Людмила Заляева
Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста с помощью художественного творчества
▼ Скачать + Заказать документы
Тема проекта: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста с помощью художественного творчества».
Известный педагог В. А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
Публикация «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста с помощью художественного творчества» размещена в разделах
В наше время особенно актуальной встала проблема развитие мелкой моторики у детей, так как наукой уже давно доказано существование связи между развитием мелкой моторики и логическим мышлением, памятью, интеллектом и речью у детей. Поэтому специалисты рекомендуют развивать мелкую моторику с самого раннего возраста. Побуждать пальчики работать - одна из важнейших задач занятий по развитию художественного творчества, которая приносит много радости дошкольникам.
В процессе работы с детьми от 1,5 до 3 лет, я обратила внимание на то, что большинство детей не умеют, либо неправильно держат карандаш, не имею навыков работы с кистью, пластилином, им трудно выполнять какие-либо действия с мелкими предметами. Детям тяжело координировать и выполнять движения рук.
Исходя из этого я определила цель своего проекта: развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста через художественную деятельность.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
• развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;
• совершенствовать точность и координацию движений руки и глаза, гибкость и ритмичность;
• формировать наглядно-образное пространство, композиционность;
• развивать творческий потенциал, фантазию и воображение, самостоятельность.
Для достижения желаемого результата необходимо сделать работу регулярной, используя следующие формы работы:
- совместная деятельность воспитателя с детьми;
- индивидуальная работа с детьми;
- свободная самостоятельная деятельность самих детей
- работа с родителями воспитанников.
Для реализации данного проекта, я использую, и буду продолжать использовать разные методы и приемы работы:
• массаж кистей рук и пальцев
• пальчиковая гимнастика
• пальчиковые игры со стихами
• шнуровка
• лепка из пластилина и соленого теста с использованием природного материала (семена, крупы, ракушки и т. д.)
• игры с крупами
• рисование и раскрашивание
• нетрадиционные техники рисования
• работа с бумагой (складывание, смятие)
• игры с мелкими предметами (пазлы, мозаика, конструктор)
• игры с бусинами, пуговицами, прищепками и т. д.
Начиная свою работу, я провела диагностику умений и навыков детей (работа с карандашом, пластилином, игры с мелкими предметами)
Критерии В % С % Н %
Умение рисовать карандашом 2 6,5 20
Умение работать с пластилином 1 8,5 35
Игры с мелкими предметами 2 10 15
Общий показатель развития мелкой моторики 5 25 70
Анализируя полученные результаты, можно сделать вывод, что у детей в развитии мелкой моторики преобладает средний и низкий уровень.
В ходе реализации проекта уделялось внимание работе с пластилином. Данная деятельность доступна маленьким детям и быстро позволяет достичь желаемого результата. Проводились занятия на тему: «Ягоды для птиц», «Мухомор», «Вкусный пирог» и др. Также при работе с пластилином использовались различные виды круп, семена. Это способствует быстрому развитию мелкой моторики и, кроме того, это отличный массаж для маленьких рук.
Проводились занятия по рисованию на тему: «Осеннее дерево», «Новогодняя елочка», «Ласковое солнышко» и др. Дети рисовали пальчиками, развивали умения работать карандашом, знакомились с рисованием кистью. Рисование пальчиками (пальцеграфия) помогает раскрыть и развивать в ребятах способность к воображению и творчеству.
Занятия по лепке и рисованию занимают много времени, требуют внимания и усидчивости, поэтому в середине занятия проводились физкультминутки. В начале каждого занятия мы играли с детьми в какую-нибудь пальчиковую игру. В течение всего дня мы неоднократно и с удовольствием проигрывали их еще раз. Особенно детям запомнились игры «Апельсин», «Моя семья», «Дружные пальчики», «Капуста».
Стоит отметить один важный момент – это благоприятный эмоциональный настрой у детей. Особенно приятно видеть, как они радуются выполненной работе и с каким восторгом и гордостью показывают вечером своим родителям.
В своей работе я использовала рисование манкой - новая техника выполнения рисунков. Данные занятия полезны и очень интересны детям.
Для развития мелкой моторики рук на протяжении всего дня мы знакомились и занимались уже известными играми. Когда-то известный педагог Мария Монтессори разработала очень полезную игру – шнуровку. Шнуровки - важная развивающая игра для детей, готовящая руку малыша к рисованию и письму. Она воспитывает у ребенка усидчивость, глазомер и внимание. Подобные игры улучшают координацию движений, гибкость кисти. Также детям предлагались игры с мелкими предметами – это цветная мозаика, пазлы. Дети с удовольствием занимались конструктором.
В процессе реализации проекта проводилась работа с родителями. Многие родители расспрашивали о занятиях, интересовались, что нового дети узнали. В яркой форме была представлена и размещена на стендах информация для родителей, касающаяся развития мелкой моторики рук.
Вся проведенная работа позволила добиться следующих результатов:
• Увеличилось количество детей с высоким и средним уровнем развития мелкой моторики руки.
• Уменьшилось количество детей с низким показателем развития.
• Дети познакомились с новыми видами художественного творчества.
• Повысился интерес родителей к развитию творчества детей.
Критерии В % С % Н %
Умение рисовать карандашом 2,5 9 23
Умение работать с пластилином 2,5 10 24,5
Игры с мелкими предметами 2 12 15,5
Общий показатель развития мелкой моторики 6 31
Сравнительная диагностика (круглая диаграмма)
Сравнивая показатели на диаграммах можно сделать вывод: высокий уровень развития мелкой моторики повысился, значительно увеличился средний уровень за счет уменьшения низкого, значит, работа мной ведется в нужном направлении. В связи с этим можно сделать вывод, что занятия художественной деятельностью способствуют развитию мелкой моторики у детей раннего возраста.
В своей работе я стараюсь предоставить детям возможность испытать удовольствие от творческого процесса, от того что он что-то сделал сам, учу тому, что любую работу и любое действие можно сделать с интересом.
Результаты с детьми наши таковы, что мы сделали с ними уже много работ, пусть еще совсем неуклюжих, не совсем красивых, но зато это самое первое и самое значимое творчество для детей и их родителей.