Наталья Шелудкова
Самообразование: Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Самообразование воспитателя СОШ п. Верхнеказымский
Шелудковой Натальи Александровны
Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры».
Цель:
Создать условия для развития и совершенствования мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
Изучить и проанализировать научную литературу по исследуемой проблеме.
Публикация «Самообразование: Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развития мелкой моторики. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2018
Создать предметно-развивающую среду в группе, направленную на развития и совершенствования мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста.
Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр.
Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность.
Дать родителям знания о значении пальчиковых игр в развитии ребенка и приобщить их к пальчиковым играм с ребенком в условиях семьи.
Формы работы:
- совместная работа с детьми;
- индивидуальная работа;
- свободная самостоятельная деятельность самих детей.
Предполагаемый результат:
У детей развита мелкая моторика, они могут правильно держать ложку, карандаш, кисть, получают удовольствие от творческой и игровой деятельности.
Актуальность.
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, мозаикой.
Мелкая моторика — способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка.
Поэтому, развивая мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за становление детской речи и повышающие работоспособность ребенка, его внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность. Кроме того, мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка, на уровень логического мышления, памяти, умения рассуждать, концентрировать внимание и воображение.
Таким образом, в младшем возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений рук является важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее успешное развитие.
Вывод: Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в речевых центрах мозга, но и подготавливает ребёнка к рисованию, а в дальнейшем и к письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.
План работы на 2017-2018 учебный год
в первой младшей группе.
Этапы работы.
I. Подготовительный этап.
Изучение учебно-методической литературы и интернет сайтов. Сроки
1. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. Издательство: СПб:, Корона-Век, 2007
2. Ткаченко Т. А. Развиваем мелкую моторику. - М. : ЭКСМО, 2007.
3. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
4. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.
5. Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
сентябрь
II. Практический этап. Цель. Сроки.
Создание картотеки пальчиковых игр
Оформление памятки для родителей «Для чего нужны пальчиковые игры»
Повысить компетентность родителей в значимости пальчиковых игр, упражнений для детей раннего возраста октябрь
Заучивание пальчиковых игр:
Лепка, аппликация.
Участие родителей в совместном разучивание с детьми пальчиковых играх. Побуждать детей выполнять действия руками и пальчиками, в соответствии со словами текста; развитие мелкой моторики
в течение года.
Д/и. : «Прищепки»
Участие родителей в оформление предметно-развивающей среды в группе по данной теме. Способствовать формированию детей пользоваться прищепками «дождик для тучки», «иголочки для ёжика». Формировать умение детей держать прищепку тремя пальцами, сжимать и разжимать её. Совершенствовать умение прикреплять прищепки по периметру фигуры. ноябрь
Д,И. : «Развесим бельё»
Развивать мелкую моторику пальцев, формировать умение пользоваться прищепками. ноябрь
Д/и с сыпучими материалами («сухой бассейн», ищем игрушку, рисуем на крупе)
Участие родителей в подборке материалов для создания «сухого бассейна». Укреплять и развивать мелкую моторику пальцев рук, повышать чувствительность пальцев; сенсомоторное развитие, формирование основных сенсорных эталонов: форма, величина; воспитание терпеливости в работе; снятие эмоционального напряжения. декабрь
Д\ И : «Массажный мячик»
Создание картотеки игр с массажными мячиками. Развивать сгибание и разгибание кистей рук. Отрабатывать слаженность движений обеих рук. Развивать координацию движений. декабрь
Консультация для родителей: «Игры на развитие мелкой моторики рук» Повысить компетентность родителей в значимости пальчиковых игр, упражнений для детей раннего возраста январь
Настольная игра «Мозаика». Способствовать умению детей выкладывать из мелких геометрических фигур рисунок по образцу. январь
Д/и «С крышками»
Совместное создание с родителями, пособия для игры с крышками от бутылок Развивать координацию движения рук, способствовать умение детей закручивать и откручивать крышки. февраль
Сообщение на родительском собрании «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста» Выставка для родителей дидактических игр и пособий на развитие мелкой моторики дошкольников март
Игры: «Рыбалка», «Поймай лягушку»
Развивать координацию движений, мелкую моторику и закрепление цвета рыбки (лягушки). март
Д/и «Веселые упражнения с карандашами» Способствовать умению раскатывать карандаш между ладошками. Улучшать координацию движений кисти, движения пальцев рук апрель
Д/и. «Шнуровка», «Бусы». Развивать соотносящие действия, координацию действий обеих рук, эмоциональное отношение к результату своей деятельности. май
Участие родителей в оформление фотовыставки по результатом совместной деятельности с детьми за год. Привлечь родителей к совместной деятельности с детьми.
май
III. Обобщающий этап. Сроки
Презентация своей деятельности на недели педагогического мастерства. апрель
Отчёт по теме самообразования на итоговом педсовете по теме: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры». Публикации материалов по данной теме. май