Наталья Ельцова
Опыт работы «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».
«Истоки способностей и дарований детей на кончиках пальцев».
В. А. Сухомлинский
Работа по развитию мелкой моторики является важной составляющей обучения и воспитания ребенка. Игры и упражнения для развития мелкой моторики особенно необходимы современным детям дошкольного возраста, так как они являются средством подготовки к письму. Сейчас, к сожалению, тренировка движений пальчиков рук детей происходит очень редко, развитие мелкой моторики рук стало требовать специальных упражнений и занятий. Раньше это осуществлялось в быту, незаметно, без специальной тренировки. Например, двадцать лет назад детям вместе с родителями приходилось больше задействовать руки: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас же на каждое занятие есть по машине, на одежде и обуви – липучки, а вместо пуговиц или шнурков молнии.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Мелкая моторика
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
В работе с детьми мной активно используются различные методы, приемы и средства для развития мелких мышц пальцев и совершенствования движений рук. В первую очередь, хорошо всем известные пальчиковые игры, самомассаж кистей и пальцев рук. Дети очень любят массаж с цветными карандашами, шишками, грецкими орехами. Отличным средством для развития движений пальцев является работа с бумагой. Сминание, отрывание, складывание, разрывание мягкой бумаги - легкая техника работы, доступная малышам. Полученные комочки-шарики или клочки бумаги являются прекрасным материалом для создания композиций (цветок, цыпленок, снеговик и др.). Для развития ручных умений и подготовки руки к письму мы рисуем карандашами, фломастерами, мелом, красками. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений помогает пальчиковая живопись, рисование ладошками, отпечатками различных материалов. Занимаясь лепкой, у ребенка формируются навыки работы двумя руками, очень активно развиваются мелкие мышцы рук. Техники лепки из пластилина, соленого теста, влажного песка, снега так же используются в нашей работе.
Помимо вышеперечисленных методов для развития мелкой моторики детей имеют место быть и нетрадиционные приемы. Очень занимательными являются игры и упражнения с использованием «сухого» бассейна, рисование на песке или крупах. Дети кончиками пальцев, ладошками, кулачками рисуют разные рисунки по образцу или инструкции, что вызывает у них восхищение. Игры с природным материалом (шишки, орехи, крупы, песок, камни) всегда доступны, не требуют финансовых затрат и помогают снять эмоциональное напряжение у детей. Можно перекатывать шишку между ладошками до появления чувства приятного тепла и мелкого покраснения. Прекрасными орудиями для развития пальцев и кисти рук являются различные бытовые предметы (бельевые прищепки, решетки, щетки, расчески, бигуди, карандаши, резинки для волос и многое другое). Например, обычную хозяйственную прищепку можно использовать для закрепления навыка открывания, прикрепления к любым предметам - картинкам (недостающие детали, например, лучики к солнышку). Игры с ранее перечисленными материалами – это не только забава и приятное развлечение. Такая работа развивает глазомер и аккуратность.
Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать, писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных заданий.
С детьми среднего дошкольного возраста группы «Гномики» МБОУ «Юркинская СОШ»СП детский сад "Земляничка" в начале года была проведена диагностика уровня развития мелкой моторики рук. Часто встречающимся результатом стал показатель среднего уровня, поэтому продолжение развития в этом направление является необходимостью. Для детей было проведено занятие «Путешествие в деревню «Сказкино». Воспитанникам было предложено отправиться в путешествие на паровозике, чтобы узнать какие сказки живут в этой деревне. В ходе занятия осуществлялось знакомство ребят с историй создания русских народных сказок. Дети активно, с интересом отгадывали загадки о сказках, открывали замочки на окнах домиков, где появлялись сказочные герои. С удовольствием отвечали на вопросы, выполняли задания (помогали героям, упражнения на развитие речевой и познавательной активности детей, творческих способностей, развитие мелкой моторики : «Собери яйцо», «Построй теремок», «Перебери крупу», «Лепим колобок». Занятие прошло успешно. Участие каждого ребенка было отмечено похвалой и положительной оценкой.
Использование традиционных и нетрадиционных приёмов развития мелкой моторики рук способствует развитию слухового восприятия, повышению наблюдательности, внимания, памяти, воображения, упорядочению впечатлений детей, которые они получают при взаимодействии с внешним миром. Также в ходе подобных занятий у детей расширяется словарный запас и развивается навык игровой деятельности.
Развитие ребенка и формирование у него различных навыков - очень сложный и кропотливый труд. Успешное решение этой задачи возможно только при системном подходе. Развивайте мелкую моторику рук детей вне зависимости от того, родитель вы или педагог в игровой форме, и тогда интерес к выполнению деятельности данного характера будет на высшем уровне!