ИРИНА ИШИМОВА
Использование нетрадиционных предметов в развитии мелкой моторики у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы
Использование нетрадиционных предметов в развитии мелкой моторики у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
1
В нашем быту много интересных предметов, которые привлекают внимание детей : пробки, прищепки, крышки, пуговки, «киндеры», пластмассовые бутылочки… Для нас это просто необходимые вещи, а для ребенка они могут стать интересными игрушками. Одному из таких предметов посвящён мой мастер-класс.
Я предлагаю вам загадку - подсказку:
Публикация «Использование нетрадиционных предметов в развитии мелкой моторики у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Она пальчик щиплет крепко,
И белье хватает цепко.
Называется. ПРИЩЕПКА. Вот она.
У малышей особенный интерес вызывают прищепки. Дети занимаются играя, даже не замечая того большого смысла и огромной пользы, которую мы закладываем в самые обычные действия и предметы.
Играя с разноцветными прищепками, дети советуются, обсуждают, радуются, если у них получается задуманное. Игры с разноцветными прищепками доставляют радость и веселье всем. Особенно они полезны, если пальчики ребенка действуют неуверенно, неловко. Игры с прищепками хорошо развивают щипковый хват, способность перераспределять при щипковом хвате мышечный тонус. Очень важно заниматься последовательно (правая рука, левая рука, обе руки, переходить от прос-того к сложному. Развивая движения пальцев рук, мы тем самым способствуем развитию интеллектуальных и мыслительных процессов ребенка, становлению его речи.
При выполнении игровых упражнений с прищепками решается несколько задач:
- развитие мелкой моторики рук,
- формирование и развитие соответствующих заданию математических представлений (восприятия цвета, формы, величины, количественных и пространственных отношений);
- развитие чувства ритма;
- развитие конструктивного мышления;
- формирование положительного настроя на совместную с взрослым работу;
Опыт работы показал, что игры с прищепками вполне могут занять почётное место на полке среди других игрушек. Они вызывают у детей большой интерес и способствуют обогащению их бытового и практического опыта.
2
Как говорил В. А. Сухомлинский: «Источники творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».
3
Впервые игры с деревянными бельевыми прищепками использовала Мария Монтессори
«До пяти лет ребёнок – строитель самого себя из чего бы то ни было»,- отмечала автор технологии саморазвития М. Монтессори. Она предлагала «утончать» детские способности для развития моторики и сенсорики при помощи повседневных материалов и домашних предметов.
В работе с детьми по развитию мелкой моторики рук, обучению диалогической речи, сенсорному воспитанию и формированию пространственных представлений можно использовать такие предметы-заместители, как пластмассовые бельевые прищепки разных цветов и размеров. На занятиях и в свободное время прищепки «превращаются» в различных животных и птиц, помогая педагогам развивать мелкую моторику рук, развивая сенсорные и пространственные представления, коммуникацию, речь, воображение.
4
Использование прищепок – это развитие не только тонких движений пальцев, но и, по мнению М. М. Кольцовой, «есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть ещё одна речевая зона мозга».
Игры с разноцветными прищепками очень интересны и разнообразны. Они развивают мелкую моторику рук у детей дошкольного возраста, формируют представления о цвете, форме, величине, способствуют развитию ощущений собственных движений, стимулируют речевую активность детей.
Воспитанники проявляют особый интерес к играм с разноцветными прищепками. Развитие личности ребенка происходит через игру, близкую и понятную ему.
5, 6, 7
Учёные считают, что прищепки появились ещё в первобытные времена. Две деревянные щепки, соединенные между собой жилами животных. Их использовали ещё и как пуговицу на одежде, и как заколку для волос.
Такими прищепки стали в прошлом веке и до сих пор их разнообразие только увеличивается.
В настоящее время есть даже памятники прищепке. Один из них находитсяв Филадельфии. Его высота - около 15 метров.
Вот такая гигантская деревянная прищепка находится в паркев Бельгии. Она прекрасно дополняет ландшафт.
8
Как же мы в своей работе можем использовать этот простой, но в то же время, такой необычный предмет? Разнообразие современных прищепок позволяет нам придумывать самые разные игры и игрушки с ними. Сегодня я познакомлю вас с тем, как использую в работе этот предмет.
9
Утром, когда ребёнок только приходит в детский сад, его встречают множество игрушек.
Вместе с такими игрушками, есть у нас и игрушки-самоделки. Они привлекают внимание детей. Для их изготовления я, в том числе, использую прищепки. Ребёнок может делать такие игрушки самостоятельно, что-то переделывая или изменяя по своему желанию.
10, 11
Прищепки используем при выполнении самомассажа, который оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышает тонус, эластичность и сократительную способность мышц, захватывается вся верхняя фаланга пальцев.
В организованной деятельности, на занятиях прищепки использую как счётный материал, как часть пособий для закрепления основных цветов, размеров. В зависимости от возраста детей задания могут изменяться и усложняться.
12
ИГРЫ с прищепками с РЕЧЕВЫМ СОПРОВОЖДЕНИЕМ направлены на развитие мелкой моторики рук, речи, воображения.
13,
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ИГРЫ
Игра-упражнение : Согласование числительного с существительным (можно играть с кубиком). Шесть карандашей, пять яблок ( как усложнение: три желтых самолета
Звуковой анализ, сине прищепки твердый согласнй, зеленые мягкий, красные гласный звук, деление слогов на слоги, сколько слогов столько прищепок
подобрать первую букву слова к каждой картинке, либо сделать звуковой анализ слова.
14
СЕНСОРНЫЕ
ИГРЫ
2) разобрать прищепки по цвету или повторить цветовую дорожку;
“Цветной круг”
закрепление название цвета, соотнесение картинок на прищепках к цветовому спектру
15, 16
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ
ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ, фантазию добавляем ежику колючки, солнышку лучики, тучке капельки
ИГРЫ НА РАСШИРЕНИЕ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
О ПРЕДМЕТНОМ И
СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ОКРУЖЕНИИ кто что ест, кто где живет
17,18
ИГРЫ НА ЗАКРЕПЛЕНИЕ
ЭЛЕМЕНТАРНЫХ
МАТЕМАТИЧЕСКИХ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
Закрепление названия геометрических фигур, подбор подходящих картинок к соответствующим фигурам) прикрепить на цифры такое количество прищепок, число которых они обозначают, решать примеры, прикрепив ответ на палочку;
19,20
В вечернее время дети очень любят собирать конструктор из прищепок. Здесь уже фантазии детей нет предела. Из обычных прищепок можно вместе с детьми создать целый сказочный мир! Это могут быть разнообразные игрушки, поделки а можно придумать свою сказку! А ведь на прищепках можно и сыграть! Прищепками можно наполнить красивые жестяные банки, пластмассовые стаканчики (получатся шумелки, сделать трещотку на палочке, трещотку – бусы.
Вот такие они: простые, но в то же время такие необычные ПРИЩЕПКИ!
Спасибо за внимание!