Приложение МААМ

Консультация для воспитателей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речевой активности»

Ирина Назарова
Консультация для воспитателей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речевой активности»
▼ Скачать + Заказать документы

]Консультация для воспитателей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речевой активности» (речевое развитие)

Современный ребенок испытывает недостаток тактильных, слуховых, обонятельных ощущений. Порой он воспринимает окружающий мир линейно, однобоко. Известно, что чем большее число сенсорных систем задействовано в процессе воспитания и обучения ребенка, тем успешнее и эффективнее происходит его развитие. Между тем в современной жизни, создается дефицит сенсорного опыта детей.

Публикация «Консультация для воспитателей „Развитие мелкой моторики как средство формирования речевой активности“» размещена в разделах

Доказано, что одним из показателей нормального физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, ручных умений. По умелости детской руки специалисты на основе современных исследований делают вывод об особенностях развития ЦНС и ее святая святых - мозга. Учеными доказано, что мелкая моторика и координация движений пальцев рук находятся в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.

Влияние ручных действий на развитие мозга было известно с давних времен. Такие упражнения улучшают память, умственные способности, устраняют эмоциональное напряжение, развивают координацию движений, улучшают почерк, снижают усталость, повышают работоспособность. Они способны улучшить произношение многих звуков, а, значит, речь ребенка.

Сегодня отмечаются тенденции ухудшения развития мелкой моторики у дошкольников. Дети, имеющие низкий уровень развития мелкой моторики, испытывают трудности в обучении, они медлительны, тонкие дифференцированные движения даются им с трудом, графические навыки формируются более длительное время, переключаемость и последовательность движений нарушены.

Для того, чтобы ясно представить себе, как влияет динамика развития мелкой моторики на речь и мышление ребенка, нужно проследить это влияние на всех этапах становления речи дошкольников.

Выделяют три критических периода формирования речевой функции. Рассмотрим их по порядку.

Первый, когда формируются предпосылки речи и начинается речевое развитие (до двух лет). На этом этапе ведущей формой деятельности, стимулирующей речевое развитие дошкольника, является предметно-действенное общение с взрослым. Для успешного развития зрительного и слухового сосредоточения, внимания к речи и ее понимания, ребенок должен видеть предмет и одновременно слышать его название, трогать его и выполнять с ним различные действия (гладить, катать в машине и т. д.). Чем больше ребенок будет соприкасаться с предметом, тем успешнее будет развиваться его реакция на слово, обозначающее этот предмет.

В этот период развитию мелкой моторики способствуют индивидуально проводимые упражнения по нанизыванию колец пирамидки, выкладыванию мозаики, палочек и т. п. Из палочек можно выложить дорожку, домик, забор, елочку и пр. Сначала нужно давать детям крупные палочки, постепенно уменьшая их размер. При этом нужно учить детей правильно захватывать предметы - тремя пальцами (большим, указательным и средним).

Кроме упражнений с предметами, развитие мелкой моторики также осуществляется в играх с пальцами («Сорока», «Ладушки» и т. д.) и в специальных упражнениях, в которых взрослый поочередно поднимает и опускает все пальцы сначала одной, а затем другой руки ребенка, проводит сгибание и разгибание пальцев.

Второй критический период в развитии речевой функции - 3 года, когда интенсивно развивается связная речь. В это время бурно проявляется инициативное общение с взрослым («возраст почемучек»). Большое значение для развития речи на данном возрастном этапе имеет сенсорное воспитание и развитие игровой деятельности. Игра становится ведущей формой деятельности, в процессе которой происходит интенсивное развитие речи.

Во время обучения игре дети овладевают способами действий и теми словами, которыми взрослый сопровождает показ предметов, действий, отношений.

В самостоятельном пользовании детей должны быть разнообразные наборы игрушек и пособий для развития тонкой моторики, конструирования и пр. Подбор игрушек и пособий, приемы руководства взрослых игрой детей должны быть тщательно продуманы и усвоены воспитателями в связи с их влиянием на развитие речи детей.

Для развития тонкой моторики в этом возрасте используются игры с мячами, пирамидками, различными вкладышами, куклами и др. сюжетными игрушками. Активное манипулирование детьми сюжетными игрушками создает предпосылки для возникновения сюжетно-ролевой игры.

Трудовая деятельность трехлетних детей ограничена. В основном она не выходит за пределы самообслуживания. Обучение навыкам самообслуживания тесно связано с решением специальных задач, в частности, с развитием мелкой моторики. Вообще, все режимные моменты благоприятны для организации правильного речевого общения. Все они непосредственно связаны с какими-то реальными объектами, по поводу которых можно организовать разговор с детьми. При этом формируется определенный круг знаний и представлений, активизируется речь детей.

Занятия по рисованию, лепке, аппликации, ручному труду в детском саду объединяются под названием изобразительная или продуктивная деятельность. Значение продуктивной деятельности велико и многогранно. Наряду с решением основных для этого вида деятельности задач, здесь можно успешно осуществлять и развитие речи детей. В продуктивной деятельности значительно быстрее происходит развитие восприятия и осознания речи детьми, т. к. речь приобретает действительно практическую направленность.

На занятиях изобразительной деятельностью должно наблюдаться тесное вплетение в нее игры и речи ребенка. Дети «дорисовывают» словами то, что они не могут изобразить. Необходимо специально воспитывать у них умение воспринимать речь в процессе рисования, а затем и совмещать с речью свою деятельность. Синтез речевой и продуктивной деятельности поставит детей в условия, побуждающие их общаться, ориентироваться на действия и высказывания сверстников, принимая позицию партнера.

И, наконец, к 5-6 году жизни у ребенка формируется абстрактное мышление. Ведущая прежде игровая деятельность постепенно замещается учебной, которая в школе составляет основу совершенствования устной и развития письменной речи детей. Одной из главных задач на данном возрастном этапе является формирование правильного захвата орудия письма и правильное распределение мышечной нагрузки.

Этому как нельзя лучше способствуют различные виды пальчиковых гимнастик, вырезывание, выкладывание узоров и букв из различных материалов (счетных палочек, крупы, семян фасоли, проволоки и т. д., игры с пластилином, бумагой.

Логично предположить, что все перечисленные методы и приемы, направленные на развитие у детей мелкой моторики, не осуществимы без наличия определенных материалов и оборудования. На решение этих задач направлено создание сенсомоторного уголка в каждой группе детского сада.

Сенсомоторный уголок в условиях детского сада - это адаптированный вариант сенсорной комнаты без приобретения дорогостоящего оборудования.

При организации сенсомоторного уголка в первую очередь необходимо выбрать место его расположения в группе. Оно должно быть удобным для доступа детей. Дизайн уголка должен соответствовать общему наполнению группы. Особое внимание стоит уделить подбору сенсомоторных объектов : они должны быть безопасными для жизни и здоровья детей.

Примерный перечень материалов :

• Природный материал (горох, орехи, фасоль, каштаны, крупа, шишки, камни, песок).

• Бытовые материалы (шестигранные карандаши, веревки, прищепки, катушки, шнурки, пуговицы, липучки).

Дидактические игры и материалы (объемные и плоскостные паззлы, различные мозаики, шнуровки, конструкторы).

• Кусочки меха, шелка, наждачная и бархатная бумага.

• Предметы для создания холодного и горячего (грелки, формочки для льда).

• Выпуклые буквы, цифры, различные по форме мелкие предметы

Все приемы работы по развитию мелкой моторики проводятся параллельно, они дополняют друг друга, а их чередование делает занятия с дошкольниками эмоционально насыщенными.

Чем «умнее» руки, тем умнее ребенок, но умелыми пальцы становятся не сразу. Главное помнить золотое правило: игры и упражнения, всевозможные пальчиковые разминки должны проводиться систематически.

Итак, формируя и совершенствуя тонкую моторику пальцев рук, мы усложняем строение мозга, развиваем психику и интеллект ребенка. Через развитие мелкой моторики мы совершенствуем психические процессы и речевую функцию ребенка.

Источник: https://doshvozrast.ru/rabrod/konsultacrod136.htm

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Как развитие мелкой моторики рук влияет на речевое развитие?» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: «Как развитие мелкой моторики рук влияет на речевое развитие?» При некоторых речевых нарушениях у детей можно.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство подготовки руки к письму» Консультация для родителей на тему: «Развитие мелкой моторики как средство подготовки руки к письму». Чтобы ребенок мог легко научиться.

Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика как средство развития мелкой моторики малыша» Пальчиковая гимнастика как средство развития мелкой моторики малыша. Сегодня ученые и педагоги единодушно признают, что между развитием.

Консультация для воспитателей «Артикуляционная гимнастика как средство формирования звукопроизношения»Консультация для воспитателей «Артикуляционная гимнастика как средство формирования звукопроизношения» Артикуляционная гимнастика как средство формирования звукопроизношенияКонсультация для воспитателей Известно, что в последние годы наблюдается.

Консультация для воспитателей «Развитие мелкой моторики через различные виды продуктивной деятельности» Воспитатели наблюдая за детьми могут отметить, что многие дети в дошкольный период неправильно держат карандаш, плохо держат ложку, у них.

Консультация для воспитателей «Развитие мелкой моторики и графических навыков детей старшего дошкольного возраста» В настоящее время у значительной части детей дошкольного возраста наблюдается слабое развитие зрительно-двигательных связей, недостаточное.

Консультация для воспитателей «Развитие мелкой моторики и координации движений рук в дошкольном возрасте» Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновения. Детям необходимо все хватать,.

Проект в средней группе «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей дошкольного возраста» «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей дошкольного возраста»Вид проекта: педагогический, игровой, творческий, продуктивный,.

Развитие мелкой моторики как средство улучшения речиРазвитие мелкой моторики как средство улучшения речи С давних пор известно, что существует влияние действий руками на развитие головного мозга человека. Упражнения рук и пальцев, положительно.

Развитие творческого воображения детей дошкольного возраста как способ формирования речевой активностиРазвитие творческого воображения детей дошкольного возраста как способ формирования речевой активности Многие ученые, такие как Т. В. Кудрявцев, И. С. Якиманская и т. п., в своих исследованиях обращали внимание на необходимость развития у.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речевой активности»
Опубликовано: 5 ноября 2018 в 19:17
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речевой активности»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Назарова (УИ 1035892) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД