в голове. Напротив, наше тело играет объединяющую роль во всех интеллектуальных процессах, начиная с раннего детства и до глубокой старости. Важнейшая роль тела в процессе учения уже отчётливо доказана многими научными исследованиями. Чем подробнее учёные рассматривают сложные связи, существующие между мозгом и телом, тем отчё тливее выявляется главное: движение необходимо для учения. Движение пробуждает и активизирует многие умственные способности.
Публикация «Развитие межполушарных связей у детей» размещена в разделах
Учение требует овладения навыками, а навыки любого вида связаны с освоением движения мышц. Все наши умения – это часть работы мышц, играющих важнейшую роль в развитии навыков человека. Последние исследования доказывают: движение приносит непосредственную пользу нервной системе. Мышечная активность, особенно координированные движения, стимулируют продукцию нейротропинов, природных веществ, отвечающих за рост нервных клеток и увеличивающих число нервных связей в мозге.
Существует так называемая Гимнастика Мозга, упражнения которой активизируют полноценную деятельность ума и тела, помогают управлять своей эмоциональной, физической и умственной жизнью. Эти интегрирующие упражнения пробуждают систему “интеллект-тело” и приводят её в готовность к обучению.
Программа “Гимнастика Мозга” была разработана в 1970-х годах американским доктором Полом Деннисоном в Центре группового учения для неуспевающих “Долина” в Калифорнии, где он в течение 20 лет помогал детям и взрослым. Деннисон разработал систему быстрых, простых, специфичных движений, приносящих пользу каждому обучающемуся независимо от его проблемы. Особенно эффективна оказалась она в отношении детей, диагностированных как “неспособных к обучению”.
В 1987 г. результаты ГМ (гимнастики мозга) были оценены экспериментально. В этом эксперименте принимали участие 19 учеников специальной школы. Каждый ученик делал упражнения ГМ по 10-15 минут ежедневно. Показатели прогресса учеников за 1 год таковы, что их успеваемость повысилась на 50%. Значительно повысилась способность учащихся концентрироваться на выполняемом задании.
В 1987 году в Америке была основана Организация Образовательной Кинезиологии. (Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение). С этого времени Гимнастика Мозга начала распространяться по всему миру и принесла замечательные результаты в развитии учеников как общих, так и специальных учебных заведений.
В России ГМ впервые появилась в 1988 г. Сейчас её используют в своей работе в учреждениях психологической помощи в 15 крупных городах страны (Москва, Санкт-Петербург, Томск, Уфа, Орехово-Зуево и др.). Все педагоги, использующие кинезиологическую практику, отмечают необыкновенные успехи у людей всех возрастов.
Огромная польза и привлекательность ГМ состоит в её простоте и практичности. Человек может выполнять эти упражнения в любое время и в любом месте, для повышения эффективности того, что он в данный момент делает. Главная идея, которую пропагандируют кинезиологи, такова – развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот.
Учитывая функциональную специализацию полушарий мозга (правое – гуманитарное, образное; левое – математическое, знаковое, а также роль совместной деятельности в осуществлении высших психических функций, можно полагать, что, нарушение межполушарной передачи информации искажает познавательную деятельность учащихся.
В настоящее время растёт число детей с минимальными мозговыми дисфункциями (30% от общего числа, которые проявляются нарушением речи, мышления, изменениями качеств психики. Доказано, что определённую роль в их возникновении играют нарушения функциональной асимметрии коры больших п/ш головного мозга и межполушарного взаимодействия.
И. П. Павлов высказывал мысль о том, что развитие функций обеих рук и связанное с этим формирование речевых «центров» в обоих полушариях дает человеку преимущество в интеллектуальном развитии, поскольку речь теснейшим образом связана с мышлением. По-видимому, в играх следует равным образом развивать тонкие движения пальцев обеих рук.
Движения пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие, т. к. с анатомической точки зрения около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция руки. Под влиянием кинестетических импульсов от руки, а точнее от пальцев, включается механизм «единства мысли и движения». При регулярном выполнении специальных движений образуется большое количество нервных волокон, связывающих полушария головного мозга в единую систему.
Актуальность
Межполушарное взаимодействие необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое. Отсутствие слаженности в работе полушарий мозга — частая причина трудностей в обучении детей дошкольного возраста, так как при наличии несформированности межполушарного взаимодействия не происходит полноценного обмена информацией между правым и левым полушариями, каждое из которых постигает внешний мир по-своему.
Движение пальцев рук исторически оказались тесно связанными с речевой функцией. Случайность ли, что тренировка пальцев рук влияет на созревание речевой функции? Было обнаружено, что, когда ребенок производит ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных и височных отделов мозга. Если ребенок производит ритмические движения (разгибание и сгибание) пальцами правой руки, то в левом полушарии мозга у него возникает усиление согласованных электрических колебаний именно в лобной и височной зонах. Движение пальцев левой руки вызывало такую же активизацию и в правом полушарии.
Цели и задачи
Развитие межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста и коррекционное сопровождение с задержкой психического и речевого развития.
• Улучшат мыслительную деятельность ребенка,
• синхронизируют работу полушарий,
• способствуют улучшению запоминания,
• повышают устойчивость внимания,
• облегчают процесс овладения навыками письма.
развивать зрительно-моторную координированность, согласованность, точность, плавность движений обеих рук, а также активизировать развитие речи и психомоторных процессов
Обогащение среды
В комплексы кинезиологических упражнений включены:
растяжки;
дыхательные упражнения;
глазодвигательные упражнения;
телесные упражнения;
упражнения для развития мелкой моторики;
массаж;
нейроигры;
кинезиологические сказки, упражнения и скороговорки
упражнения на релаксацию.
Регулярное выполнение комплексов кинезиологической гимнастики способствует активизации межполушарного взаимодействия, синхронизации работы полушарий. Оказывает положительное влияние на коррекцию обучения, развитие интеллекта и улучшает состояние физического здоровья и социальной адаптации детей, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю, а в свою очередь и способствует коррекции недостатков речевого развития дошкольников с общим недоразвитием речи.
6. Перспективное планирование
№ занятия Наименование упражнения Цель Содержание
1
январь «Давай, знакомиться!» Установление контакта с ребенком, объяснение правил игр с лабиринтами, формирование мотивации достижения успеха 1. Знакомство друг с другом. Милая бесе6да об интересах и увлечениях.
2. Пальчиком ведущей руки проходим лабиринт. Стараемся непрерывно его пройти от начало до конца. Затем в противоположном направлении.
3. 3. Рефлексия. Понравилось ли тебе прове6денноре время? Понравился ли тебе лабиринт? Будем узнавать и играть с ним дальше?
2
февраль «Ура! Я смог» Включение полушарий головного мозга,ю синхронизация работы глаз и рук, развитие мелкой моторики 1. Простой лабиринт: ребенок проходит лабиринт только правой, затем только левой рукой, а затем проходит весь лабиринт двумя руками одновременно сначала по часовой стрелке, затем против нее. 5 минут.
2. «Кинезиологическое упражнение «Волшебная стена». Найди цветок с тремя лепестками, а теперь с пятью лепестками, найди цветок с восемью лепестками. Сосчитай всех маленьких бабочек. Сколько их? А теперь больших бабочек. Сколько их? 5 минут.
3. Простой лабиринт – 5 минут
4. Рефлексия. Что ты делал? Что тебе запомнилось? Что понравилось? Что могло быть успешным? 5 минут
3
март «Просто и легко» Развитие памяти, внимания 1. Простой лабиринт – 5 минут.
2. «Кинезиологическое упражнение «Волшебная стена». Найди всех бабочек белого цвета. Сколько их? Теперь сосчитай, сколько бабочек сиреневого цвета. Сколько розовых бабочек? А теперь найди только больших бабочек красного цвета. Сколько их? 5 минут
3. Пальчиком ведущей руки проходим лабиринт. Стараемся непрерывно его пройти от начала до конца, затем в противоположном направлении. 5 минут.
4. Рефлексия. Что ты делал? Что тебе запомнилось? Что понравилось? Что могло быть успешным? 5 минут
4
апрель «Веселый лабиринт» Синхронизация работы полушарий, развитие речи 1. Без использования бегунка – 5 минут.
2. Кинезиологическое упражнение – игра с резинкой «Перстенек».
На пальце – перстенек,
Он блестит как огонек,
Крутился, искрился,
С пальчика свалился.
Надеваем резинку на большой палец и снимаем, на указательный, на средний, на безымянный, на мизинец. 5 минут.
3. Паралле6льная иг7ра: пока пальчик ведущей руки проходит лабиринт, ладошка второй руки стучит по столу. 5 минут.
4. Рефлексия. Что ты делал? Что тебе запомнилось? Что понравилось? Что могло быть успешным? 5 минут
5
май «Запутай - распутай»
Развитие усидчивости, улучшение мыслительной деятельности 1. Параллельная игра – 5 минут.
2. Кинезиологическое упражнение «Ухо - нос». Левой рукой взяться за кончик носа. А правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук с точностью до наоборот. 5 минут.
3. Усложняем игру: одновременно пальчиками обеих рук проходим лабиринт от начала до конца, затем – в обратном направлении. 5 минут.
4. Рефлексия. Что ты делал? Что тебе запомнилось? Что понравилось? Что могло быть успешным? 5 минут
6
июнь «Стоп, машина!»
Развитие мозолистого тела мозга, повышение концентрации внимания 1. Усложняем игру – 5 минут.
2. Кинезиологическое упражнение «кулак – ладонь - ребро». Выполняется тремя положениями рук на плоскости стола, последовате6льно сменяющими друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполните сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе (8-10 раз). 5 минут.
3. С закрытыми глазами пройди два разных лабиринта (первый лабиринт – круг, второй - квадрат) одновременно двумя руками. 5 минут.
4. Рефлексия. Что ты делал? Что тебе запомнилось? Что понравилось? Что могло быть успешным? 5 минут
Работа, проводимая мною в детском саду, строилась поэтапно:
1-й этап - подготовительный.
Изучила литературы по проблеме межполушарного взаимодействия для развития ребенка, подбор игр и упражнений в соответствии с возрастом детей, практическая отработка приемов и упражнений, пополнение и оснащение информационными и дидактическими материалами, изготовление пособий;
Наблюдала за детьми в естественных условиях пребывания, т. е. в группе, на занятиях, в свободной деятельности, игре.
Разработала перспективный план по применению кинезиологических упражнений и провожу занятия с использованием этих упражнений, создала картотеку кинезиологических упражнений
2-й этап - диагностический.
Методы диагностики показателей межполушарного взаимодействия. Провела диагностику для выявления уровня развития мышления, тонкой моторики, пространственных представлений, элементарных математических представлений, памяти.
3-й этап - апробация методов, приемов и пособий для развития межполушарного взаимодействия, т. е. определила направлений коррекционно-развивающей работы с детьми;
4-й этап - анализ проведенной работы за определенный период, методическая, диагностическая и практическая работа, составила рекомендаций для родителей и педагогов для применения в различной деятельности приемов по формированию межполушарного взаимодействия у детей.
Условия успешного выполнения кинезиологических упражнений
1. Основным условием является точное выполнение движений и приёмов, педагог обязан сначала сам освоить все упражнения, а затем уже обучать детей.
2. Работа проводится как левой и правой рук поочерёдно, так и согласованная работа обеих рук одновременно.
3. Занятия должны проводиться в спокойной, доброжелательной обстановке. Занятия, проходящие в ситуации стресса, не имеют интегрированного воздействия.
4. Если упражнения используются во время проведения развивающих занятий, то необходимо учитывать следующее: выполнение стандартных учебных действий может прерываться кинезиологическим комплексом, тогда как творческую деятельность прерывать нецелесообразно; когда предстоит интенсивная умственная нагрузка, требующая раскрытия интеллектуального потенциала и элементов творчества, рекомендуется применять комплекс перед началом работы.
5. Продолжительность занятий зависит от возраста и может составлять от 5-10 до 20-35 минут в день.
6. Заниматься необходимо ежедневно.
Методы и приемы организации деятельности детей :
• Игры и упражнения на развитие тонкой моторики кистей рук, координации движений, пространственной ориентации.
• Игры и упражнения на развитие различных видов восприятия, внимания, памяти.
• Игры и упражнения, формирующие мыслительные операции.
• Кинезиологические упражнения.
• Зеркальное рисование.
Оценивая результаты проделанной работы, можно отметить, что дети, с которыми систематически проводились занятия, для развития межполушарного взаимодействия систематически в разных видах деятельности, показали наиболее яркие достижения в развитии интеллектуальных способностей. Предлагаемые игры и упражнения подтвердили свою эффективность на практике.
Движения детей уже носят произвольный и направляющий характер. Они самостоятельно различают виды движений, умеют выделять их отдельные элементы. У многих проявляется интерес к результатам выполнения задания. Активизируется познавательная активность, стремление действовать. Дети проявляют инициативу в выборе упражнений, игр, пособий, а также повышенную эмоциональность в процессе занятий.
В результате работы выработалась система отслеживания динамики развития интеллекта детей, что позволяет родителям и педагогическому коллективу нашего детсада обеспечить условия для полноценного развития личности ребенка и сохранения его интеллектуального здоровья.
Применение приемов улучшения межполушарного взаимодействия в системе занятий оказало положительное влияние на уровень развития интеллекта у детей. Дети, применяющие эти упражнения, стали смышленее и любознательнее.
По мнению родителей, развитие межполушарного взаимодействия - это не просто реальный способ помочь ребенку лучше учиться в будущем, но и путь развития его личности, раскрытия ее возможностей в различных сферах человеческой деятельности.
Для более эффективного результата благоприятным может стать продуктивное взаимодействие специалистов: музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, воспитателей, которые в течение дня на своих занятиях и в свободной деятельности могут использовать предложенные методы и приемы.