Татьяна Матвеева
Развитие мелкой моторики у дошкольников как средство подготовки руки к письму
▼ Скачать + Заказать документы
Тема по самообразованию воспитателя Матвеевой Т. В.
«Развитие мелкой моторики у дошкольников как средство подготовки руки к письму»
Цель: Создать условия для развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей в различных видах деятельности.
Задачи:
1. Улучшить координацию и точность движений рук и глаз, гибкость рук, ритмичность.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Мелкая моторика
- Подготовка руки к письму. Консультации для педагогов
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Темочки
2. Содействовать совершенствованию речи и расширения словарного запаса посредством пальчиковых игр и гимнастики
3. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность.
4. Способствовать формированию благоприятной обстановки в общении со
сверстниками и взрослыми.
5. Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.
6. Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей дошкольного возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов.
Формы работы:
-совместная деятельность воспитателя с детьми;
-индивидуальная работа с детьми;
-свободная самостоятельная деятельность самих детей.
Методы и приемы работы:
- Пальчиковая гимнастика, физкультминутки со стихами, со скороговорками;
- Пальчиковый театр;
- Лепка из пластилина и соленого теста с использованием природного материала (семена, крупы, шишки и т. д.)
- Конструирование из бумаги в технике оригами,
- Работа с конструкторами разных видов;
- Различные виды аппликаций;
- Рисование по точкам, цифрам, триховка;
- Дидактические игры;
- Игры с сенсорными коробками разной тематики;
- Игры с мелкими предметами;
- Пазлы, мозаика.
Изучение научно-методической литературы:
Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – АСТ, 2011. – 64с.
Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М. : «Карапуз», 2007. – 18 с.
Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М. : ТЦ Сфера, 2006. – 64 с.
Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006. – 18 с.
Ивлев С. В. Занимательные задачки. – М. : Мой мир, 2008. – 256 с.
Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007. – 96 с.
Никитина А. В. 29 лексических тем. Пальчиковые игры, упражнения на координацию слова с движением, загадки для детей(4 лет) – СПб. : КАРО, 2008. – 96 с.
Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 211 с.
Рымчук Н. Пальчиковые игры и развитие мелкой моторики. Оригинальные пальчиковые игры. Раннее развитие малыша. Ростов-на-Дону: Владис: М. : РИПОЛ классик, 2008. – 320 с.
Тимофеева Е. Ю. Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007. – 32 с.
Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М. : «Эксмо», 2006. – 25 с.
http://nsportal.ru социальная сеть работников образования.
http://www.maam.ru/ Международный образовательный портал.
http://www.razvitierebenka.com/сайт «Развитие ребёнка»
http://dohcolonoc.ru/ Сайт для воспитателей детских садов.
http://detsad-kitty.ru/ Сайт для детей и взрослых.
http://www.moi-detsad.ru/ Всё для детского сада.
http://ped-kopilka.ru/ Международный образовательный сайт "Учебно-методический кабинет".
Внедрение в практику
Актуальность
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как
развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях.
Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш,
не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно
собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными
палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки
и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.
Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются
обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных
действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное
благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень
развития формирует школьные трудности.
И, конечно в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
План работы по самообразованию:
1. Изучить литературу по данной теме.
2. Включить пальчиковые игры в конспекты разных видов занятий, в утреннюю гимнастику, физминутки, в свободную деятельность детей.
3. Составить картотеку игр для развития мелкой моторики рук.
4. Предложить консультацию для родителей «Развитие мелкой моторики рук
у детей дошкольного возраста»
5. Выставка для родителей дидактических игр и пособий по развитию мелкой
моторики рук детей.
6. Оформить развивающую среду, для самостоятельного использования
материала детьми во время всех режимных моментах.
Календарный план работы по самообразованию на 2018 -2019 г. г.
I. Подготовительный (сентябрь – октябрь 2018)
1. Изучение литературы
2. Составление плана работы;
3. Создание условий для эффективного использования игр;
4. Подбор дидактического материала и игр;
5. Составление картотеки игр для развития мелкой моторики рук, а также картотеки игр на развитие дыхания, артикуляционной гимнастики.
II. Практический
Ноябрь 2018
Знакомство детей с дидактическим материалом и играми.
- пальчиковая гимнастика, физкультминутки,
- игры с сенсорными коробками,
- знакомство с «Палочками Куизенера» (плоскостной и объемный вариант).
декабрь
- пальчиковые игры со стихами, со скороговорками.
- пальчиковый театр,
- знакомство детей с играми развивающими мелкую моторику,
- усложнение пазлов,
- включение в деятельность заданий на рисование по точкам, штриховки.
Январь 2019
- включение нетрадиционных техник рисования: кистью, пальцем, зубной щеткой, ватными палочками, свечкой, рисование на манке.
Февраль
- рисование по трафаретам.
- дорисовка (по принципу симметрии) .
- шнуровка, пуговицы, прищепки, мозаика, матрёшки, пирамидки.
Март 2019
Проведение дидактических игр и игр-занятий.
Подготовка брошюр для родителей по теме «Сенсорное воспитание ребенка»;
Апрель 2019
Выставка для родителей дидактических игр и пособий по развитию мелкой
моторики рук детей.
III. Заключительный
Май 2019
1. Провести анкетирование родителей на тему: «Досуг и развитие в нашей семье»
2. Выступление на педсовете с презентацией на тему: «Развитие мелкой моторики у детей через различные виды деятельности.». Итоги проделанной работы, оценка результатов анкетирования родителей на тему: «Досуг в нашей семье».