Ия Коровкина
Развитие мелкой моторики как условие подготовки детей к письму
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие мелкой моторики как условие подготовки детей к письму
Из своей практики работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, я отметила, что большого эффекта в подготовке детей к школе можно достичь через развитие их мелкой моторики рук, так как уровень развития моторики кисти ведущей руки определяет скорость и лёгкость формирования навыка письма.
Публикация «Развитие мелкой моторики как условие подготовки детей к письму» размещена в разделах
Современная школа предъявляет большие требования к детям, поступающим в первый класс. К сожалению, уровень их подготовленности не всегда соответствует этим требованиям. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе.
Задача состоит в том, чтобы подготовить детей к письму, т. е., развить механизмы, необходимые для его осуществления, создать условия для накопления двигательного и практического опыта, и прежде всего, ручной умелости, без которой невозможно быстро и успешно усвоить навык письма. Для этого необходимо: развитие мелкой моторики; развитие пространственной ориентации; развитие чувства ритма, согласование темпа и движения.
Огромная, если не ведущая роль в выполнении этой задачи принадлежит семье, а роль семьи (в нашем случае) выполняют педагоги детского дома. Детский дом – это институт социального спасения детей, где идёт их подготовка к обучению в школе и к самостоятельной жизни.
Почти у всех наших детей стоит диагноз, поставленный психолого-медико-педагогической комиссией, - задержка психического развития.
У них слабое развитие мелкой моторики, которая характеризуется двигательной неловкостью, малым объёмом движений, недостаточным темпом и переключаемостью, имеются огромное количество бесполезных для развития двигательных форм. Таких детей объединяет то, что все они нуждаются в ранней и систематической лечебно-педагогической работе для подготовки к обучению. Коррекционная направленность педагогического процесса предполагает преодоление имеющихся у ребёнка нарушений.
Почему ещё так важно развитие мелкой моторики рук? Дело в том, что у многих, поступающих к нам детей, наблюдается общее недоразвитие речи 1, 2, 3-го уровней. В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.
При поступлении в школу наши чаще всего испытывают затруднения с письмом : быстро устаёт рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв; нередко встречается «зеркальное» письмо; ребёнок не различает понятия «лево», «право», «лист», «страница», «строка», не укладывается в общий темп работы. Эти затруднения естественно обусловлены слабостью мелкой моторики пальцев руки и недостаточной сформированностью навыков зрительно-двигательной координации, произвольного внимания, аналитического восприятия, зрительной памяти.
Необходимо принять во внимание тот факт, что развитию мелкой моторики не всегда уделяется достаточное внимание, очень часто эта работа ведётся эпизодически. Всё это отрицательно сказывается на усвоении детьми программы первого класса и вызывает необходимость организации специальных занятий, цель которых – подготовить руку ребёнка к систематическому письму, сформировать элементарные специфические графические навыки письма.
В настоящее время имеется достаточно большой теоретический и практический опыт по развитию мелкой моторики у дошкольников. Но материалов о работе по формированию графических навыков у детей дошкольного возраста, воспитывающихся в условиях детского дома, недостаточно.
У меня возникла идея создания модифицированной программы по развитию мелкой моторики, формированию графических навыков и коррекции моторики пальцев рук детей дошкольного возраста, воспитывающихся в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Программу я назвала «Ум на кончиках пальцев».
В связи с этим я поставила перед собой цель, задачи, выбрала формы, методы и приёмы развития пальцевой моторики, занялась подбором материала, разработкой диагностического инструментария.
Программа «Ум на кончиках пальцев» предъявляет требования к развитию мелкой моторики детей каждой возрастной группы и рекомендует основные направления, приёмы для её развития. Таким образом планируется вся коррекционная работа с детьми, в основе которой лежит личностно-ориентированный подход, учитывающий психологические и возрастные особенности каждого ребёнка.
Продолжительность реализации программы – 4 года. В соответствии с направлениями коррекционной работы были обозначены этапы и периоды реализации программы.
Предусматривается четыре периода работы по данному направлению: 1 период – обучение детей 3-4 лет (младшая группа, 2 период – обучение детей 4-5 лет (средняя группа, 3 период – обучение детей 5-6 лет (старшая группа, 4 период – обучение 6-7 лет (подготовительная группа).
После проведения каждого периода работы, предполагается овладение детьми определёнными знаниями, умениями, навыками, выявление и осознание ребёнком своих способностей, формирование специальных умений и навыков.
В каждом периоде работа ведё тся поэтапно:
I этап. «Каляки-маляки»
II этап. Точки
Ш этап. Прямые линии
IV этап. Кривые линии
V этап. Круги, овалы (1 год обучения)
и спирали (2 год обучения)
VI этап. Изображение циклических линий:
ломаной, волнистой, дугообразной
и петлевидной
VII этап. Изображение параллельных
линий, штрихование
VIII этап. Декоративное рисование
(3 и 4 годы обучения)
IX этап. Копирование рисунков
(3 и 4 годы обучения)
X этап. Работа в тетрадях в клетку
(3 и 4 год обучения) и в линейку
(вторая половина 4 года обучения)
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуального развития ребёнка. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Необходимо знать и помнить, что своевременная диагностика состояния моторной сферы у детей и коррекция её нарушений предупреждает трудности освоения письма. Благодаря диагностике, можно проследить за развитием тонкой моторики у детей, узнать, репродуцирует ли ребёнок, что было упущено в ходе работы. Диагностика проводится не для отчётности, а как показатель уровня развития мелкой моторики и отправная точка для выбора нужного направления в работе.
Первоначальное обследование состояния ручного праксиса мною осуществлялось с использованием методик:
- методика «Домик», разработанная Н. И. Гуткиной;
- «дорожки» (по Л. А. Венгеру);
- готовность руки к овладению письмом (рисование простых узоров) и т. д.
Эти методики были мною дополнены и адаптированы с учётом особенностей детей.
В дальнейшем я проводила диагностические задания для определённого уровня развития мелкой моторики и координации движений рук, используя тесты, разработанные С. Е. Гавриной; Н. Л. Кутявиной, И. Г. Топорковой, С. В. Щербининой (подготовка руки к письму); тесты Н. И. Озерецкого; тест «Речка» (С. О. Филиппова, О. А. Каминский, графический диктант.
Для обработки данных, полученных в ходе обследования, мною была самостоятельно разработана система оценки выполнения заданий. Данные, полученные в ходе исследования, заносила в таблицу.
Я получаю результаты по следующим параметрам: навык владения карандашом; графические навыки на уровне возрастных требований; ориентировка на листе бумаги; ориентировка в пространстве; знание основных цветов;
Эти данные отразила в динамике развития моторной сферы.
Результаты исследований в конце года показывают тесную взаимосвязь между исходным уровнем развития тонких движений кисти и успеваемостью детей при поступлении в школу.
На основании полученных результатов в работе с детьми ставила следующие задачи:
1. Формировать графические навыки (подготовить руку ребёнка к овладению письмом : развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук; развивать точность и координацию движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность.
2. Совершенствовать движения рук, развивая - психические процессы: произвольное внимание; логическое мышление; зрительное и слуховое восприятие; память, речь детей; умение действовать по словесным инструкциям, соразмеряя индивидуальный темп выполнения с заданным, и умение самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи, контроль за собственными действиями;
3. Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью детей;
4. Сделать работу по совершенствованию пальчиковой моторики регулярной, выделив для неё специальное время.
5. Повысить у детей интерес к подобным упражнениям, превратив их в занимательную игру;
6. Подтвердить целесообразность проведения подобных занятий и остальных приёмов по развитию мелкой моторики пальцев рук с детьми детского дома, с ограниченными возможностями здоровья.
Как вы знаете, успех коррекционной работы зависит от продуманности системы коррекции, то есть от всего учебно-воспитательного процесса, всей жизни и деятельности детей.
Поэтому, на основании данных, полученных в результате диагностики, мною была разработана планомерная систематическая работа по развитию мелкой пальцевой моторики, начиная с 3 – летнего возраста, направленная на формирование графических навыков, развития мелкой моторики, координации тонких движений рук через различные приёмы и методы коррекции.
Деятельность по развитию мелкой моторики проводится регулярно, работу строю с учётом индивидуальных и возрастных особенностей развития детей, соблюдая гигиенические правила на занятиях по формированию графических навыков, упражнения для профилактики зрения, гимнастику для рук, общие рекомендации по организации работы по формированию графических навыков. В процессе работы, поскольку коррекционную работу строю на основе тематического планирования, по любой теме нахожу благоприятные условия для отработки, закрепления и автоматизации умений и навыков, приобретённых детьми ранее. Разработала перспективный план по подготовке руки к письму на основании поставленных задач; тетради-прописи по возрастам.
Основной целью данной работы является развитие компонентов, необходимых для успешного овладения графикой письма : координации движений, зрительно-моторной координации движений. Все игровые задания, упражнения связаны с основной темой занятия и его этапом.
Использую разные формы работы:
1. Выделив для этого время в блоке специально организованного обучения в форме индивидуальных занятий, в связи с тем, что темп развития у детей разный.
2. В совместной деятельности воспитателя с детьми.
3. В самостоятельной деятельности детей.
Блок специально организованного обучения (в форме занятия).
Занятия по развитию элементарных графических навыков письма провожу 2 раза в неделю, строго продолжительность занятий не фиксирую, так как не тороплю ребёнка, даю ему возможность выполнять задания в подходящем для него темпе, ведь письмо является для малыша довольно сложным видом деятельности, но задание всегда соответствует по сложности каждому возрасту детей, а также его индивидуальному развитию. Перед работой в тетради-прописи провожу физпаузу, а после выполнения задания упражнения для кистей рук. Обязательно слежу за освещённостью рабочего места ребёнка, его осанкой. Расстояние от глаз должно быть не менее 33 см.
Все занятия провожу в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения. С самого начала занятия стараюсь создать у детей хорошее настроение, вызвать доброжелательное отношение и интерес, благодаря чему дети ждут этих занятий, приступают к ним с радостью. Провожу беседу по тематике, которая занимает, не слишком много времени; помогаю, но не опекаю их тогда, когда они в этом не нуждаются; предоставляю возможность справиться с работой. Использую положительную оценку, чтобы не разрушить у детей уверенность в себе, в своих способностях.
Взрослый здесь всегда инициатор.
Такие занятия, сочетающие тренировку мелкой моторики пальцев рук с решением задач умственного развития, я провожу с детьми в течение последних четырёх лет. За это время выработалась определённая система упражнений, которая является принципиально новой по психологическому подходу к этой проблеме.
Блок совместной деятельности воспитателя с детьми.
Решаю задачи по развитию социальных навыков, освоению разных видов деятельности (конструирование, рисование, игры, лепка). Работа с детьми в рамках этого блока исключает специально организованные занятия. Создаю микроклимат, в основе которого – уважение к личности маленького человека, доверительные отношения между взрослым и ребёнком. Выступаю в позиции партнёра детей, участвующего в совместной деятельности, но партнёра-инициатора. При этом не обязываю детей к определённого рода активности, но предлагаю её и приглашаю к ней своим примером и участием, демонстрируя образцы её организации, в то же время, как партнёр, поощряю, учитываю детскую инициативу в развёртывании деятельности по развитию мелкой моторики. Обеспечиваю условия для деятельности с «открытым концом» так, чтобы дети при желании могли продолжать её самостоятельно, пока не исчерпают свой интерес (начатую игру, конструирование, рисование, штриховка по трафаретам, плетение, пальчиковые игры, поделки из проволоки, рисование нитками, выкладывание предметов из крупы и др.).
Блок самостоятельной деятельности.
Обеспечиваю возможность саморазвития ребёнка, который свободно выбирает деятельность, отвечающую его способностям и интересам. Нахожусь за кругом детской деятельности, обеспечивая предметную среду для свободной деятельности детей, изменяя и дополняя её в соответствии с детскими интересами. Одновременно являюсь потенциальным партнёром, готовым подключиться к их активности при просьбах о поддержке и помощи, в реализации свободных замыслов, а также при необходимости.
Каждый из этих блоков необходим для развития детей, и какой бы ни была программа нельзя реализовать её в рамках лишь одного из блоков. Также считаю, что неправильно толковать эти составляющие как внешне следующие друг за другом преемственные ступени обучения и развития (сначала прямое обучение на занятиях, которое затем переходит в «закрепление пройденного», в совместной, затем в самостоятельной деятельности детей. В педагогическом процессе они должны существовать, как разные формы, связанные более глубокими отношениями, нежели простое следование друг за другом.
Определив основное направление в работе, я постоянно искала новые пути создания такой пространственно-предметной среды, такой системы развивающих отношений, которые бы расширили мир детей, стимулировали их разнообразную творческую деятельность и в свою очередь способствовали развитию мелкой моторики и координации движений пальцев, готовили руку ребёнка к письму. В связи с этим имеющийся материал в семье расположен таким образом, чтобы дети могли свободно, по интересам выбирать игрушки, пособия, материалы; при желании не только воспроизводить, продолжать то, что они делали на занятии, в совместной деятельности с воспитателем, но и проявить своё творчество, а также закончить начатую игру, работу, реализовать свои замыслы.
Считаю, что вся проводимая работа по развитию мелкой моторики приносит тройную пользу ребёнку. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений руки. Все используемые мною приёмы подготавливают руку ребёнка к овладению письмом. При выполнении многих упражнений все дети вначале испытывают затруднения, но когда они проводятся регулярно, с использованием разнообразных приёмов, то становятся мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребёнка.
Вне занятий, в совместной с воспитателем и самостоятельной деятельности детей, я также широко использую различные приёмы, направленные на тренировку тонких движений пальцев рук.
• работа с карандашом (обведение трафаретов, раскрашивание, штриховка, обводка, выполнение графических заданий);
• наборы с мелкими предметами (косточки, бусы, камешки, пуговицы, мелкие игрушки,
для развития тактильного восприятия. Известно, что дошкольники в игре лучше усваивают сложный материал. В играх, направленных на подготовку руки ребёнка к письму, обычно используется мелкий раздаточный материал. Эти игры готовят руку ребёнка к овладению техникой письма, для формирования тонких движений рук, совершенствования двигательных навыков, развития моторных координаций и оптико-пространственных представлений. Используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре;
• лепка (разминание пластилина, лепка разноцветных шариков, предметов из солёного
теста). Замечено: чем больше дети занимаются лепкой, тем увереннее и координированнее становятся движения их пальцев;
• плетение (коврик из полосок цветной бумаги, лент, тесьмы). Ребёнку нужно сложить
пополам лист бумаги, сделать ножницами ряд ровных надрезов, не выходя за контур, затем нарезать тонкие полоски другого цвета и определённым образом, соблюдая узор, вплести их между надрезов основной части коврика. Освоив принцип плетения из бумаги, дети самостоятельно начинают придумывать узоры ковриков, сочетание цветов, используют этот способ плетения в других поделках, из различных материалов;
• нанизывание (бус, бисера, пуговиц, рябины, семян на нитку, проволоку). Точность и
ловкость движений дети приобретают в увлекательном занятии «Сделай бусы». Дети разрезают прямоугольные листы бумаги на треугольники, каждый из них скручивается в виде бусины, конец её закрепляется при помощи клея. Готовые бусины нанизываются на нитку. Вся работа по изготовлению бус требует сенсорно-двигательной координации, аккуратности, настойчивости, т. е. качеств, необходимых при обучении письму;
• работа с бумагой (складывание, обрывание, вырезание, выкладывание узоров). Особую
роль в развитии ручной умелости играет умение уверенно пользоваться ножницами. Из вырезанных фигурок дети могут составлять композиции-аппликации. Эта работа увлекает дошкольников, способствует развитию воображения, конструктивного мышления. Работа с бумагой заканчивается определённым результатом, но, чтобы его достичь, нужно овладеть необходимыми навыками, проявить волю, терпение. Важно, чтобы дети испытывали радость от самостоятельно выполненной работы, почувствовали веру в свои силы и возможности. Этому способствуют и подобранные в соответствии с возрастом задания, и поощрение;
• наборы пористых губок (для тренировки мускулатуры кисти руки);
• наборы колец различной величины для нанизывания на стержень;
• игры с нитками (цветные клубочки ниток для перематывания, сматывание толстых ниток в клубок, выкладывание узоров, плетение);
• деревянные игрушки (собрать пирамидку, матрёшку, сложить из кубиков стульчик и т. п.);
• мозаика по возрастающей сложности;
• пособия по застёгиванию пуговиц различной величины, кнопок, крючков, замков, тесёмок («застегни одежду»). В быту мы часто сталкиваемся с этими предметами. Руки
ребёнка ещё не настолько развиты, чтобы с лёгкостью манипулировать ими. Тренироваться необходимо везде всегда на всём, что можно завязать, застегнуть, и ни в коем случае не расстраиваться, если не получается с первого раза. Необходимо больше терпения, внимания, выдержки;
• наборы верёвочек различной толщины для завязывания и развязывания узелков;
• дощечки с накатанным слоем пластилина для выкладывания узоров из мелких камешков, круп;
• пластмассовые или деревянные палочки для выкладывания узоров по образцу;
театр пальчиков. Используется самомассаж кисти и пальцев рук.
• наборы счётных палочек (строим забор, дом, дерево и т. п.);
• рисуем на песке, манке пальчиками, рисуем большие и маленькие предметы;
• игры с крупой, бусами, орехами, карандашом, мелкими цветными скрепками
(сортировка фасоли, гороха семян, семечек, собирание их с ковра, перекладывание, выкладывание узоров);
• шнуровки;
• игры в сухом бассейне (нахождение заданных предметов, угадывание предмета с
закрытыми глазами). «Пальчиковый бассейн» легко сделать в домашних условиях : в большой прямоугольной коробке с низкими бортиками рассыпать горох или фасоль высотой в 6 – 8 см. (поиск предметов различной фактуры, величины, формы);
• выкладывание предметов из различных материалов.
• выкладывание предметов из геометрических фигур (котёнка, щенка и т. д.);
• собирание разрезных картинок;
• игры с прищепками (сушка белья);
• игры со шнурами, крупами и камешками (выкладывание шнурочка по нарисованным линиям или выкладывание по контуру);
• обсыпание манкой, песком намазанного клеем трафарета (дерево – зимний пейзаж и т. п.);
• игры с водой и пипеткой (капли по контуру лужи, птицы хотят пить);
• использование различных приспособлений (массажная щётка «ёжик», массажные
мячики).
• изготовление фигурок, предметов из проволоки (контуры);
• заполнение объёма трафарета животного или птицы бумагой, солью, пластилином.
• игры с монетами;
• перебирание чёток, бус;
• игры с мелкими волчками (предложить ребёнку запускать их пальцами);
• сжимание и разжимание кулачка – бутончик цветка;
• наматывание тонкой проволоки на катушку, на палец (кольцо, спираль);
• закручивание крышечек;
• закручивание шурупов, гаек;
• игры с конструктором;
• украшение рисунков комочками, скатанными пальчиками из ваты и салфетки;
Работа по развитию мелкой моторики у дошкольников – очень творческая, если вы начнёте заниматься ею с детьми, то наверняка придумаете немало своих упражнений, приёмов. И результат обязательно порадует вас.