Елена Кострицына
Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с тяжелыми множественными нарушениями развития
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с тяжелыми множественными нарушениями развития
В настоящее время с введением федеральных государственных образовательных стандартов дети с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) получили возможность обучаться в детских садах компенсирующей направленности. Тяжелое множественное нарушение согласно данным отечественных и зарубежных исследований является специфически-целостным феноменом, характеризующим принципиально особую ситуацию развития.
Публикация «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с тяжелыми множественными нарушениями развития» размещена в разделах
Тяжелое множественное нарушение возникает вследствие органического поражения ЦНС в результате недоразвития или повреждения мозга преимущественно в раннем развитии. Поражение ЦНС при тяжелом множественном нарушении носит сложный характер, при котором страдают: интеллект, речь и коммуникация, общая и мелкая моторика, поведение, сенсорная сфера. Основным в клинической картине является умственная отсталость.
Дети с тяжелыми множественными нарушениями с трудом овладевает всеми приемами по развитию моторики, все полученные умения и навыки у них быстро распадаются, если не происходит работа по их закреплению. Дети быстро забывают проделанные действия, из-за этого постоянно приходится возвращаться на шаг назад. При выполнении нового задания они долгое время не могут сосредоточиться на последовательности в выполнении упражнения. Поэтому дошкольники нуждаются в специально организованном обучении в выполнении точных, дифференцированных, целенаправленных движений пальцев рук.
Актуальность проекта. Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, решили провести с детьми углубленную работу в этом направлении, работая в контакте с родителями и педагогами группы.
Цель проекта. Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с тяжелыми множественными нарушениями развития в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование).
Работа по развитию мелкой моторики состоит из трех этапов:
I этап организационно-диагностический включает изучение литературы по проблеме, подбор упражнений по моторному развитию детей с тяжелыми множественными нарушениями в соответствии с возрастом, диагностику уровня сформированности мелкой моторики, создание предметно-развивающей среды для практического решения задач.
II этап практический является основной деятельностью и включает в себя два направления.
Первое направление - коррекционная работа с детьми с ТМНР, направленная на формирование и развитие мелкой моторики. В коррекционно-развивающей работе с дошкольниками необходимо учитывать такую направленность по развитию моторики как: нормализация мышечного тонуса и развитие двигательных функций руки.
При повышенном тонусе важно снять напряжение в кисти и напряжение мелких мышц. Используется расслабляющий массаж (поглаживание, пошлепывание, использование массажных щеток, мячей, игры с грецкими орехами). Нужны релаксирующие упражнения. При пониженном тонусе – тонизирующие упражнения (сжимать – разжимать резиновую игрушку, мяч, эспандер).
Развитие двигательных функций руки - способность к разным видам захвата, моторной ловкости, координации движений обеих рук, к выполнению серии движений, к переключению с одного движения на другое.
Второе направление - взаимодействие с родителями. Участие родителей в коррекционном процессе усилит эффективность и позволит добиться более высокого уровня развития мелкой моторики у детей с ТМНР.
Формы и методы работы с родителями это родительские собрания (проводятся 2 раза в год, консультации, беседы, день открытых дверей, методическая подборка для родителей (обновляется 1 раз в месяц) включает подбор книг, специальные памятки, буклеты, упражнения пальчиковых гимнастик, дидактические и настольно – печатные игры для развития мелкой моторики.
III этап аналитический включает анализ проведенной работы – методической, диагностической и практической, т. е. обобщение опыта работы по развитию моторики у детей с ТМНР.
Список использованной литературы
1. Белая А. Е., Мирясова В. И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов / А. Е. Белая, В. И. Мирясова. - М: АСТ, 1999.
2. Екжанова, Е. А., Стребелева Е. А. Коррекционно – развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. – М. : «Просвещение», 2005.
3. Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников: Книга для учителя. - М. : Просвещение, 1993