Евгения Жунина
Рекомендации для родителей «Развитие мелкой моторики у детей с тяжелыми формами детского церебрального паралича по ФГОС»
▼ Скачать + Заказать документы
В соответствии с ФГОС ДО современная образовательная организация должна обеспечивать развитие личности ребенка, его мотивации и способностей в различных видах деятельности. Одним из важнейших направлений в работе с детьми с тяжелыми формами детского церебрального паралича является развитие крупной и мелкой моторики.
Публикация «Рекомендации для родителей „Развитие мелкой моторики у детей с тяжелыми формами детского церебрального паралича по ФГОС“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2019
В рамках данного направления коррекционно-развивающая работа строится на основе тщательного изучения нарушенных и сохранных функций опорно-двигательного аппарата. Для каждого ребенка с тяжелыми формами ДЦП подбираются те задачи, которые лежат в зоне его ближайшего развития и решаются в соответствии с уровнем его актуального развития. При этом коррекционно-развивающую работу по развитию мелкой моторики необходимо проводить ежедневно.
Предлагаю следующие игры и упражнения:
Массаж кистей и пальцев рук. Применяется для снижения тонуса рук, расширения объема мелких движений кистей и пальцев рук, формирования согласованных движений рук. Массаж можно выполнять зубной щеткой, различными мячиками и шариками, массажной расческой и пр. Массаж не должен вызывать у ребенка неприятных ощущений. Должен выполняться в течение 3-5 минут ежедневно: самомассаж тыльной стороны, самомассаж ладони, самомассаж пальцев рук. Пассивный массаж применяется только в случае, если ребенок в силу двигательных нарушений не может производить самостоятельные движения.
Пальчиковые игры. Применяются для развития праксиса, формирования указательного жеста, увеличения амплитуды движений пальцев, обособления каждого пальца. Отрабатываются следующие навыки: удержание пальцевой позы, переключение с одной позы на другую, одновременное выполнение движения пальцами обеих рук. Упражнения выполняются по подражанию действиям взрослого, затем – по речевой инструкции и собственным представлениям. В случае, если ребенок в силу двигательных нарушений не может производить самостоятельные движения, упражнения выполняются с помощью взрослого.
Игры с пуговицами или пуговичный массаж. Применяется для развития мелкой моторики, ловкости рук, пространственной ориентировки. Выполняются следующие упражнения:
катание пальцами пуговицы, поставленной на ребро;
нахождение самой большой, самой маленькой пуговицы и т. д. ;
застегивание / расстегивание пришитой пуговицы;
составление узора из пуговиц.
Игры с крупами. Применяются для развития мелкой моторики, чувственного восприятия, мышления. Выполняются следующие упражнения:
массаж ладони фасолью, горошиной;
пересыпание крупы из одной емкости в другую;
«сухой бассейн» из фасоли и гороха.
Игры с песком. Применяются для развития мелкой моторики, тактильных ощущений. Выполняются следующие упражнения:
закапывание игрушки;
поиск «клада»;
рисование на песке.
Игры с пластилином, тестом, глиной. Применяются для развития мелкой моторики, ловкости рук, творчества. Выполняются следующие задания:
скатать шарик, колбаску, лепешку, колечко и т. д. ;
разрезать на кусочки;
мять и отщипывать;
надавливать монеткой для получения отпечатка.
Игры с прищепками. Применяются для развития мелкой моторики и ловкости. Выполняются следующие упражнения:
доставать прищепки из корзинки;
развешивать бумажную одежду на веревочку;
«добавлялки» (на солнышко – лучики, ежику – иголки);
«кусать» пальчики прищепками.
Игры с конструктором и мозаикой. Применяются для развития мелкой моторики, пространственного мышления, творческих способностей. Используются задания по собиранию деталей по образцу или схеме.
Игры со счетными палочками. Применяются для развития мелкой моторики, пространственного мышления. Выполняются следующие упражнения:
брать палочки разными пальцами;
перекладывать палочки;
выкладывать рисунки из палочек по схеме или образцу.
Рисование, раскрашивание. Применяется для развития мелкой моторики, внимания, ориентировки на листе бумаги. Включает рисование карандашами, мелками, кистью, палочкой, губкой, рукой, по трафарету и др.
Шнуровки. Применяются для развития мелкой моторики, координации движений, логического мышления.
В результате ежедневного применения вышеперечисленных игр и упражнений у детей с тяжелыми формами детского церебрального паралича улучшается подвижность пальцев и кистей рук, движения становятся более согласованными и координированными. Также комплексное развитие мелкой моторики улучшает речь, развивает память, мышление и внимание ребенка.