Марина Никулина
Развитие мелкой моторики рук как важнейшее условия успешной подготовки детей к школе
Подготовка к обучению ребёнка в школе является одной из актуальных проблем в современном образовании. Известно, что школа - это совершенно новый этап в жизни ребёнка. Поэтому, готовить ребёнка к школе необходимо заранее, т. к. избежать периода приспособления к школьной жизни невозможно, а частично облегчить его - вполне реальная задача.
Публикация «Развитие мелкой моторики рук как важнейшее условия успешной подготовки детей к школе» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
С ребёнком следует выполнять упражнения, направленные на укрепление подвижности пальцев, развитие силы, координации движений. Всё это - основные составляющие овладения письмом.
Конечно, ребёнку не помешает массаж рук ещё в доречевом периоде, а пальчиковые игры в сопровождении стихов не только разовьют мелкую моторику и речь, но и умение слушать. Поэтому при подготовке ребёнка к школе важнее не учить его писать, а создавать условия для развития мелких мышц рук.
По мнению учёных, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Кроме этого, мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память.
Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных координационных движений кистей и пальцев, которые необходимы для того, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Известный русский педагог В. А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев…»[2 c. 204]. Поэтому, можно считать уровень развития мелкой моторики одним из главных показателей интеллектуальной готовности воспитанников к школьному обучению. От того, насколько ребёнок овладеет письмом, зависит успешность его обучение в школе.
Кроме этого, такие авторы как М. Н. Безруких, Е. Н. Соколова, С. О. Филиппова, С. П. Ефимова, М. Н. Кольцова, наравне с развитием мелкой моторики рук, также выделяют следующие компоненты готовности ребё нка к письму: зрительно-двигательную координацию, зрительное восприятие, слуховую память. Они считают, что умение выполнять мелкие движения с предметами, развивается к 6-7 годам, так как именно в старшем дошкольном возрасте заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, а также развитие мелких мышц кисти.
На протяжении нескольких лет в нашем детском саду проводится активная работа по развитию мелкой моторики рук у дошкольников. Важно отметить, что особое значение данное направление нашей работы приобретает в подготовительной к школе группе. Это обуславливается тем, что будущий первоклассник должен умело обращаться с ручкой, карандашом, кистью, а для этого необходимо развивать движение его пальцев, стремясь к тому, чтобы их движения были свободными, уверенными и согласованными.
Реализуя данную работу, мы пришли к выводу, что слабая моторика пальцев рук даёт низкие результаты при выполнении различных заданий, например: обвести фигуру, нарисовать по образцу, выполнить графический диктант и т. д. Ребёнок быстро устаёт, у него падает работоспособность. Иначе говоря, неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, может привести к возникновению негативного отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе.
Именно поэтому, для укрепления и развития детской руки, координации движений рекомендуются различные упражнения и действия с предметами (расстегивание и застёгивание пуговиц, завязывание и развязывание ленточек, узелков, нанизывание на шнурки, пересыпание и перекладывание мелких предметов, плетение из ниток различных поделок, аппликации, конструирование, лепка, рисовании и штриховка, пальчиковая гимнастика и массаж.). Приёмы могут быть разными, но важно вовлекать в движение больше пальцев, а сами движения производить энергично и в правильном сочетании (сжатие, растяжение, расслабление).
Необходимо отметить, что одним из компонентов ФГОС ДО является позитивная социализация ребёнка – дошкольника. Поэтому, проводимая нами работа идё т по двум направлениям: личностно-ориентированный подход к каждому ребёнку, индивидуальное решение проблем по мелкой моторике пальцев с каждым воспитанником и «профилактика радостью», т. е творческий подход, изобретательность, постоянный поиск новых образовательных форм и методов в работе с детьми, доброта, умение «найти ключик» к каждому ребёнку.
Кроме этого, проводимая нами работа по развитию мелкой моторики рук и подготовке руки к письму, невозможна без учёта гендерных особенностей детей. Мальчик и девочка - это два разных мира и их нельзя воспитывать одинаково. Они по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. В Федеральном государственном стандарте дошкольного образования игровая деятельность детей выделена как ведущая и основная. Именно в сюжетно - ролевой игре учитываются социальные отношения, которые позволяют детям сформировать умения принимать и менять роль в процессе игры.
Исходя их этого, нами была оформлена предметно-развивающая игровая среда группы и наличие игр по полоролевому признаку. Это даёт детям возможность не только овладеть культурой в сфере взаимоотношений полов, в формировании адекватной полу модели поведения, но и позволяет детям реализовать свои творческие способности, развивать моторику и координацию движения пальцев рук. И если в таких играх, как «Столяр - плотник», «Шофёр», «Ремонтная мастерская» мальчики, используя инструменты, крутят гайки и болтики, то девочки, организуя игры «Парикмахерская», «Салон красоты», «Магазин», - завязывают ленты, накручивают бигуди и работают на кассовом аппарате.
Кроме этого, полоролевые особенности необходимо учитывать и в изобразительной деятельности и декоративном рисовании, развитие эстетического и художественного вкуса. Интересно, что мальчики быстрее осваивают художественный мир в целом, ориентируются в нём лучше, чем девочки, которых чаще всего интересует что-то конкретное, детали.
Известно, что возраст от 5 до 7 лет считается подготовительным периодом к школе. И то, насколько педагог планомерно и продуктивно построит свою работу с детьми по развитию мелкой моторики рук, учитывая полоролевые особенности детей, зависит результат работы педагога и ребёнка в целом. Здесь необходимо отметить такие составляющие образовательного процесса, как непосредственно образовательная деятельность и самостоятельная деятельность ребёнка. Работа по мелкой моторике рук детей реализуется в обеих формах деятельности. Разница лишь в том, что при проведении НОД, педагог занимает ведущую роль, – знакомит, показывает приёмы работы, использует, как упражнение развивающего характера. А при самостоятельной деятельности, которая является следующей ступенью развития ребёнка, воспитанник использует игровые пособия по своему усмотрению, но с учётом алгоритма, данного педагогом.
Реализуя данную работу по развитию мелкой моторики, невозможно обойтись без помощи родителей. Начиная с младших групп, мы проводим консультации для родителей по вопросам подготовки руки ребенка к письму. Рисование каракулей, игры с пальчиками, массаж кончиков пальцев, лепка из пластилина, глины, теста и многое другое поможет будущему ученику научиться красиво писать, не испытывая при этом усталости и отрицательных эмоций. Реализуя один из принципов ФГОС ДО, а именно сотрудничество ДОО с семьёй, нами проводятся мастер-классы: " Поделки своими руками", "Рисуем нетрадиционными материалами", "Пескотерапия"; семинары-практикумы: "Поможем Деду Морозу сделать подарки", "Чудо - оригами", "Игрушки своими руками" и другие формы привлечения родителей к проводимой нами работе. Тем самым мы даем родителям знания о том, что тренировка пальцев является средством развития интеллекта и развития речи. Необходимо слушать ребёнка, фантазировать с ним, играть, тем самым погружаться в мир детства. Только понимая своего ребёнка, а не отталкивая, можно добиться больших результатов в его развитии. В ходе работы по взаимодействию с родителями, нами были разработаны рекомендации по развитию мелкой моторики рук, в которых мы указали необходимые виды деятельности с детьми:
• разминать пальцами тесто, глину, пластилин, лепить что-нибудь;
• нанизывать бусинки, пуговки на нитки;
• завязывать узлы на толстой и тонкой веревках, шнурках;
• заводить будильник, игрушки ключиком;
• штриховать, рисовать, раскрашивать карандашом, мелками, красками;
• резать ножницами (желательно небольшого размера);
• конструировать из бумаги («оригами», шить, вышивать, вязать;
• рисовать узоры по клеточкам в тетради;
• заниматься на домашних снарядах, где требуется захват пальцами
(кольца, перекладина и др.);
• хлопать в ладоши тихо, громко, в разном темпе;
• катать по очереди каждым пальцем мелкие бусинки, камешки, шарики;
• делать пальчиковую гимнастику.
У детей дошкольного возраста мелкая моторика развивается через игры, упражнения, разные виды продуктивной деятельности и правильной организации развивающей среды, направленной на развитие мелкой моторики.
Игры и упражнения, развивающие мелкую моторику рук.
• Игры на развитие тактильного восприятия.
• Игры с водой и песком.
• Фольклорные пальчиковые игры.
• Упражнения с предметами.
• Упражнения с ученической ручкой.
• Самомассаж рук.
• Игры на выкладывание.
• Игры на нанизывание.
• Игры с конструкторами.
• Работа со штампами.
• Нетрадиционное раскрашивание (в виде овала, круга, ромба, квадрата, точки, снежинки, крестики, галочки) превращает рисунок в картину.
• Работа с бросовым материалом.
Кроме этого, развитию ручной умелости способствуют также различные виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование, плетение, вязание и т. д.).
Мы считаем, что главным итогом проводимой нами работы, является физическое и психическое здоровье детей, развитие речи и их интеллектуальных способностей, ограждение от дополнительных трудностей обучения в школе и, главное, подготовка руки ребёнка к письму.
«Дети охотно всегда чем - нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать» [1 c.178]
В заключении можно сказать следующее: преодолевать трудности письма необходимо начинать задолго до поступления в школу. Упражнения по развитию мелкой моторики приносят тройную пользу ребё нку: кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движения руки, идёт подготовка к овладению письмом. Также, при выполнении определённых заданий у детей формируется художественный вкус, что полезно в любом возрасте. Кроме этого, развитие моторики рук способствует развитию речи и мышления ребёнка.
Рекомендуемая литература по данной теме:
1. Каменский Ян Амос Материнская школа/ М; Карапуз; 2008, 288с.
2. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям/ 5-е изд. – Киев; 1974, 287с.