МААМ-картинки

Развитие математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством мультипликации

Наталия Баранцева
Развитие математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством мультипликации
▼ Скачать + Заказать документы

Математика сопровождает нас на протяжении всей жизни. Без умения считать, правильно складывать, вычитать, умножать и делить числа современному человеку прожить невозможно. Поэтому возникает потребность формировать математические представления у ребенка уже с дошкольного детства.

Публикация «Развитие математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством мультипликации» размещена в разделах

Формирование математических представлений является одним из средств интеллектуального развития ребенка, его познавательных и творческих способностей. При этом главная задача педагога – это познакомить ребенка с новым для него материалом, который не только научит его считать, но и даст ребенку возможность творить, мыслить, что повлияет на когнитивную и эмоциональную сферы.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования уделяет большое значение умственному воспитанию детей, а именно развитию элементарных математических представлений. Он предполагает развитие у детей внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, а также умственных способностей, умения сравнивать, анализировать, обобщать и устанавливать простейшие причинно-следственные связи в ходе различных видов деятельности[7].

Современное состояние теории и методики развития математических представлений о детей дошкольного возраста сложилось в 80-90 годы и первые годы нового столетия под влиянием развития идей обучения детей математике, а также реорганизации всей системы образования[6].

Многие ученые рассматривали знакомство ребенка с математическими действиями через призму своих взглядов. Так, Я. А. Коменский предлагал обучать детей математике с 3-х лет посредством выполнения практических действий. Согласно его методике, дети постепенно овладевают счетом до 20, умеют сравнивать геометрические фигуры, различают четные и нечетные числа[2].

И. Г. Песталоцци отмечает важным осознание ребенком реальных отношений, которые являются основой всякого вычисления. Широкое использование наглядности, многократное повторение упражнений позволят ребенку освоить счет, образование чисел, а также научат простым арифметическим действиям[1].

Не отходила и от практических действий ребенка знаменитый итальянский педагог, М. Монтессори. Она предложила уже в дошкольном возрасте знакомить детей с монетами и учить правильным действиям с ними. В специально организованной среде М. Монтессори предполагала использование специального дидактического материала : бруски с цветными делениями, счетные ящички, цветные бусы[1].

Изменение взглядов о математическом развитии дошкольников пришлось на XX столетие. Советский педагог, А. А. Столяр, полагал, что формирование элементарных математических представлений у дошкольников полностью находится на предматематическом уровне. Самый важный результат предматематической подготовки ребенка – это не только и не столько математика и накопление определенного запаса знаний и умений, сколько умственное развитие ребенка, формирование у него необходимых специфических познавательных и умственных умений, которые являются базовыми для дальнейшего успешного усвоения математического содержания[6].

Процесс формирования элементарных математических представлений должен давать широкий развивающий эффект, то есть математическое развитие.

По мнению З. А. Михайловой, под математическим развитием дошкольников следует понимать позитивные изменения в познавательной сфере личности, которые происходят в результате освоения математических представлений и связанных с ними логических операций[6].

Таким образом, можно заметить, что современные авторы связывают математическое развитие ребенка, прежде всего, с развитием его познавательной сферы, разнообразных способов познания, познавательной деятельностью, а также развитием математического мышления.

Современные методы и технологии формирования элементарных представлений у детей дошкольного возраста очень широки по своему спектру. Создание проблемных ситуаций, проектно-исследовательская деятельность, технологии организации сюжетно-ролевых игр, инновационный дидактический материал и многое другое уже не удивят современного дошкольника своей новизной. Но одной из инновационных форм работы с детьми в дошкольных организациях, которая является эффективной для детей нового поколения, являются информационно-коммуникативные технологии. Именно они позволяют современному дошкольнику эффективно усваивать изученный материал и применять его на практике.

На базе МАДОУ №272 нашими педагогами была проведена опытно-экспериментальная работа по созданию мультипликации математического содержания для детей старшего дошкольного возраста. В эксперименте участвовали дети старшего дошкольного возраста и их педагоги. Эксперимент состоял из трех этапов.

Целью данного эксперимента состояло: теоретически обосновать и апробировать систему работы по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста посредством создания мультипликации.

На основе теоретических исследований нами были сформулированы следующие задачи:

1. Развитие у детей логико-математических представлений и представлений о математических свойствах и отношениях предметов;

2. Овладение детьми математическими способами познания действительности: счет, измерение, простейшие вычисления;

3. Развитие интеллектуально-творческих проявлений детей : находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремление к поиску нестандартных решений задач.

На этапе констатирующего экспериментами нами проведена «Диагностика математических способностей» у детей старшего дошкольного возраста Е. В. Колесниковой. Критериями данной диагностики выступили: умение выделять количественный признак числа, знание о количественном составе числа в пределах пяти, умение раскладывать предметы в порядке убывания и возрастания по величине. По результатам диагностики нами были сделаны выводы о низком уровне сформированности математических представлений у детей старшей группы, вследствие чего, нами была разработана система работы по увеличению количественных и качественных результатов.

Система работы по развитию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста состояла из двух этапов. На первом этапе с детьми проводились беседы с широким использованием наглядного и предметно-дидактического материала, что подкреплялось активными действиями со стороны старших дошкольников. На втором этапе дети совместно с педагогами участвовали в создании мультфильмов. Мультфильмы были направленны на овладение дошкольниками такими базовыми понятиями, как счет, форма, величина и другие. Педагогами был подобран соответствующий дидактический материал и прописан сценарий. Дети участвовали в создании подходящих условий в мультстудии, раскадровке мультфильма, а также озвучке героев. В результате второй части эксперимента нами было создано 4 мультфильма с названиями : «Настоящие друзья», «Как было много тех героев», «Три поросенка» и «Они все рядом».

На этапе контрольного эксперимента нами была повторно проведена «Диагностика математических способностей» у детей старшего дошкольного возраста Е. В. Колесниковой. По результатам выходящей диагностики нами были замечены позитивные изменения уровня сформированности математических представлений у детей старшего дошкольного возраста, что доказывает эффективность проведенной нами системы работы.

Развитие познавательных способностей и познавательного интереса детей дошкольного возраста является одним из важнейших вопросов воспитания и развития детей дошкольного возраста. Успешность обучения ребенка в школе и успешность его развития в целом зависят от того, насколько хорошо развит познавательный интерес и познавательные способности ребенка. Ребенок, которому интересно узнать что-то новое, и который успешен, всегда будет стремиться узнать больше, что, конечно же, окажет самое положительное влияние на его умственное развитие.

Список литературы

1. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник / Под ред. Гогоберидзе А. Г., Солнцевой О. В. - СПб. : Питер, 2017. - 480 c.

2. История педагогики и образования : учебник и практикум для академического бакалавриата / Е. А. Князев. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 505 с. — Серия : Бакалавр. Академический курс

3. Колесникова Е. В. Диагностика математических способностей детей 6-7 лет [Текст] / Е. В. Колесникова. – М. : Сфера, 2018. – 32 с. – (Математические ступеньки)

4. Михайлова З. А. и др. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008.- 384с.

5. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования /Под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. :МОЗАИКА-СИНТЕЗ -2011.-336с.

6. Петрова В. Ф. Методика математического образования детей дошкольного возраста / Каз. федер. ун-т. – Казань, 2013. – 203 с.

7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». [Электронный ресурс]. URL : https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_42118/ ( дата обращения: 18.06.2020).

Публикации по теме:

Аналитический отчет «Развитие элементарных математических представлений дошкольников посредством дидактических игр» В связи с вступлением в силу с 1 сентября 2013 года Закона «Об образовании в Российской Федерации» в системе дошкольного образования происходят.

Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста «Нарисую я картинку» Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста на тему: «Нарисую я картинку». Авторы: воспитатель.

Формирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возрастаФормирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста • Задачи: 1. Познакомить с порядковым счетом до 5. 2. Учить правильно называть порядковые навыки счета. 3. Закреплять навыки счета. 4. Упражнять.

Картотека дидактических игр для развития элементарных математических представлений детей дошкольного возраста Методическая разработкаКартотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений «Ориентировка в пространстве».

Конспект НОД «Зайчик» по развитию речи посредством формирования математических представлений в группе раннего возрастаКонспект НОД «Зайчик» по развитию речи посредством формирования математических представлений в группе раннего возраста Цель: Развитие речи через формирование элементарных математических представлений. Задачи: Закреплять представления о зайце, об его характерных.

Отчёт по теме «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Уважаемые коллеги! Хочу поделиться опытом работы и представить вашему вниманию отчёт за межаатестационный период по теме:«Развитие математических.

Педагогический проект «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проекта» Педагогический проект «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности» Автор.

Проект «Развитие инициативы и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста посредством технологии «Клубный час» Автор данной технологии - Гришаева Наталья Петровна, старший научный сотрудник Института социологии РАН. «Клубный час» - это особая современная.

Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментированияРазвитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментирования Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих.

Рецензия на педагогический опыт «Развитие у детей старшего дошкольного возраста интереса к чтению посредством ИКТ» РЕЦЕНЗИЯ НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ. ТЕМА: «РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ С ОВЗ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ ДЕТСКОЙ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством мультипликации
Опубликовано: 18 сентября 2020 в 16:45
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством мультипликации» (включая файлы) размещена пользователем Наталия Баранцева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД