Ольга Резникова
Конспект «Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста посредством пальчиковых игр»
▼ Скачать +Заказ
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение
2. Важность и значение развития мелкой моторики рук посредством пальчиковых игр.
4. Виды пальчиковых игр
5. Рекомендации для проведения пальчиковых игр
6. Результаты проведения пальчиковых игр
7. Список литературы
8. Приложение (Картотека пальчиковых игр)
ВВЕДЕНИЕ
Публикация «Конспект „Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста посредством пальчиковых игр“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мелкая моторика
- Младшая группа
- Пальчиковая гимнастика. Конспекты занятий
- Темочки
Настоящее методическое пособие представляет собой практический материал для работы с детьми раннего возраста с применением разновидностей пальчиковых игр и включает описание пальчиковых игр в течение дня в различных формах организации детской деятельности.
В сборник вошли материалы ведущих педагогов: М. Монтессори, которая на основе многочисленных экспериментов утверждала: «Таланты детей находятся на кончиков их пальцев»; опытного педагога-практика Т. А Ткаченко «Развиваем мелкую моторику», в которой предлагается система игровых упражнений для развития точности, согласованности и силы пальчиковых движений.
Представленный в методическом пособии практический материал апробировался в течение 3-х лет в группах раннего возраста
Сборник адресован педагогам дошкольных образовательных учреждений для работы с детьми.
ВАЖНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК ПОСРЕДСТВОМ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР.
Одним из показателей хорошего физического и нервно-психическогоразвития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторикой.
Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит. Исследования учёных показали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Чем активнее и точнее движение пальцев у малыша, тем быстрее он начинает говорить.
Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: «Ум ребёнка находится на кончике его пальцев», а филосов И. Кант, что «Рука-это вышедший наружу мозг человека», «Готовить глаз к видению, руку – к действию и душу к чувствованию», были слова М. Монтессори.
Малышу необходимо всё потрогать, так он учится различать тепло и холод, твёрдость и мягкость, тяжесть, размер и форму предметов. Рука имеет самое большое представительство в коре головного мозга.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
Главное требование в играх рукой, её кистью, пальчиками : воспитателям необходимо одинаково заботиться о развитии правой и левой руки. Благодаря пальчиковым играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредоточиться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.
Учитывая возрастные особенности детей, воспитателю необходимо активно использовать в своей работе игровую мотивацию, которая значительно повышает интерес детей к учебным мероприятиям, а так же эффективность самих мероприятий. Также можно утверждать, что использование разнообразных пальчиковых игр в педагогическом процессе дошкольного учреждения может рассматриваться как один из путей повышения качества работы по речевому развитию детей в дошкольном учреждении.
Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения.
Пальчиковые игры помогают налаживать коммуникативные отношения на уровне соприкосновения, эмоционального переживания, контакта «глаза в глаза»; имеют развивающее значение, так как наилучшим образом способствуют развитию не только мелкой моторики рук, но и речи.
На кончиках пальцев расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребёнка в целом.
Что такое моторика?
Моторика, в переводе с латинского – движение. Различают – крупную моторику и мелкую моторику.
Крупная моторика – это совокупность действий для выполнения какой-либо задачи. Бег, ползание, прыжки, ходьба, наклоны и …. – все это относится к крупной моторике.
Крупная моторика это основа, вначале ребенок осваивает крупную моторику, а потом к ней постепенно добавляются навыки мелкой моторики.
Мелкая моторика – это способность манипулировать мелкими предметами и выполнять более точные действия. При мелкой моторике работают мелкие мышцы.
Застегивание пуговиц, завязывание узелков, игра на музыкальных инструментах, рисование, вырезание – это все мелкая моторика.
Почему так важно для детей развитие мелкой моторики рук?
Мелкая моторика взаимодействует не только с речью, но и с мышлением, вниманием, координацией движений и пространственным восприятием, наблюдательностью, воображением, зрительной и двигательной памятью. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь.
Что дают пальчиковые игры детям раннего возраста?
Умелыми пальчики становятся не сразу. Поэтому игры, упражнения, пальчиковые разминки необходимо проводить ежедневно, в детском саду и дома, во дворе, во время выездов на природу. Во время занятий учитывать индивидуальные особенности ребенка, его возраст, настроение, желания и возможности. Приступив к занятиям, не забывать, что вы – самый родной и близкий человек для ребенка, и чувство эмоциональной защищенности не должно покидать малыша ни на миг. Пальчиковая гимнастика :
• Способствует овладению навыками мелкой моторики.
• Помогает развивать речь.
• Повышает работоспособность коры головного мозга.
• Развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение.
• Снимает тревожность.
Подводя итог, можно определить цели и задачи пальчиковых игр.
Цель: развитие мелкой моторики рук для развития речи детей раннего возраста посредством пальчиковых игр.
Задачи:
1. Развивать игровые, познавательные, сенсорные, речевые способности, учитывая индивидуальные и возрастные особенности ребенка.
2. Формировать овладение образно – игровыми и имитационными движениями в сочетании с речью.
3. Вызывать положительные эмоции; прививать устойчивый интерес к пальчиковым играм.
Виды пальчиковых игр
Разнообразие пальчиковых игр очень много, поэтому их можно классифицировать на несколько видов. Это и пальчиковые игры со стихотворным сопровождением (Приложение); игры с предметами ;пальчиковые игры с элементами самомассажа; игры с сыпучими материалами; игры с музыкальным сопровождением и другие.
Пальчиковые игры присутствуют во всем режиме дня. Они проводятся во время гимнастики, на прогулке, во время наблюдения, перед обедом, в начале подвижных игр или в ходе, на физминутках при организации образовательной деятельности. Игры рассчитаны как на групповую, так и на индивидуальную работу с детьми.
Для развития мелкой моторики руки разработано много интересных методов и приемов, использую разнообразные стимулирующие материалы. В своей работе я использовала накопленный материал по данному направлению и основной принцип дидактики: от простого к сложному. Подборка игр и упражнений, их интенсивность, количественный и качественный состав варьируются в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей детей.
Для разностороннего гармоничного развития двигательных функций кисти руки необходимо тренировать руку в различных движениях
В данном пособии вашему вниманию подобраны и систематизированы игры и упражнения на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома.
Различные игры с пальчиками
Пальчиковая гимнастика
Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка :
способствует овладению навыками мелкой моторики;
помогает развивать речь;
повышает работоспособность головного мозга;
развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;
развивает тактильную чувствительность; снимает тревожность.
Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Это инсценировка каких – либо рифмованных историй, сказок при помощи рук.
Дети с удовольствием принимают участие в играх – потешках. Самый известный вариант такой игры – «Сорока-белобока», но есть и более сложные для проговаривания и показа.
Очень интересна пальчиковая гимнастика под музыку.
Игры с предметами и материалом
Развитию кисти и пальцев рук способствуют не только пальчиковые игры, но и разнообразные действия с предметами. Предлагаю Вам ряд игр и упражнений с такими предметами.
Игры с прищепками, скрепками (Приложение)
Упражнения с речевым сопровождением.
Бельевой прищепкой поочерёдно «кусаем» ногтевые фаланги
(от указательного к мизинцу и обратно) на стихи:
1. Представьте вместе с ребенком, что прищепки – это маленькие рыбки, а кружочек или квадратик, выполненный из картона – это кормушка. Ну, а ребенку надо помочь рыбкам пообедать, то есть, прикрепить их по периметру фигуры.
2. Очень интересно для детей «приделывать иголки» ежу, вырезанному из картона и т. Д. Аналогично со скрепками.
Игры – шнуровки
(шнуровки, ленточки, замочки)
Можно использовать как фабричного производства, так и выполненного своими руками.
Наматывание ленточек
Ленточки наматываем на пальчик не туго и обратно, можно использовать карандаши.
Такие игры развивают пространственную ориентировку, внимание, формируют навыки шнуровки, способствуют точности глазомера, последовательности действий.
Игры с сыпучими материалами
Игры с крупами (дети очень любят играть руками в сухом пальчиковом бассейне из гречки, гороха, фасоли).
Самомассаж в «сухом бассейне»
Насыпаем в емкость горох или фасоль. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто.
1. В «сухой бассейн» помещаем горох или бобы, а также мелкие игрушки от киндер-сюрприза. Ребенок запускает в него руку и старается на ощупь найти и определить игрушку.
2. Рисование по крупе. На яркий поднос тонким равномерным слоем рассыпьте мелкую крупу (манку). Проведите пальцем ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны, буквы и т. Д) .
Игры с пробками от бутылок (Приложение)
Берем две крышечки ложем резьбой вверх – это лыжи. Дети ставят в крышечки пальчики. Двигаемся на «лыжах»,
То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.
Если пробки просверлить посередине – можно использовать тоже для нанизывания бус.
«Комканье платка» — берем носовой платок за уголок и показываем ребенку, как целиком вобрать его в ладонь, используя пальцы только одной руки. Другая рука не помогает. Можно одновременно комкать и два платка руками.
Игра со спичечными коробками. Выкладывание фигур из спичек, можно по заданному рисунку, можно по своему представлению.
Выкладывание фигур из спичек.
Игры с бусинами, макаронами
Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все, что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т. П. Бусины можно сортировать по размеру, цвету, форме.
Игры с пуговицами
Подберите пуговицы разного размера и цвета. Попросите ребенка выложить рисунок по образцу. После того, как ребенок научится выполнять задание, предложите ему придумать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить цветок, неваляшку, снеговика, бабочку, мячики, бусы и т. Д.
Развитие графической моторики
Рисование по трафаретам. Конструирование и работа с мозаикой, пазлами.
Художественно-творческая деятельность
Конечно, овладевая рисованием, лепкой, аппликацией, ребенок не научится писать. Но все эти виды продуктивной деятельности делают руку малыша умелой, легко и свободно управляющей инструментом, развивают зрительный контроль за движением руки. Помогают образованию связи рука-глаз. Все это будет ему хорошим помощником в школе.
Массаж и самомассаж кистей и пальцев рук (мячиком-ёжиком, бигудями, грецкими орехами, карандашами, резиночками для волос, камушками, зубными щётками и т. Д.)
Игра с шестигранными карандашами
(Грани карандаша легко укалывают ладони, активизируют нервные окончания, снимают напряжение).
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР.
Предлагаю некоторые рекомендации для проведения пальчиковой гимнастики :
• Не проводить игру холодными руками. Руки можно согреть в теплой воде или растерев ладони.
• Если в новой игре имеются незнакомые малышам персонажи или понятия, сначала рассказать о них, используя картинки или игрушки.
• Пальчиковые игры с детьми проводить как показ или как пассивную гимнастику руки и пальцев ребенка.
• Предлагать выполнить движения всем детям вместе.
• Если сюжет игры позволяет, можно «бегать» пальчиками по руке или спине ребенка, щекотать, гладить и др.
• Использовать максимально выразительную мимику.
• Делать в подходящих местах паузы, говорить то тише, то громче, определять, где можно говорить очень медленно, повторять, где возможно, движения без текста.
• Выбрав две – три игры, постепенно заменять их новыми.
• Проводить игру весело, «не замечать», если малыш на первых порах делает что – то неправильно, поощрять успехи.
Результаты проведения пальчиковых игр.
Считаю, что все игры и упражнения, которые я проводила с детьми в интересной, непринужденной игровой форме помогают нам развивать мелкую моторику рук наших малышей, их речь, внимание, мышление, а также доставляют им радость и удовольствие.
Систематическая работа в данном направлении позволила достичь следующих положительных результатов: дети стали более внимательны, усидчивы, больше общаются с воспитателем и сверстниками, пополнился словарный запас слов, кисть приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.
Создавая в группе необходимую развивающую среду, способствующую развитию мелкой моторики, учитывая возрастные особенности детей, получив поддержку и помощь родителей, продолжала добиваться поставленной цели.
Литература:
Громова О. Н., Прокопенко Т. А. Игры – забавы по развитию мелкой моторики у детей. М., Гном и Д, 2001.
Ермакова С. О. Пальчиковые игры для детей от года до трех лет. М. ,2008.
Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. М., 1999.
Степанова, М. А. Сиситема работы по развитию мелкой моторики кистей и пальцев рук детей / М. А. Степанова // Логопед. – 2009. - №7, с. 62-70
Ткаченко, Т. А. Развиваем мелкую моторику / Т. А. Ткаченко. – М. : Эксмо, 2008.
Приложение:
Игры с прищепками и скрепками
1. Котенок
Сильно кусает котёнок-глупыш,
Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук)
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!».
2. Гусь
Гусь стоит,
И всё гогочет.
Ущипнуть тебя он хочет.
Га – га – га!
Берут в руки бельевую прищепку. Бельевой прищепкой прищепляют ногтевые фаланги пальцев (правой, а затем левой руки).От большого пальца к мизинцу.
2.«Ёжик» Очень интересно для детей «приделывать иголки» ежу, вырезанному из картона и т. д.
Ёжик, ёжик, где гулял?
Где колючки растерял?
Ты беги скорей к нам, ёжик,
Мы тебе сейчас поможем.
«Морковка»
Прицеплю листочки ловко,
И получится морковка.
Аналогично со скрепками
Игры с сыпучими материалами. Насыпаем в емкость горох или фасоль. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:
"Месим, месим тесто,
Есть в печи место.
Будут-будут из печи
Булочки и калачи".
Игры с пробками от бутылок. Берем две крышечки ложем резьбой вверх – это лыжи. Дети ставят в крышечки пальчики. Двигаемся на «лыжах» :
«Мы едим на лыжах,
мы мчимся с горы,
мы любим забавы снежной зимы»
Пальчиковая игра «Башмачки» :
Берём пластмассовые крышки от бутылок (4 штуки) и надеваем их, как обувь, на указательные и средние пальцы. «Идём» пальцами как ножками, не отрывая «обувь» от поверхности стола, как бы шаркая. После каждого двустишия – смена рук.
Катя туфли потеряла,
Долго плакала, искала.
Другая рука:
В крышки пальчики обула
Смело в них вперёд шагнула.
Другая рука:
Пошла Катя на прогулку
По кривому переулку.
Другая рука:
Пальцы, словно ножки,
Обуты в босоножки.
Другая рука:
Каждый пальчик будто ножка
Только шаркает немножко.
«Комканье платка»
«У меня живёт проглот –
Весь платок он скушал, вот!»
Ребенок комкает, начиная с угла, платочек так, чтобы он весь уместился в кулачке.
Массаж и самомассаж кистей и пальцев рук
Массаж рук грецким орехом
(Катаем орех между ладонями)
Я катаю мой орех,
Чтобы стал круглее всех.
Научусь я два ореха между пальцами держать.
Это в школе мне поможет буквы ровные писать
Маленькая птичка принесла яичко.
Мы с яичком поиграем, мы яичко покатаем,
Покатаем, не съедим, его птичке отдадим.
Игра с мячиками:
Для этого мы используем массажные гладкие и колючие мячики. (Можно катать по ладошке, столу, коврику) :
Колобок рукой катаю (правой ладонью катаем мячик по левой)
Взад, вперёд его гоняю.
Им поглажу я ладошку будто я сметаю крошку. (гладим мячиком ладонь)
И сожму его немножко, как сжимает лапу кошка (сжимаем и разжимаем мячик)
Колобок я разожму и другой рукой начну
Колобок наш отдохнёт и опять игра начнёт (повторяем то же самое другой рукой)
Игра с шестигранными карандашами
«Карандаш в руках катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик,
Быть послушным научу»
Упражнение «Накрути ленточку на палочку» (можно использовать карандаши)
ИГРЫ С МЕЛКИМИ ПРЕДМЕТАМИ.
Если вы увлекаетесь шитьём, то у вас наверняка есть «волшебная» коробочка, где лежат пуговицы, бусинки, кусочки тканей, ленточки и т. д. Дети обычно любят рассматривать содержимое таких коробок.
• Дайте ребёнку горстку пуговиц, среди которых есть одинаковые. Отложите одну из них в сторону и предложите найти остальные такие же пуговицы.
• Предложите ребёнку разложить пуговицы по цвету - синие к синим, красные к красным и т. д.
• Предложите ребёнку найти самую маленькую и самую большую пуговички.
• Можно дать ребёнку рассмотреть тесёмки и ленточки.
• Разложите куски тесёмок и лент на толе, сравните, какая длиннее всех. Назовите цвета ленточек.
• Можно показать ребёнку, как скатывать тесёмку в рулончики.
• Из пуговиц можно выкладывать узоры или забавные рисунки: бабочку, снеговика, человечка.
• Чем больше мелких предметов пройдёт через руки малыша, тем лучше.
ИГРЫ СО ШНУРКАМИ.
Игры-шнуровки сейчас широко представлены на прилавках магазинов. От простейших шнуровок-пуговиц, где надо протолкнуть шнурок в отверстие, до целых домов из фанеры, стены которых пришнуровываются друг к другу. Можно каждый день делать новую интересную игру-шнуровку. Для этого нужно: плотный картон, дырокол и шнурок для обуви. Единственная проблема – обычным бытовым дыроколом вы сможете проделывать отверстия только по краю картонки. Проявите фантазию и не используйте большие куски картона.
• Сделайте из картона цветок, ёлочку, ёжика, грузовик с рядом отверстий по краю. Вырежьте более мелкие детали, которые к ним можно пришнуровывать. Например, бабочку, которая сядет на цветок и т. д.
• Можно нанизывать на шнурок для обуви бусины от вышедших из моды пластмассовых «ожерелий». На кухне попробуйте нанизывать на шнурок макароны.
ВОЛШЕБНЫЙ МЕШОЧЕК.
Для этой игры вам понадобится небольшой тряпичный мешочек и несколько мелких предметов.
• Покажите ребёнку те предметы, которые вы собираетесь положить в мешочек.
• Для начала возьмите один предмет и уберите его в мешочек на глазах у ребёнка. Спросите где же кубик? Куда он делся? Достаньте игрушку из мешочка, скажите: «Вот она!»
• Опять спрячьте её в мешочек, предложите ребёнку найти предмет самостоятельно.
• Потом положите в мешочек не один, а два предмета или три.
• Можете назвать ребёнку фигуру, которую нужно достать.
• Можно играть по-другому – пусть ребёнок достаёт все предметы один за другим, называя каждый, прежде чем вытащить из мешка.
Развивающие упражнения для самых маленьких. (2-4 года).
Яблочко.
(Русская народная потешка)
Катилось яблочко по огороду Сложите руку в кулак и покрутите
кулаком.
И упало прямо в воду –
Бульк!
Уроните руку вниз.
Дождик.
(Русская народная потешка)
Дождик, дождик, посильней,
Будет травка зеленей,
Машем открытыми ладошками
вверх – вниз.
Ставим на стол открытые ладошки
растопыренными пальчиками вверх.
Вырастут цветочки
На кругленьком лужочке!
Свёрнутые в кулачок пальцы обеих
рук раскрываются, изображая распускающиеся цветы.
Жук, жук.
(Русская народная потешка)
Жук, жук не жужжи!
Изображаем жука с длинными
усиками.
Где ты прячешься, скажи!
Разводим руками в стороны и
пожимаем плечами.
Мой дом под кустом,
Изображаем ладонями крышу.
Под берёзовым листом!
Опять одной рукой изображаем жука,
а второй – листик, под который и залетает жук
Муха строит дом.
(Русская народная потешка)
Ох, ох, что за гром?
Ладони к щекам. Качаем головой
из стороны в сторону.
Муха строит новый дом.
Изображаем ладонями крышу.
Молоток: стук – стук,
Изображаем рукой
движения молотком.
Помогать идёт петух.
Двумя пальцами изображаем
ноги, показываем, как идёт петух –
важно, вразвалочку.
Кораблик
По реке плывёт кораблик,
Он плывет из далека,
Сложили руки лодочкой и делаем
ими волнообразные движения.
На кораблике четыре
Очень храбрых моряка.
Показываем поднятые вверх
четыре пальца.
У них ушки на макушке,
Поднимаем руки к голове, показываем
ушки согнутыми ладонями.
У них длинные хвосты.
Приставляем руку к пояснице,
изображая движения хвостиком.
Не страшны им только кошки,
Только кошки да коты.
Обе руки поднимаем к голове,
изображаем кошачьи когти и шипим
Тетери.
(Русская народная потешка)
Как на нашем на лугу
Разводим руки в стороны,
изображая простор.
Стоит чашка творогу.
Ладони вместе – горстью.
Прилетели две тетери,
Машем пальчиками обеих рук,
«слетаемся» с разных сторон
в середину.
Наклевались, улетели.
Указательный и средний палец –
клювы – тыкают в сложенную
горстью вторую ладонь.
Отличные пшеничные.
(Из шведской народной поэзии)
Мы печём пшеничные
Пироги отличные.
Одну ладонь кладём на другую,
потом наоборот – лепим пирожки.
Кто придёт к нам пробовать
Пироги пшеничные?
Две ладони рядом, изображаем
поднос с пирожками.
Мама, папа, брат, сестра,
Пёс лохматый со двора.
По очереди загибаем пальцы,
начиная с большого.
И другие, все, кто может,
Пусть приходят с ними тоже.
Машем ладонями по направлению
к себе – зазываем в гости.
Тесто замесили мы,
Изображаем руками, как месят
тесто.
Сахар не забыли мы,
Пироги пшеничные
В печку посадили мы.
Сыпем «сахар» щепоткой.
Воображаемый пирог обхватили руками
и ставим в печку – движение вперёд.
Печка весело горит,
Наша мама говорит:
- Крошки, что останутся,
Воробью достанутся.
Изображаем, как воробей клюёт крошки –
указательным пальцем одной руки
с ладони другой руки.
Синий чиж.
(Русская народная потешка)
По дубочку постучишь
Стучим кулачком по столу.
Прилетает синий чиж.
Машем «крыльями».
У чижа, у чиженьки
Хохолочек рыженький.
Поднимаем вверх четыре пальца
и делаем пальцами волнообразные
движения, пёрышки на хохолке
«развеваются».
А на лапке маленькой
Сапожочек аленький.
Указательный палец одной руки
поставить на стол и кончиком пальца
другой руки погладить ноготь пальца,
изображающего лапку.
Чиж под солнышком летал
И головкою кивал.
Машем «крыльями», киваем головой.
Ах ты, радуга-дуга…
(Русская народная потешка)
Ах ты, радуга-дуга,
Ты высока и туга!
Соедините руки в замок, поднимите их
над головой и покачайте из стороны
в сторону.
Не дай дождичка,
Машем открытыми от себя ладонями
из стороны в сторону, изображая
отказ.
Дай нам вёдрышко.
Ладони горизонтально, как бы
подставляем ладони под дождь.
Чтобы деткам погулять,
Чтоб теляткам поскакать,
В такт стихам качаем головой
из стороны в сторону, как бы
напевая песенку.
Нужно солнышко –
Колоколнышко!
Поднимаем руки вверх,
растопырив пальцы, -
изображаем солнышко.
Шла собака через мост…
(Русская народная потешка)
Шла собака через мост,
Изображаем всеми пальцами
шагающую собаку – средний
палец оттопырен вперёд (голова,
остальные идут по столу.
Четыре лапы, пятый хвост.
Показываем четыре пальца,
поднятые вверх, большой прижат
к ладони.
На слово «пятый» зажимаем все пальцы,
а большой поднимаем вверх.
Если мост обвалится,
Две ладони оставьте вместе тыльной
стороной вверх, ладони касаются
кончиками пальцев – это будет мост.
Изобразите, как мост обваливается
То собака свалится.
Разведите руки в стороны и пожмите
плечами, как бы изображая удивление,
недоумение.