Наталия Баранцева
Развитие математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством мультипликации
▼ Скачать + Заказать документы
Математика сопровождает нас на протяжении всей жизни. Без умения считать, правильно складывать, вычитать, умножать и делить числа современному человеку прожить невозможно. Поэтому возникает потребность формировать математические представления у ребенка уже с дошкольного детства.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Мультипликация, анимация, кино. Создаем мультфильмы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Формирование математических представлений является одним из средств интеллектуального развития ребенка, его познавательных и творческих способностей. При этом главная задача педагога – это познакомить ребенка с новым для него материалом, который не только научит его считать, но и даст ребенку возможность творить, мыслить, что повлияет на когнитивную и эмоциональную сферы.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования уделяет большое значение умственному воспитанию детей, а именно развитию элементарных математических представлений. Он предполагает развитие у детей внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, а также умственных способностей, умения сравнивать, анализировать, обобщать и устанавливать простейшие причинно-следственные связи в ходе различных видов деятельности[7].
Современное состояние теории и методики развития математических представлений о детей дошкольного возраста сложилось в 80-90 годы и первые годы нового столетия под влиянием развития идей обучения детей математике, а также реорганизации всей системы образования[6].
Многие ученые рассматривали знакомство ребенка с математическими действиями через призму своих взглядов. Так, Я. А. Коменский предлагал обучать детей математике с 3-х лет посредством выполнения практических действий. Согласно его методике, дети постепенно овладевают счетом до 20, умеют сравнивать геометрические фигуры, различают четные и нечетные числа[2].
И. Г. Песталоцци отмечает важным осознание ребенком реальных отношений, которые являются основой всякого вычисления. Широкое использование наглядности, многократное повторение упражнений позволят ребенку освоить счет, образование чисел, а также научат простым арифметическим действиям[1].
Не отходила и от практических действий ребенка знаменитый итальянский педагог, М. Монтессори. Она предложила уже в дошкольном возрасте знакомить детей с монетами и учить правильным действиям с ними. В специально организованной среде М. Монтессори предполагала использование специального дидактического материала : бруски с цветными делениями, счетные ящички, цветные бусы[1].
Изменение взглядов о математическом развитии дошкольников пришлось на XX столетие. Советский педагог, А. А. Столяр, полагал, что формирование элементарных математических представлений у дошкольников полностью находится на предматематическом уровне. Самый важный результат предматематической подготовки ребенка – это не только и не столько математика и накопление определенного запаса знаний и умений, сколько умственное развитие ребенка, формирование у него необходимых специфических познавательных и умственных умений, которые являются базовыми для дальнейшего успешного усвоения математического содержания[6].
Процесс формирования элементарных математических представлений должен давать широкий развивающий эффект, то есть математическое развитие.
По мнению З. А. Михайловой, под математическим развитием дошкольников следует понимать позитивные изменения в познавательной сфере личности, которые происходят в результате освоения математических представлений и связанных с ними логических операций[6].
Таким образом, можно заметить, что современные авторы связывают математическое развитие ребенка, прежде всего, с развитием его познавательной сферы, разнообразных способов познания, познавательной деятельностью, а также развитием математического мышления.
Современные методы и технологии формирования элементарных представлений у детей дошкольного возраста очень широки по своему спектру. Создание проблемных ситуаций, проектно-исследовательская деятельность, технологии организации сюжетно-ролевых игр, инновационный дидактический материал и многое другое уже не удивят современного дошкольника своей новизной. Но одной из инновационных форм работы с детьми в дошкольных организациях, которая является эффективной для детей нового поколения, являются информационно-коммуникативные технологии. Именно они позволяют современному дошкольнику эффективно усваивать изученный материал и применять его на практике.
На базе МАДОУ №272 нашими педагогами была проведена опытно-экспериментальная работа по созданию мультипликации математического содержания для детей старшего дошкольного возраста. В эксперименте участвовали дети старшего дошкольного возраста и их педагоги. Эксперимент состоял из трех этапов.
Целью данного эксперимента состояло: теоретически обосновать и апробировать систему работы по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста посредством создания мультипликации.
На основе теоретических исследований нами были сформулированы следующие задачи:
1. Развитие у детей логико-математических представлений и представлений о математических свойствах и отношениях предметов;
2. Овладение детьми математическими способами познания действительности: счет, измерение, простейшие вычисления;
3. Развитие интеллектуально-творческих проявлений детей : находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремление к поиску нестандартных решений задач.
На этапе констатирующего экспериментами нами проведена «Диагностика математических способностей» у детей старшего дошкольного возраста Е. В. Колесниковой. Критериями данной диагностики выступили: умение выделять количественный признак числа, знание о количественном составе числа в пределах пяти, умение раскладывать предметы в порядке убывания и возрастания по величине. По результатам диагностики нами были сделаны выводы о низком уровне сформированности математических представлений у детей старшей группы, вследствие чего, нами была разработана система работы по увеличению количественных и качественных результатов.
Система работы по развитию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста состояла из двух этапов. На первом этапе с детьми проводились беседы с широким использованием наглядного и предметно-дидактического материала, что подкреплялось активными действиями со стороны старших дошкольников. На втором этапе дети совместно с педагогами участвовали в создании мультфильмов. Мультфильмы были направленны на овладение дошкольниками такими базовыми понятиями, как счет, форма, величина и другие. Педагогами был подобран соответствующий дидактический материал и прописан сценарий. Дети участвовали в создании подходящих условий в мультстудии, раскадровке мультфильма, а также озвучке героев. В результате второй части эксперимента нами было создано 4 мультфильма с названиями : «Настоящие друзья», «Как было много тех героев», «Три поросенка» и «Они все рядом».
На этапе контрольного эксперимента нами была повторно проведена «Диагностика математических способностей» у детей старшего дошкольного возраста Е. В. Колесниковой. По результатам выходящей диагностики нами были замечены позитивные изменения уровня сформированности математических представлений у детей старшего дошкольного возраста, что доказывает эффективность проведенной нами системы работы.
Развитие познавательных способностей и познавательного интереса детей дошкольного возраста является одним из важнейших вопросов воспитания и развития детей дошкольного возраста. Успешность обучения ребенка в школе и успешность его развития в целом зависят от того, насколько хорошо развит познавательный интерес и познавательные способности ребенка. Ребенок, которому интересно узнать что-то новое, и который успешен, всегда будет стремиться узнать больше, что, конечно же, окажет самое положительное влияние на его умственное развитие.
Список литературы
1. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник / Под ред. Гогоберидзе А. Г., Солнцевой О. В. - СПб. : Питер, 2017. - 480 c.
2. История педагогики и образования : учебник и практикум для академического бакалавриата / Е. А. Князев. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 505 с. — Серия : Бакалавр. Академический курс
3. Колесникова Е. В. Диагностика математических способностей детей 6-7 лет [Текст] / Е. В. Колесникова. – М. : Сфера, 2018. – 32 с. – (Математические ступеньки)
4. Михайлова З. А. и др. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008.- 384с.
5. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования /Под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. :МОЗАИКА-СИНТЕЗ -2011.-336с.
6. Петрова В. Ф. Методика математического образования детей дошкольного возраста / Каз. федер. ун-т. – Казань, 2013. – 203 с.
7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». [Электронный ресурс]. URL : https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_42118/ ( дата обращения: 18.06.2020).