Алла Шлома
Из опыта работы «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе.
Вопрос развития мелкой моторики детей стоит довольно остро. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования.
Публикация «Из опыта работы „Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей дошкольного возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей : в дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук.
Цель моей работы : развивать у детей основы мелкой моторики на основе пальчиковых игр и упражнений
Задачи:
1) сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей.
2) совершенствовать мелкую моторику через пальчиковые игры;
3) повысить компетентность родителей, в значимости пальчиковых игр, упражнений для детей дошкольного возраста.
Новизна опыта. О влиянии развития мелкой моторики рук на речь детей в последнее время написано немало книг и пособий. Так, например, - Е. А. Савельева «Пальчиковые и жестовые игры в стихах для дошкольников». Янушенко Е. А. «Развитие мелкой моторики у детей». Занятия по этим книгам помогают укреплять руки детей, развивают согласованные движения рук, дифференцированные движения пальцев рук.
Из всего многообразия существующих дидактических игр мной отобраны и систематизированы те дидактические игры, которые действительно влияют на развитие мелкой моторики рук дошкольников. Определив основное направление в работе, я приступила к созданию предметной среды, которая бы расширила мир детей, стимулировала их разнообразную творческую деятельность и в свою очередь способствовала развитию мелкой моторики и координации движений пальцев, а, следовательно, и развитию речи, и способствовала подготовки руки ребенка к письму.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста.
Теоретическая обоснованность.
Движения рук – это основа для формирования навыков самообслуживания у детей. Уровень развития тонкой моторики является одним из важных показателей готовности ребенка к обучению в школе. Движения пальцев рук влияют на развитие моторной функции речи и стимулируют развитие других психических функций – мышления, памяти, внимания.
Функция человеческой руки уникальна и универсальна. Сухомлинский в своих воспоминаниях писал о том, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Именно руки учат ребенка точности, аккуратности, ясности мышления. Движения рук возбуждают мозг, заставляя его развиваться».
По мнению М. М. Кольцовой, уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук: если развитие движений пальцев соответствует возрасту ребенка, то и речевое развитие его будет в пределах нормы; если же развитие движений пальцев отстает, задерживается и развитие речи. М. М. Кольцова отмечает, что есть все основания рассматривать кисть руки как «орган речи» — такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения, двигательную проекционную область кисти руки можно считать еще одной речевой зоной мозга.
По наблюдениям исследователей, развитие словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной тонкости. Развитие пальцевой моторики как бы подготавливает почву для последующего формирования речи.
Следствие слабого развития общей моторики, и в частности - руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием. С большой долей вероятности можно заключать, что если с речью не все в порядке, это наверняка проблемы с моторикой.
При подборе игровых упражнений на развитие мелкой моторики я придерживаюсь следующих принципов:
1) наглядность и учет возрастных и индивидуальных особенностей
2) развивающий характер обучения
3) систематичность и последовательность.
Практическая значимость. В своей педагогической работе я использую следующие виды упражнений и тренировок на развитие мелкой моторики у детей : 1) составление фигур из счетных палочек; 2) использование прищепок;
3) пальчиковая гимнастика, пальчиковые игры; 4) использование сухого бассейна; 5) нанизывание; 6) шнуровка; 7) игра с пазлами; 8) вдавливание деталей в пластилин; 9) сортировка круп; 10) опускание мелких предметов в сосуд с узким горлышком; 11) использование мозаики; 12) раскручивать и закручивать крышек; 13) функциональные застежки; 14) самомассаж;
15) определи наощупь; 16) рисование и лепка.
Все вышеперечисленные составляющие компоненты способствуют развитию мелкой моторики и координации движений у детей и в целом речевому развитию. Данный вид работы – мобильная структура, в которую можно вносить изменения, дополнения, исправления. Ее можно использовать для детей с нарушениями речи и для детей с нормальным уровнем речевого развития; в детском саду и в домашних условиях. При проведении данной работы очень важно соблюдать технику безопасности.
Для достижения положительных результатов в развитии ребёнка невозможно ограничиться только работой, проводимой в стенах детского сада. Родители - самые заинтересованные и активные участники воспитательного процесса. Я же в свою очередь, при взаимодействии с родителями использую папки-передвижки, регулярно провожу индивидуальные беседы, консультации. Понимание родителями значимости и сущности современной диагностики кистевой моторики и педагогической коррекции сохранит не только физическое и психическое здоровье ребёнка, но и оградит его от дополнительных трудностей обучения, помогут сформулировать навыки письма.
Работая над развитием мелкой моторики у детей, можно добиться определённых результатов. По моим наблюдениям у детей улучшается координация артикуляционного аппарата, совершенствуется общая координация движений. Выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которое оказывает благоприятное влияние на развитие речи. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, а это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма.
Систематическая работа в данном направлении позволила достичь следующих положительных результатов: дети стали более внимательны, усидчивы, больше общаются с воспитателем и сверстниками, пополнился словарный запас слов, кисть приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, меняется нажим, что в дальнейшем помогает детям легко овладеть навыком письма.