Елена Сычева
Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста через изобразительную деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста через изобразительную деятельность»
Важным фактором в развитии ребенка является мелкая моторика. Мелкая моторика взаимодействует с такими свойствами сознания, как внимание, мышление, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Отсюда следует, что уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуального развития ребенка. Наблюдения показывают, что у большинства детей дошкольного возраста недостаточно развита моторика рук : дети плохо владеют карандашом, линии в основном кривые, неточные и слабые, у некоторых детей отмечается плохая координация движений, что говорит об общей неготовности большинства детей к письму, а также возникают проблемы с речевым развитием.
Публикация «Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста через изобразительную деятельность» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
По мнению И. М. Соловьёва одним из самых эффективных форм развития мелкой моторики являются занятия по изобразительной деятельности, где обращает внимание на недооценку значения рисования, ведь по рисункам детей можно проследить, как развивается ребенок, его мелкая моторика, какого уровня она достигает на каждом возрастном этапе.
Проблема развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста отражена и в «Федеральном государственном стандарте дошкольного образования». Представлена в целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования «у ребенка развита мелкая моторика». Помочь в работе над развитием мелкой моторики может изобразительная деятельность.
Ведущей педагогической идеей опыта является создание педагогических условий для развития мелкой моторики детей дошкольного возраста. Для достижения желаемого результата обогатила содержание развивающей предметно-пространственной среды. Для этого я организовала центр «Умелые пальчики», в котором размещено оборудование для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами; игры и упражнения по развитию мелкой моторики рук; разнообразные мозаики (крупные и мелкие); различные пособия по расстёгиванию и застёгиванию пуговиц («Собери цветок», «Укрась коврик», «Одень куклу» и др.); шаблоны (различные лекала) и трафареты для обведения, раскрашивания и штриховки; альбомы с различными работами известных художников, скульпторов; мольберт, краски, бумага разного фона и размера, что сделало образовательную деятельность познавательной, увлекательной и разнообразной. Составила серию игровых образовательных ситуаций по художественно-эстетическому развитию «Удивительный мир»; картотеку пальчиковых игр и гимнастик для развития тактильной чувствительности кистей рук и пальцев. С целью развития мотивационной сферы, способности к самовыражению и повышению самооценки организовала выставку результатов детской деятельности «Маленький художник», «Лепим, творим…». Реализовала проекты, направленные на развитие мелкой моторики рук детей : «Бумажные фантазии», «Веселые пальчики», «Умелые ладошки».
С целью отслеживания достижений в формировании общей и мелкой моторики дошкольников, в развитии отчётливости и координации движений, мной была использована методика Н. О. Озерецкий, Н. И. Гуревич «Диагностика развития мелкой моторики». Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста определялось с помощью игровых заданий, которые просты в применении, информативны по содержанию и, как свидетельствует их долгая проверка временем, достоверны. Показатели мониторинга свидетельствуют об эффективности использования изобразительной деятельности в развитии мелкой моторики рук у дошкольников. Дети стали более самостоятельными в самообслуживании; движения пальцев точные, ловкие; кисти рук приобрели хорошую подвижность, гибкость.
Реализации деятельности по развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста через изобразительную деятельность способствовали различные формы системной работы с педагогическими кадрами. Для педагогов детского сада разработала цикл консультаций на тему «Взаимодействие с семьей в развитии мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста», «Развитие мелкой моторики и координации движений у детей», "Нетрадиционные техники рисования, как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста»; мастер – класс по работе с солёным тестом «Волшебство под руками»; методические рекомендации «Радость творчества»; тематические презентации «Развитие мелкой моторики как эффективный способ подготовки руки дошкольника к письму», «Техника оригами как средство развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста», «Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования».
Успех в решении вопроса развития мелкой моторики детей во многом будет зависеть от того, насколько четко педагогически, методически, психологически будет организовано сотрудничество педагогов ДОУ и родителей. В целях повышения компетентности родителей в художественно - эстетическом воспитании детей и развития мелкой моторики создала сборник «Рисуем всей семьей», в который вошли материалы для консультаций («Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста», «Игры с пальчиками», практикумов с родителями («Рисунки из ладошки», «Лепка из соленого теста», «Мастерим вместе с мамой», позволяющими в доступной форме познакомить родителей с методами и приемами развития мелкой моторики ребенка через продуктивную деятельность. Данное сотрудничество по данному направлению привело к повышению компетентности родителей в вопросах воспитания и развития ребенка. Таким образом, изобразительная деятельность, при целенаправленном применении, способствовала развитию мелкой моторики, координации движений пальцев рук у детей дошкольного возраста
Литература:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155).
2. Губанихина Е. В. Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста посредством продуктивно-творческой деятельности [Текст] / Е. В. Губанихина, К. Д. Шикина // Молодой ученый. – 2014. – №21.1.
3. Ермакова К. М. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста [Текст] / К. М. Ермакова // Вопросы дошкольной педагогики, 2015. – №2.
4. Савина, Л. П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников/Л. П. Савина. - М. : ООО «Издательство АСТ», 2010.
5. Узорова О. В. Пальчиковая гимнастика. – М. : ООО «Издательство АСТ», 2003.