Оксана Рау
Развитие мелкой моторики с использованием природных материалов у детей раннего возраста с ОВЗ.
▼ Скачать + Заказать документы
Мелкая моторика – это двигательная деятельность, в которой главную роль отводят тонким движениям пальцев рук. Почему же так важно развивать мелкую моторику, начиная с раннего возраста?
Помимо явной причины, такой как развитие двигательных навыков ребенка, например, умение держать бутылочку, мяч, карандаш; расстегивать и застегивать пуговицы, развязывать и завязывать шнурки и т. д., есть и другая, более скрытая – развитие у ребенка речи и интеллекта.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Мелкая моторика
- Младшая группа
- Модель трёх вопросов. Образовательная технология
- Поделки из природного материала
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Темочки
Еще в прошлом столетии М. Монтессори отметила взаимосвязь пальцевой моторики и речевой функции. По мере того, как ребенок растет, происходит поэтапное развитие моторики и речи: развитие тонких движений пальцев рук, сопровождается дальнейшей артикуляцией слогов и последующим совершенствованием речевых реакций. Регулярные игры, упражнения и тренировка пальцев рук помогают снять умственную усталость, эмоциональное напряжение, улучшают произношение звуков, повышают тонус и эластичность мышц. Использование природного материала является не только доступным, не затратным способом развития мелкой моторики, но также и развивающим представления об окружающей среде, открывающим новые свойства природных материалов. Так, малыши опытным путем узнают, что камень тяжелее горошины, он может тонуть, при этом он не растворяется в воде, как, например, соль; что песок сыпучий, но если его намочить, то можно вылепить куличик, и т. д.
В своей работе с детьми раннего возраста с ОВЗ, я использую горох, манку, макароны, гречу, песок, камни, маленькие веточки деревьев, орехи и т. д.
Нужно ли рассказывать о радости, которую приносят малышам такие, незатейливые на первый взгляд, игры?
Я лучше покажу вам несколько фотографий с занятий и добавлю пару слов о самих играх, которые так нравятся ребятам.
Игры с манкой.
Для детей, имеющих нарушения в моторном развитии я предлагаю такую игру, как «Найди сокровища». В емкости с манкой прячу различные «сокровища»: камни, орехи, горох и др. Задача ребенка, погружая руки в крупу, нащупать и достать заветные «сокровища». Очень интересен деткам и сам процесс посыпания, он особенно полезен для напряжения и расслабления мышц пальцев рук.
![Смотреть фотографию №1 Фото №1 Мелкая моторика Мелкая моторика это двигательная деятельность в которой главную роль отводят тонким движениям пальцев рук](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-100362-1489517122.jpg)
![Смотреть фотографию №2 Фото №2 есть и другая более скрытая развитие у ребенка речи и интеллекта](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-100362-1489517138.jpg)
И еще один способ найти «сокровища»: используя ситечко, зачерпнуть манку, просеять ее в емкость. Какой восторг потом вызывает обнаруженные на дне ситечка «драгоценные» находки!
Так же манку можно пересыпать из емкости в емкость, при этом формируя понятие у ребенка «пустой»- «полный», выкладывать на поверхности манки из различных натуральных материалов рисунки, рисовать пальчиком по манке. Фантазии нет предела!
![Смотреть фотографию №3 Фото №3 Темочки Консультации для педагогов и воспитателей Мелкая моторика Младшая группа Модель трёх вопросов](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-100362-1489517171.jpg)
![Смотреть фотографию №4 Фото №4 Образовательная технология Поделки из природного материала Работа с особыми детьми ОВЗ Развитие детей](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-100362-1489517186.jpg)
Игры с песком.
На занятиях я использую цветной песок, который обладает пластичностью и экологичностью.
В песке тоже очень удобно прятать все, что угодно. На фотографии ребенок ищет спрятанные цветные «камушки» (сделанные из соленого теста и раскрашенные гуашью, а затем сравнивает их по размеру и цвету. Затем из найденных камушков мы строим «дорожку» на песке, а потом пальчики ребенка поочередно «шагают» по этим камням.
Так как пластичность песка позволяет мы лепим из песка различные куличики, катаем шарики, стоим башни, все, что подсказывает ребенку его воображение.
![Смотреть фотографию №5 Фото №5 В своей работе с детьми раннего возраста с ОВЗ я использую горох манку макароны гречу песок камни маленькие веточки деревьев орехи и т](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-100362-1489517646.jpg)
![Смотреть фотографию №6 Фото №6 Для детей имеющих нарушения в моторном развитии я предлагаю такую игру как Найди сокровища](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-100362-1489517657.jpg)
Игры с горохом, макаронами и крупами.
По аналогии с манкой игра «Найди клад». Ребенок, погружая руки в горох, находит «сокровища», по мере усложнения сортирует их.
![Смотреть фотографию №7 Фото №7 В емкости с манкой прячу различные сокровища камни орехи горох и др](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-100362-1489517796.jpg)
![Смотреть фотографию №8 Фото №8 Задача ребенка погружая руки в крупу нащупать и достать заветные сокровища](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-100362-1489517810.jpg)
Игра «Сортер»
Берем обычный контейнер от куриных яиц и раскладываем попарно крупы и другие мелкие натуральные материалы. В этой игре я использовала сложный вариант: фасоль, горох, греча, макароны, камни. Ребенок должен разложить крупы в ячейках друг напротив друга. Почему сложный? Потому что здесь есть «съедобное» (крупы) и «несъедобное» (камни).
![Смотреть фотографию №9 Фото №9 Очень интересен деткам и сам процесс посыпания он особенно полезен для напряжения и расслабления мышц пальцев рук](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-100362-1489518073.jpg)
![Смотреть фотографию №10 Фото №10 И еще один способ найти сокровища используя ситечко зачерпнуть манку просеять ее в емкость](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-100362-1489518092.jpg)
Таких игр можно придумать очень много, все зависит от вашей фантазии и воображения ребенка.
В конце, я бы хотела подвести небольшой итог: благодаря развитию мелкой моторики и использованию в игровой деятельности природных материалов, мы не только развиваем двигательные навыки, но и обогащаем сенсорный опыт ребенка, тем самым развивая познавательные способности малыша и повышая уровень сформированности речевых функций.