Приложение МААМ

Семинар-практикум для родителей «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста» (6 фото)

Надежда Боксгорн
Семинар-практикум для родителей «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Семинар-практикум для родителей «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста»
Фото «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста»

Цель - построение эмоционально-доверительных взаимоотношений, способствующих полноценному развитию ребенка и позитивной самореализации взрослых.

Задачи:

1. Формировать у родителей элементарные представления о роли мелкой моторики в психофизическом развитии ребенка.

Темочки:

2. Научить элементам фольклорной пальчиковой гимнастики, для развития внимания, памяти.

3. Познакомить родителей с приёмом «пластилинография», как нетрадиционным способом рисования, раскрыть значение пластилинографии для развития детей, научить совместной с детьми деятельности дома в свободное время.

4. Способствовать сплочению группы родителей детского сада, поддерживать развитие творческих способностей их детей.

Оборудование: пальчиковые игры «Пальцеход», «Нитяные узоры», шнуровки, «Сухой бассейн» ( с разными наполнителями: крупа, зернобобовые, пластилин, шаблоны для рисования пальчиками.

Ход:

Воспитатель: Добрый вечер, уважаемые родители. Сегодня я пригласила вас на семинар – практикум. Я очень надеюсь, что всё чему вы научитесь, пригодится вам в воспитании и развитии ваших детей. А развитием детей необходимо начинать заниматься уже с раннего возраста. Поговорим сегодня мы о развитии мелкой моторики рук детей раннего возраста.

Cтатистика свидетельствует — современные дети начинают говорить значительно позже своих сверстников 10–20-летней давности. Срок речевого старта сдвинулся от полутора лет к двум с половиной, а у мальчиков даже к трем. А виной всему большой объем информации, неблагоприятная экология, очень активная компьютеризация современного времени (дети не умеют говорить, отсутствуют культурно – гигиенические навыки, зато умеют активно пользоваться планшетами, компьютерами, а они как мы знаем не требуют от ребёнка «говорения»).

Итак, как же связано развитие речи ребёнка, его интеллекта и развитие мелкой моторики руки?

Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику и тем самым активизируя отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

Систематические занятия с ребёнком по развитию мелкой моторики ведут к положительной динамике развития таких высших свойств сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие мелкой моторики важно еще и по причине, что в жизни, когда ребёнок вырастет, ему понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие действия. Таким образом, мы можем построить следующую цепочку развития : мелкая моторика – речь – восприятие.

О чудесных свойствах мелкой моторики знали еще наши мудрые предки. Из поколения в поколение передаются забавные народные потешки: «Ладушки-ладушки», «Сорока – белобока» и другие пальчиковые игры. Педагог Василий Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

Работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Начинать эту работу нужно с самого раннего возраста. Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.

Степень развития мелкой моторики у ребенка определяет самые важные для его будущего качества: речевые способности, внимание, координацию в пространстве, концентрацию и воображение. Центры головного мозга, отвечающие за эти способности, непосредственно связаны с пальцами и их нервными окончаниями. Поэтому упражнения и занятия, в которых участвуют маленькие пальчики ребенка, исключительно важны для его умственного и психического развития. Мелкая моторика, сенсорика, координация движений – ключевые понятия для периода раннего дошкольного возраста.

Уважаемые родители, сегодня я покажу и расскажу, как провожу игровые упражнения по развитию мелкой моторики в группе и, которые вы можете взять себе на вооружение для занятий дома. Если проделанная работа нами в детском саду не будет подкрепляться вами дома – результат мы не получим.

1. Пальчиковая гимнастика:

• Способствует овладению навыками мелкой моторики;

• Помогает развивать речь ребенка;

• Повышает работоспособность коры головного мозга;

Развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение;

• Снимает тревожность.

Например,

«Этот пальчик»

Этот пальчик хочет спать,

загибание пальцев, начиная с мизинца

Этот пальчик - прыг в кровать,

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж уснул,

Этот пальчик - давно спит.

Большой палец уже загнут

Тише, тише не шумите,

Наши пальчики не будите.

Встали пальчики! Ура!

В детский сад идти пора!

«Пальчиковый театр» (этот метод начнем осваивать во второй половине года) Где разговорно-пальцевая деятельность наиболее естественна? Конечно же, в детском театре.

Во второй половине года будем использовать различные виды театров: «Театр картинок», «Театр пальчиков», «Театр рукавичек». Здесь требуются умелые руки и желание произносить монологи, даже самостоятельно создавать сценарии, создавать роли, озвучивать сценки. Куклы двигаются в такт музыке, поворачивают голову, кланяются, выразительно действуют «руками» - детскими пальцами.

3. Игры с природным материалом.

Развивают мелкую моторику, совершенствуя тонкие движения пальцев рук, зрительное внимание, творческое начало, знакомят с понятием много – мало. Большой интерес доставляют малышам. Прошу малышей помочь мне перебрать и разложить по разным тарелкам: бобы – в большую тарелку, фасоль – в среднюю, а горох – в самую маленькую. Наполняя бутылочки фасолью, горохом малыши слышат, как они звонко стучат по стенкам бутылочки. Их привлекает сам процесс: опускание фасолинок в отверстие. Можно даже устроить соревнование “Кто быстрее наберет бутылочку”. Покажите, как можно насыпать крупу с помощью ложки или небольшого совочка. Для того чтобы черпать ложкой малышу придется активно вращать кистью руки, а также быть внимательным и аккуратным. Теперь можно выложить и узор, чередуя по цвету и форме.

Предлагаю детям на мгновение превратимся в золушек и перебрать различного вида крупу по тарелочкам (упражнение «Золушка»).

4. Изобразительная деятельность.

Наряду с решением основных для этого вида деятельности задач на занятиях изобразительной деятельностью можно успешно осуществлять и развитие речи детей. Деятельность с бумагой, ножницами, соленым тестом, пластилином, красками, карандашами – это не только сенсорно-двигательные упражнения. Она отражает и углубляет представления детей об окружающих их предметах, способствует проявлению умственной и речевой активности. В нашем детском саду мы используем нетрадиционные техники рисования для развития речи детей : пальцеграфия и пластилинография.

Ведь рисовать можно не только с помощью красок, карандашей или фломастеров, но и пластилином. Это нетрадиционная техника рисования называется пластилинографией. С помощью него изображения получаются более или менее выпуклые, полуобъёмные. Вот посмотрите на картинки, выполненные с помощью пластилинографии.

Пластилинография способствует, в первую очередь, снятию мышечного напряжения и расслаблению; развивает детское воображение, художествен-ное и пространственное мышление, мелкую моторику рук; что очень важно для развития речи и интеллекта ребёнка, будит фантазию; побуждает дошкольников к самостоятельности; формирует эстетический вкус; помогает воспитывать трудолюбие, ведь надо убирать рабочее место после рисования, желание доводить начатое дело до конца.

Пластилинография поможет вам разнообразить досуг ребенка дома, наладить общение с ним, подарить друг другу радость от нарисованных картин. Изготовленные картины дети могут подарить друзьям, близким людям, украсить ими комнату и т. п.

Техника проста в исполнении, не требует особых способностей, увлекает и не перегружает детей ни умственно, ни физически. Рисование пластилином позволяет использовать бросовый (катушки, диски, бусины) и природный (шишки, ракушки, каштаны) материалы.

Существуют разные приёмы рисования пластилином. Давайте рассмо-трим некоторые из них.

Раскатывание - кусочек, положенный между ладонями или на доску и прижатый ладонью, раскатывается прямолинейными движениями кистей рук, удлиняется и приобретает цилиндрическую форму.

Скатывание - кусочек кругообразными движениями ладоней скатывается в шарик.

Слегка потянув щепоткой часть пластилина - оттягиванием - можно из оттянутого материала сформировать часть изображения.

Изображение плоских и гладких поверхностей требует заглаживания, выполняемого кончиками пальцев.

Сплющивание - наиболее применяемый приём - для этого шарик сдавлива-ют до формы лепёшки. Небольшие углубления и изгибы поверхности пере-дают вдавливанием - нажимом пальцев, стека или формирующих структуру вспомогательных инструментов - трубочек, зубчатых колесиков и т. п.

Прищипывание - осуществляется сжатием пальцев, собранных в щепотку, в той части формы, где создаётся новая деталь.

Обучать пластилинографии нужно в порядке повышения уровня сложнос-ти: сначала важно научить надавливать на пластилин, затем размазывать его от центра к краям контура и далее сочетать оба приема. Начинать лучше с простых картинок и постепенно переходить к созданию более сложных.

Сейчас я расскажу и покажу, как нарисовать пластилином гриб. Начну работу с ножки. Возьму кусочек белого пластилина и скатаю его колбаской, приложу готовую колбаску к ножке гриба на картонке, равномерно прижму получившуюся ножку и расплющу на основе. Для травки возьму несколько маленьких кусочков зеленого пластилина и скатаю небольшие колбаски, приложу их к нижней части ножки и расплющу в разные стороны. Теперь дело за шляпкой. Возьму кусок красного пластилина, скатаю шарик, приложу в центр шляпки. Затем, сплющивая, равномерно распределяю пластилин по всей шляпке гриба. А теперь разглажу на шляпке неровности и выступающие детали. Скатаю маленькие шарики из белого пластилина и путем сплющив-ния прикреплю их к шляпке. Гриб готов.

При лепке картин следует учитывать особенности работы с пластилином. Так, для получения нужного оттенка можно соединять пластилин различных цветов и сортов. Смешивать более двух цветов не рекомендуется. Существу-ет два способа получения разнообразных оттенков. Первый- смешивать пластилин прямо на основе, накладывая мазки попеременно. Второй- взять несколько кусочков разноцветного пластилина, размять, перемешать в одном шарике и рисовать.

Работа с пластилином занимает много времени, требует внимания и усидчивости, поэтому примерно в середине занятия необходимо проводить физкультурные минутки. Еще один важный момент – благоприятный настрой родителей и ребенка. Важно поощрять ребенка даже за небольшие успехи в освоении новой техники. Творчество должно доставлять ребенку радость общения, познания, труда, игры, отдыха.

Для того чтобы попробовать себя в новом виде изобразительного искусства вам понадобятсяследующие материалы:

1) Плотный картон,

2) Доска для лепки в качестве рабочего стола для раскатывания пластилина и лепки мелких деталей.

3) Стакан с водой (руки необходимо периодически смачивать водой, чтобы пластилин к ним не прилипал).

4)салфетка для рук.

5) Набор стеков различной формы. Стеки - это небольшие пластмассовые или деревянные ножечки для вырезания, выравнивания пластилина и деталировки изображаемых предметов.

8) Хороший пластилин (хороший - это тот, который имеет яркую окраску, тонко выкатывается и не липнет к рукам. Такими свойствами обладает флуоресцентный восковый пластилин).

А сейчас приглашаю вас попробовать выполнить работу в технике пластилинографии. Вы можете взять картонки с готовым рисунком или нарисовать свой. Рисовать пластилином можно разными способами. Это размазывание основы пластилином нужного цвета. Можно «горошками». Из пластилина катаются горошинки и выкладываются узором на поверхность картона, заполняя весь рисунок. Рисование «жгутиками». Техника “жгутиками” несколько сложнее в том, что надо скатать жгутики одинаковой толщины и выкладывать их на рисунок. Можно жгутики соединить вдвое и скрутить, тогда получится красивая косичка, основа контура рисунка. Следующий способ –процарапывание. На картон наносится тонкий слой пластилина, выравнивается стеком или ножом, а рисунок процарапывается зубочисткой, стеком, как в технике граттаж. Показываю картинки выполненные в технике пластилинографии разными способами. А так же разрезанием – это, когда несколько пластилиновых лепешек укладываются друг на друга в виде пирога, складываются пополам в виде книжечки. При помощи тонкой проволоки разрезаются на тонкие пластины, из которых можно составлять различные композиции (бабочки, цветы и т. д.)

Практическая часть. Родители рисуют пластилином разными способами.

Заключение.

Педагог. - Уважаемые родители, скажите, пожалуйста, было ли вам интерес-но, и хотели бы вы применить полученные сегодня знания. Какую еще педагогическую тему вы хотели ба рассмотреть на семинаре или консультации?

Спасибо за активное участие, за чудесные картины. Позвольте вам вручить памятки с советами и рекомендациями по обучению детей пластилинографии.

Памятка для родителей «Развитие мелкой моторики пальцев рук детей раннего дошкольного возраста в домашних условиях»

Мелкая моторика – точные движения пальцев рук – особенно тесно связана с процессом формирования речи ребенка. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук оказывают стимулирующее влияние на развитие речи.

Нарушение мелкой моторики связано с нарушением мышечного тонуса пальцев рук. Работа над развитием мелкой моторики пальцев рук, стимулирует созревание речевой зоны коры головного мозга.

Работу по развитию мелкой моторики рук необходимо проводить систематически (по 5-10 минут ежедневно).

Виды детской деятельности, которые можно использовать для развития мелкой моторики пальцев рук

1. Рвать бумагу.

2. Развертывать «сюрпризы» (предметы завернутые в фольгу или несколько слоев бумаги).

3. Пересыпать крупу — ложкой, руками, стаканчиками, искать в ней спрятанные предметы, готовить суп куклам.

4. Учиться собирать губкой воду со стола.

5. Учиться выжимать губку.

6. Игры с песком — учиться делать куличики, пирожки, насыпать, пересыпать.

7. Игры с прищепками.

8. Баночки с консервами — строить башенки или домики.

9. Учиться открывать-закрывать всевозможные замочки — либо играть с настоящими, либо сделать или купить специальную доску.

10. Доставать мелкие предметы ложкой из блюда (сначала столовой ложкой — это легче, потом чайной).

11. Вылавливай мелкие предметы ложкой из воды.

12. Переносить округлые предметы в ложке по комнате.

13. Переливать воду стаканчиками (идеально — играть в ванной во время купания).

14. Переливать воду из детского чайника в чашку.

15. Вылавливать шарики в воде маленьким ситечком.

16. Взбивать мыльную пену венчиком (в тарелку с водой добавляется пару капель моющего средства).

17. Оставлять отпечатки на тесте различными фигурками и формочками.

18. Рисовать палочкой на земле или песке на улице.

19. Рисовать пальчиком на манке.

20. Коробочки, баночки с крышечками, мешочки — учиться открывать и закрывать.

21. Маленькие резиночки — учиться надевать на пальчики, палочку от пирамидки, на небольшие резиновые игрушки.

22.«Копилка» — опускать различные предметы небольшого размера (пуговицы, монетки, фасоль, макароны) в небольшие прорези на коробочках и баночках.

23. Массировать пальчики массажным мячиком (например в сопровождении с потешками).

24. Игра с мелкими предметами (обязательно под присмотром взрослых, соблюдая правила безопасности) — пуговицами, камушками, бусинами и т. п.

25. Застегивать-расстегивать липучки на обуви или одежде.

Желаем успехов!

Семинар-практикум для родителей - фото
Фото №1 Цель построение эмоционально доверительных взаимоотношений способствующих полноценному развитию ребенка и позитивной самореализации взрослых Фото №2 Формировать у родителей элементарные представления о роли мелкой моторики в психофизическом Фото №3 Развитие ребенка
Публикации по теме:

Консультация для родителей на тему «Развитие мелкой моторики у детей» Движения пальцев рук исторически в ходе развития человечества оказались тесно связанными с речевой функцией. Первой формой общения первобытных.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста»Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста» Ученые, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста» Консультация для родителей: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста» "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев" В. Сухомлинский.

Игры-упражнения на развитие мелкой моторики рук и развитие речи детей раннего возраста Художественное слово Пальчиковые игры сопровождаются стихотворными текстами. Стихотворения в играх – это та основа, на которой формируется.

Практикум для родителей и детей «Развитие мелкой моторики у дошкольников 3 лет»Практикум для родителей и детей «Развитие мелкой моторики у дошкольников 3 лет» Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию практикум, который знакомит родителей воспитанников с различными играми и упражнениями, направленными.

Семинар для родителей «Развитие мелкой моторики рук ребёнка» МАТЕРИАЛЫ К РОДИТЕЛЬСКОМУ СОБРАНИЮ Форма проведения «Семинар» «Развитие мелкой моторики рук» Группа: вторая группа раннего возраста.

Семинар-практикум для педагогов «Развитие мелкой моторики» Цель семинара: повышение уровня компетентности педагогов в вопросах развития речи детей через развитие мелкой моторики рук; знакомство с.

Семинар-практикум для педагогов «Сенсорное развитие детей раннего возраста» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №8 «Колосок» села Нины Советского района». Семинар-практикум для педагогов.

Семинар-практикум для родителей «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста» Семинар-практикум для родителей «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста» Цель: сформировать у родителей представления.

Семинар-практикум с родителями детей раннего возраста «Развитие мелкой моторики-залог развития речи и мышления малышей» Цель: формирование знаний у родителей о значении развития у детей мелкой моторики рук; обучение родителей методике самостоятельной работе.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум для родителей «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста»
Опубликовано: 14 ноября 2016 в 10:39
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум для родителей «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Боксгорн (УИ 482354) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
03 марта 2025 понедельник
Сегодня дошкольник — завтра избиратель!
Выбираем спортивные дисциплины!
Праздник знатоков дикой природы!
Слушаем во все уши!
ВСЕ писатели на МААМ по фамилиям
04 марта 2025 вторник
Растим будущих инженеров!
Безопасная весна!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД