Оксана Рау
Развитие мелкой моторики с использованием природных материалов у детей раннего возраста с ОВЗ.
▼ Скачать + Заказать документы
Мелкая моторика – это двигательная деятельность, в которой главную роль отводят тонким движениям пальцев рук. Почему же так важно развивать мелкую моторику, начиная с раннего возраста?
Помимо явной причины, такой как развитие двигательных навыков ребенка, например, умение держать бутылочку, мяч, карандаш; расстегивать и застегивать пуговицы, развязывать и завязывать шнурки и т. д., есть и другая, более скрытая – развитие у ребенка речи и интеллекта.
Публикация «Развитие мелкой моторики с использованием природных материалов у детей раннего возраста с ОВЗ,» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Младшая группа
- Поделки из природного материала
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Еще в прошлом столетии М. Монтессори отметила взаимосвязь пальцевой моторики и речевой функции. По мере того, как ребенок растет, происходит поэтапное развитие моторики и речи: развитие тонких движений пальцев рук, сопровождается дальнейшей артикуляцией слогов и последующим совершенствованием речевых реакций. Регулярные игры, упражнения и тренировка пальцев рук помогают снять умственную усталость, эмоциональное напряжение, улучшают произношение звуков, повышают тонус и эластичность мышц. Использование природного материала является не только доступным, не затратным способом развития мелкой моторики, но также и развивающим представления об окружающей среде, открывающим новые свойства природных материалов. Так, малыши опытным путем узнают, что камень тяжелее горошины, он может тонуть, при этом он не растворяется в воде, как, например, соль; что песок сыпучий, но если его намочить, то можно вылепить куличик, и т. д.
В своей работе с детьми раннего возраста с ОВЗ, я использую горох, манку, макароны, гречу, песок, камни, маленькие веточки деревьев, орехи и т. д.
Нужно ли рассказывать о радости, которую приносят малышам такие, незатейливые на первый взгляд, игры?
Я лучше покажу вам несколько фотографий с занятий и добавлю пару слов о самих играх, которые так нравятся ребятам.
Игры с манкой.
Для детей, имеющих нарушения в моторном развитии я предлагаю такую игру, как «Найди сокровища». В емкости с манкой прячу различные «сокровища»: камни, орехи, горох и др. Задача ребенка, погружая руки в крупу, нащупать и достать заветные «сокровища». Очень интересен деткам и сам процесс посыпания, он особенно полезен для напряжения и расслабления мышц пальцев рук.
И еще один способ найти «сокровища»: используя ситечко, зачерпнуть манку, просеять ее в емкость. Какой восторг потом вызывает обнаруженные на дне ситечка «драгоценные» находки!
Так же манку можно пересыпать из емкости в емкость, при этом формируя понятие у ребенка «пустой»- «полный», выкладывать на поверхности манки из различных натуральных материалов рисунки, рисовать пальчиком по манке. Фантазии нет предела!
Игры с песком.
На занятиях я использую цветной песок, который обладает пластичностью и экологичностью.
В песке тоже очень удобно прятать все, что угодно. На фотографии ребенок ищет спрятанные цветные «камушки» (сделанные из соленого теста и раскрашенные гуашью, а затем сравнивает их по размеру и цвету. Затем из найденных камушков мы строим «дорожку» на песке, а потом пальчики ребенка поочередно «шагают» по этим камням.
Так как пластичность песка позволяет мы лепим из песка различные куличики, катаем шарики, стоим башни, все, что подсказывает ребенку его воображение.
Игры с горохом, макаронами и крупами.
По аналогии с манкой игра «Найди клад». Ребенок, погружая руки в горох, находит «сокровища», по мере усложнения сортирует их.
Игра «Сортер»
Берем обычный контейнер от куриных яиц и раскладываем попарно крупы и другие мелкие натуральные материалы. В этой игре я использовала сложный вариант: фасоль, горох, греча, макароны, камни. Ребенок должен разложить крупы в ячейках друг напротив друга. Почему сложный? Потому что здесь есть «съедобное» (крупы) и «несъедобное» (камни).
Таких игр можно придумать очень много, все зависит от вашей фантазии и воображения ребенка.
В конце, я бы хотела подвести небольшой итог: благодаря развитию мелкой моторики и использованию в игровой деятельности природных материалов, мы не только развиваем двигательные навыки, но и обогащаем сенсорный опыт ребенка, тем самым развивая познавательные способности малыша и повышая уровень сформированности речевых функций.