Надежда Боксгорн
Семинар-практикум для родителей «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель - построение эмоционально-доверительных взаимоотношений, способствующих полноценному развитию ребенка и позитивной самореализации взрослых.
Задачи:
1. Формировать у родителей элементарные представления о роли мелкой моторики в психофизическом развитии ребенка.
Публикация «Семинар-практикум для родителей „Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
2. Научить элементам фольклорной пальчиковой гимнастики, для развития внимания, памяти.
3. Познакомить родителей с приёмом «пластилинография», как нетрадиционным способом рисования, раскрыть значение пластилинографии для развития детей, научить совместной с детьми деятельности дома в свободное время.
4. Способствовать сплочению группы родителей детского сада, поддерживать развитие творческих способностей их детей.
Оборудование: пальчиковые игры «Пальцеход», «Нитяные узоры», шнуровки, «Сухой бассейн» ( с разными наполнителями: крупа, зернобобовые, пластилин, шаблоны для рисования пальчиками.
Ход:
Воспитатель: Добрый вечер, уважаемые родители. Сегодня я пригласила вас на семинар – практикум. Я очень надеюсь, что всё чему вы научитесь, пригодится вам в воспитании и развитии ваших детей. А развитием детей необходимо начинать заниматься уже с раннего возраста. Поговорим сегодня мы о развитии мелкой моторики рук детей раннего возраста.
Cтатистика свидетельствует — современные дети начинают говорить значительно позже своих сверстников 10–20-летней давности. Срок речевого старта сдвинулся от полутора лет к двум с половиной, а у мальчиков даже к трем. А виной всему большой объем информации, неблагоприятная экология, очень активная компьютеризация современного времени (дети не умеют говорить, отсутствуют культурно – гигиенические навыки, зато умеют активно пользоваться планшетами, компьютерами, а они как мы знаем не требуют от ребёнка «говорения»).
Итак, как же связано развитие речи ребёнка, его интеллекта и развитие мелкой моторики руки?
Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику и тем самым активизируя отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.
Систематические занятия с ребёнком по развитию мелкой моторики ведут к положительной динамике развития таких высших свойств сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие мелкой моторики важно еще и по причине, что в жизни, когда ребёнок вырастет, ему понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие действия. Таким образом, мы можем построить следующую цепочку развития : мелкая моторика – речь – восприятие.
О чудесных свойствах мелкой моторики знали еще наши мудрые предки. Из поколения в поколение передаются забавные народные потешки: «Ладушки-ладушки», «Сорока – белобока» и другие пальчиковые игры. Педагог Василий Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».
Работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Начинать эту работу нужно с самого раннего возраста. Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.
Степень развития мелкой моторики у ребенка определяет самые важные для его будущего качества: речевые способности, внимание, координацию в пространстве, концентрацию и воображение. Центры головного мозга, отвечающие за эти способности, непосредственно связаны с пальцами и их нервными окончаниями. Поэтому упражнения и занятия, в которых участвуют маленькие пальчики ребенка, исключительно важны для его умственного и психического развития. Мелкая моторика, сенсорика, координация движений – ключевые понятия для периода раннего дошкольного возраста.
Уважаемые родители, сегодня я покажу и расскажу, как провожу игровые упражнения по развитию мелкой моторики в группе и, которые вы можете взять себе на вооружение для занятий дома. Если проделанная работа нами в детском саду не будет подкрепляться вами дома – результат мы не получим.
1. Пальчиковая гимнастика:
• Способствует овладению навыками мелкой моторики;
• Помогает развивать речь ребенка;
• Повышает работоспособность коры головного мозга;
• Развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение;
• Снимает тревожность.
Например,
«Этот пальчик»
Этот пальчик хочет спать,
загибание пальцев, начиная с мизинца
Этот пальчик - прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж уснул,
Этот пальчик - давно спит.
Большой палец уже загнут
Тише, тише не шумите,
Наши пальчики не будите.
Встали пальчики! Ура!
В детский сад идти пора!
«Пальчиковый театр» (этот метод начнем осваивать во второй половине года) Где разговорно-пальцевая деятельность наиболее естественна? Конечно же, в детском театре.
Во второй половине года будем использовать различные виды театров: «Театр картинок», «Театр пальчиков», «Театр рукавичек». Здесь требуются умелые руки и желание произносить монологи, даже самостоятельно создавать сценарии, создавать роли, озвучивать сценки. Куклы двигаются в такт музыке, поворачивают голову, кланяются, выразительно действуют «руками» - детскими пальцами.
3. Игры с природным материалом.
Развивают мелкую моторику, совершенствуя тонкие движения пальцев рук, зрительное внимание, творческое начало, знакомят с понятием много – мало. Большой интерес доставляют малышам. Прошу малышей помочь мне перебрать и разложить по разным тарелкам: бобы – в большую тарелку, фасоль – в среднюю, а горох – в самую маленькую. Наполняя бутылочки фасолью, горохом малыши слышат, как они звонко стучат по стенкам бутылочки. Их привлекает сам процесс: опускание фасолинок в отверстие. Можно даже устроить соревнование “Кто быстрее наберет бутылочку”. Покажите, как можно насыпать крупу с помощью ложки или небольшого совочка. Для того чтобы черпать ложкой малышу придется активно вращать кистью руки, а также быть внимательным и аккуратным. Теперь можно выложить и узор, чередуя по цвету и форме.
Предлагаю детям на мгновение превратимся в золушек и перебрать различного вида крупу по тарелочкам (упражнение «Золушка»).
4. Изобразительная деятельность.
Наряду с решением основных для этого вида деятельности задач на занятиях изобразительной деятельностью можно успешно осуществлять и развитие речи детей. Деятельность с бумагой, ножницами, соленым тестом, пластилином, красками, карандашами – это не только сенсорно-двигательные упражнения. Она отражает и углубляет представления детей об окружающих их предметах, способствует проявлению умственной и речевой активности. В нашем детском саду мы используем нетрадиционные техники рисования для развития речи детей : пальцеграфия и пластилинография.
Ведь рисовать можно не только с помощью красок, карандашей или фломастеров, но и пластилином. Это нетрадиционная техника рисования называется пластилинографией. С помощью него изображения получаются более или менее выпуклые, полуобъёмные. Вот посмотрите на картинки, выполненные с помощью пластилинографии.
Пластилинография способствует, в первую очередь, снятию мышечного напряжения и расслаблению; развивает детское воображение, художествен-ное и пространственное мышление, мелкую моторику рук; что очень важно для развития речи и интеллекта ребёнка, будит фантазию; побуждает дошкольников к самостоятельности; формирует эстетический вкус; помогает воспитывать трудолюбие, ведь надо убирать рабочее место после рисования, желание доводить начатое дело до конца.
Пластилинография поможет вам разнообразить досуг ребенка дома, наладить общение с ним, подарить друг другу радость от нарисованных картин. Изготовленные картины дети могут подарить друзьям, близким людям, украсить ими комнату и т. п.
Техника проста в исполнении, не требует особых способностей, увлекает и не перегружает детей ни умственно, ни физически. Рисование пластилином позволяет использовать бросовый (катушки, диски, бусины) и природный (шишки, ракушки, каштаны) материалы.
Существуют разные приёмы рисования пластилином. Давайте рассмо-трим некоторые из них.
Раскатывание - кусочек, положенный между ладонями или на доску и прижатый ладонью, раскатывается прямолинейными движениями кистей рук, удлиняется и приобретает цилиндрическую форму.
Скатывание - кусочек кругообразными движениями ладоней скатывается в шарик.
Слегка потянув щепоткой часть пластилина - оттягиванием - можно из оттянутого материала сформировать часть изображения.
Изображение плоских и гладких поверхностей требует заглаживания, выполняемого кончиками пальцев.
Сплющивание - наиболее применяемый приём - для этого шарик сдавлива-ют до формы лепёшки. Небольшие углубления и изгибы поверхности пере-дают вдавливанием - нажимом пальцев, стека или формирующих структуру вспомогательных инструментов - трубочек, зубчатых колесиков и т. п.
Прищипывание - осуществляется сжатием пальцев, собранных в щепотку, в той части формы, где создаётся новая деталь.
Обучать пластилинографии нужно в порядке повышения уровня сложнос-ти: сначала важно научить надавливать на пластилин, затем размазывать его от центра к краям контура и далее сочетать оба приема. Начинать лучше с простых картинок и постепенно переходить к созданию более сложных.
Сейчас я расскажу и покажу, как нарисовать пластилином гриб. Начну работу с ножки. Возьму кусочек белого пластилина и скатаю его колбаской, приложу готовую колбаску к ножке гриба на картонке, равномерно прижму получившуюся ножку и расплющу на основе. Для травки возьму несколько маленьких кусочков зеленого пластилина и скатаю небольшие колбаски, приложу их к нижней части ножки и расплющу в разные стороны. Теперь дело за шляпкой. Возьму кусок красного пластилина, скатаю шарик, приложу в центр шляпки. Затем, сплющивая, равномерно распределяю пластилин по всей шляпке гриба. А теперь разглажу на шляпке неровности и выступающие детали. Скатаю маленькие шарики из белого пластилина и путем сплющив-ния прикреплю их к шляпке. Гриб готов.
При лепке картин следует учитывать особенности работы с пластилином. Так, для получения нужного оттенка можно соединять пластилин различных цветов и сортов. Смешивать более двух цветов не рекомендуется. Существу-ет два способа получения разнообразных оттенков. Первый- смешивать пластилин прямо на основе, накладывая мазки попеременно. Второй- взять несколько кусочков разноцветного пластилина, размять, перемешать в одном шарике и рисовать.
Работа с пластилином занимает много времени, требует внимания и усидчивости, поэтому примерно в середине занятия необходимо проводить физкультурные минутки. Еще один важный момент – благоприятный настрой родителей и ребенка. Важно поощрять ребенка даже за небольшие успехи в освоении новой техники. Творчество должно доставлять ребенку радость общения, познания, труда, игры, отдыха.
Для того чтобы попробовать себя в новом виде изобразительного искусства вам понадобятсяследующие материалы:
1) Плотный картон,
2) Доска для лепки в качестве рабочего стола для раскатывания пластилина и лепки мелких деталей.
3) Стакан с водой (руки необходимо периодически смачивать водой, чтобы пластилин к ним не прилипал).
4)салфетка для рук.
5) Набор стеков различной формы. Стеки - это небольшие пластмассовые или деревянные ножечки для вырезания, выравнивания пластилина и деталировки изображаемых предметов.
8) Хороший пластилин (хороший - это тот, который имеет яркую окраску, тонко выкатывается и не липнет к рукам. Такими свойствами обладает флуоресцентный восковый пластилин).
А сейчас приглашаю вас попробовать выполнить работу в технике пластилинографии. Вы можете взять картонки с готовым рисунком или нарисовать свой. Рисовать пластилином можно разными способами. Это размазывание основы пластилином нужного цвета. Можно «горошками». Из пластилина катаются горошинки и выкладываются узором на поверхность картона, заполняя весь рисунок. Рисование «жгутиками». Техника “жгутиками” несколько сложнее в том, что надо скатать жгутики одинаковой толщины и выкладывать их на рисунок. Можно жгутики соединить вдвое и скрутить, тогда получится красивая косичка, основа контура рисунка. Следующий способ –процарапывание. На картон наносится тонкий слой пластилина, выравнивается стеком или ножом, а рисунок процарапывается зубочисткой, стеком, как в технике граттаж. Показываю картинки выполненные в технике пластилинографии разными способами. А так же разрезанием – это, когда несколько пластилиновых лепешек укладываются друг на друга в виде пирога, складываются пополам в виде книжечки. При помощи тонкой проволоки разрезаются на тонкие пластины, из которых можно составлять различные композиции (бабочки, цветы и т. д.)
Практическая часть. Родители рисуют пластилином разными способами.
Заключение.
Педагог. - Уважаемые родители, скажите, пожалуйста, было ли вам интерес-но, и хотели бы вы применить полученные сегодня знания. Какую еще педагогическую тему вы хотели ба рассмотреть на семинаре или консультации?
Спасибо за активное участие, за чудесные картины. Позвольте вам вручить памятки с советами и рекомендациями по обучению детей пластилинографии.
Памятка для родителей «Развитие мелкой моторики пальцев рук детей раннего дошкольного возраста в домашних условиях»
Мелкая моторика – точные движения пальцев рук – особенно тесно связана с процессом формирования речи ребенка. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук оказывают стимулирующее влияние на развитие речи.
Нарушение мелкой моторики связано с нарушением мышечного тонуса пальцев рук. Работа над развитием мелкой моторики пальцев рук, стимулирует созревание речевой зоны коры головного мозга.
Работу по развитию мелкой моторики рук необходимо проводить систематически (по 5-10 минут ежедневно).
Виды детской деятельности, которые можно использовать для развития мелкой моторики пальцев рук
1. Рвать бумагу.
2. Развертывать «сюрпризы» (предметы завернутые в фольгу или несколько слоев бумаги).
3. Пересыпать крупу — ложкой, руками, стаканчиками, искать в ней спрятанные предметы, готовить суп куклам.
4. Учиться собирать губкой воду со стола.
5. Учиться выжимать губку.
6. Игры с песком — учиться делать куличики, пирожки, насыпать, пересыпать.
7. Игры с прищепками.
8. Баночки с консервами — строить башенки или домики.
9. Учиться открывать-закрывать всевозможные замочки — либо играть с настоящими, либо сделать или купить специальную доску.
10. Доставать мелкие предметы ложкой из блюда (сначала столовой ложкой — это легче, потом чайной).
11. Вылавливай мелкие предметы ложкой из воды.
12. Переносить округлые предметы в ложке по комнате.
13. Переливать воду стаканчиками (идеально — играть в ванной во время купания).
14. Переливать воду из детского чайника в чашку.
15. Вылавливать шарики в воде маленьким ситечком.
16. Взбивать мыльную пену венчиком (в тарелку с водой добавляется пару капель моющего средства).
17. Оставлять отпечатки на тесте различными фигурками и формочками.
18. Рисовать палочкой на земле или песке на улице.
19. Рисовать пальчиком на манке.
20. Коробочки, баночки с крышечками, мешочки — учиться открывать и закрывать.
21. Маленькие резиночки — учиться надевать на пальчики, палочку от пирамидки, на небольшие резиновые игрушки.
22.«Копилка» — опускать различные предметы небольшого размера (пуговицы, монетки, фасоль, макароны) в небольшие прорези на коробочках и баночках.
23. Массировать пальчики массажным мячиком (например в сопровождении с потешками).
24. Игра с мелкими предметами (обязательно под присмотром взрослых, соблюдая правила безопасности) — пуговицами, камушками, бусинами и т. п.
25. Застегивать-расстегивать липучки на обуви или одежде.
Желаем успехов!